![](http://1.bp.blogspot.com/_bfmRJp3c0rI/THCP09pfPxI/AAAAAAAAAAw/zuQBJeTtj70/s1600/%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg)
Странные книги это если и не всегда хорошо, то почти наверняка интересно.
"Бедный маленький мир" странен более чем. Начиная от желания оторвать руки человеку, писавшему аннотацию. Я догадываюсь, что хорошо сделанная работа даже в отношении такой мелочи если не искусство, то уж точно ремесло. Но когда на глаза попадается откровенная отписка не то что не дающая представление о книги а, скорее, отталкивающая от нее это расстраивает. К счастью рекомендации книги были достаточно убедительны.
Но аннотация аннотацией. Это, в конце концов, действительно мелочи. А вот книга, способная зацепить первым предложением - редкость.
Мне нравятся системы. Это, кажется, не связанно с техническим образованием как таковым. Просто то что связанно с цифрами проще формализуется и описывается пи помощи четких и однозначных правил. Из теоремы не может быть исключений. Если они есть значит либо не верна теорема, либо не верны данные.
Но язык - это тоже система. С законами, правилами, формальностями. И когда перед на глаза попадается великолепнейшая игра со всем этим разом то остается только приходить в восторг. При любви к витиеватым конструкциям, сноскам, отсылка и пояснениям в скобках предложение, с которого начинается книга, мгновенно настраивает на нужный лад.
Ложка дегтя есть - в такой манере выдержать всю книгу целиком просто невозможно. Дозы текста, подведенного к границе читаемости, увы, должны быть небольшими. С другой же стороны книгу по-прежнему пишет человек с гуманитарно-лингвистическим образованием, так что скучно не будет. На протяжении практически все книги попадаются и великолепные словесные конструкции и поводы расширить свой словарный запас. Хорошо хоть на латынь только ссылаются, а не цитируют. Возможно стиль упростился к концу книги, но равновероятно что к этому моменту просто увлекает сюжет и выныривать для того чтобы проанализировать обертона речи нет желания.
Сюжет книги и его подача тоже не оставляют равнодушным. Мне нравятся сложные истории с множеством линий персонажей, их развитием и сведением к финалу в какой-нибудь замысловатый узел. В общем и целом это именно такая книга. Эффект усиливается за счет несколько безответственных взаимоотношений с хронологией. Сцены, идущие в тексте друг за другом могут в сюжете происходить одновременно, быть отсылками в прошлое героев, могут идти последовательно или в обратном порядке. В добавок могут быть разделены ощутимым скачком во времени или наоборот небольшим промежутком, но преподнесенным как очень длительный перерыв. Выстраивать из всего этого стройную цепь событий не просто, но увлекательно.
Единственным спорным моментом может быть финал. Но, во-первых, за такой финал можно простить очень многое. Пускай это несколько сказка, но за тем мы и читаем фантастику - чтобы нам рассказали о чем-то, чего не может быть. А во-вторых, эту книгу нужно показывать авторам, у которых проблемы с распутыванием напридумыванных сюжетных линий, в качестве образца для подражания. Потому что здесь действительно не все линии были развиты и завершены. Но ни одну из линий не выходит назвать оборванной. Некоторые ловко сведены, внимание с некоторых не менее ловко переведено на другие. Некоторые целиком и полностью развиты и завершены. Финал умудряется балансировать между сказанным напрямую и недосказанностями. Там нет практически ничего жестко прибитого гвоздями и, в то же время, сказано все что было необходимо сказать. И то, как автор лавирует между этими крайностями - великолепно.
PS. А еще книга оглушает количеством отсылок к чему бы то ни было. Здесь и литература, и кинематограф. Здесь Стругацкие рядом с Одри Хепберн, а немецкий романтизм рядом с советской поэзией. Всех сразу просто не удается вспомнить.