Начитавшись Чайны Мьевиля и начав читать Нила Геймана пройти мимо этих романов не получается. То к ним появляются прямые отсылки, то они просто поминаются добрым словом в предисловиях к различным изданиям. Закономерно становится интересно из-за чего.
Возможно, не очень правильно рассуждать о романах по-отдельности и логичнее было бы разглагольствовать после прочтения всей трилогии, но если очень хочется, то кто же запретит?
Книга необычна. При чем это "необычна" проявляется крайне разнообразно.
Во-первых, сам жанр. Это не фантастика, не фентези, не альтернативная история. Некое условно средневековье, несуществующий не то город не то государство, но при этом иногда встречаются упоминания вполне реальных стран. Здесь нет ни магии ни мистики, но при этом иногда происходящее настолько фантасмагорично (по-своему, но тем не менее), что книгу сравнивать с простым историческим романом никак не получается.
Во-вторых, персонажи. Как бы это точнее выразить... кажется это первая книга, где нет ни одного психически здорового героя. Это не диковатое помешательство комиксового Джокера, это не сказочное помутнение рассудка правителя Рохана из бессмертного творения Профессора, это даже не мнимая шизофрения Ивана Бездомного. Это безумие, медленное схождение с ума, эксцентричность на грани (хотя скорее уже за гранью) психического здоровья... Неприглядное, мерзкое, иногда даже пугающее. До ужаса жизнеутверждающее чтиво...
В-третьих, замок Горменгаст. В нем нет ничего выходящего за рамки реальности. Здесь нет психоделической фантазии современных авторов. Это просто сцена, декорации. Замок описывается без излишни восторгов, без нарочитого смакования деталей. В описаниях довольно часто специально подчеркивается запустение, блеклые цвета. Но читая эти описания понимаешь почему этот замок вспоминают спустя полвека. Он чудовищен и лишь подчеркивает безумие героев. И в этом он прекрасен.
В-четвертых, Стирпайк. По меньшей мере ради только реализации этого персонажа надо будет ознакомиться с экранизацией. Я не могу вспомнить более очаровательную мразь. И дальше, видимо, будет только больше.
В итоге у книги безусловно уйма достоинств, она заслуживает и экранизацию, и отсылки, но её нельзя советовать читать. Там слишком много безумия в самом пугающем виде - реальном.А в сочетании с полуфантастической подачей происходящего текст становится едва ли не взрывной смесью. Что не мешает быть тексту сложным и вязким, сквозь него в буквальном смысле "продираешься".