Очередная книга любимейшего современного писателя. Как обычно вызывает восторг, удивляет, поражает и впечатляет невозможной фантазией автора.
В качестве ложки дегтя выступали изначально неверные ожидания от книги. В отзывах люди говорят о фатнастики основанной не то на лингвистики, не то на филологии. А в итоге оказалось болше то ли семиотики, то ли чего-то еще, названия чему подобрать не удается из-за недостатка гумманитарных знаний. Но, когда ошибка стала ясна, получать удовольствие уже ничего не мешело.
Это очередной эксперимент. Кажется автор распробовал возможность играть не только выдуманными мирами, но и жанрами, стилями и направлениями. В результате на этот раз вышла научная фантастика. Твердая, на сколько она может быть твердой при сюрреалистической фантазии Мьевиля. Далекая планета, иные рассы, сложности контакта и взаимодействия...
И в этом моменте начинает играть главная задумка книги, её основа. Что если понимание не возможно на уровне мышления? И как такое непонимание может выглядет. Как его можно разрешить и к чему это приведет. Идеи сами по себе наверное не новые, но с таким шиком их не раскрывал наверное никто. Может быть нечто схожее было в творчестве Станислава Лема, но это все-таки слишком разные писатели чтобы их ставить в один ряд. Возможно отдельные моменты излишне натянуты и невозможны... но это же невозможность и творчество Чайны Мьевиля - неразлучные понятия.
Уже вторую книгу подряд ловишь себя на мысли, что мир, в котором разворачивается действие книги на столько нестандартен, законы его на столько необычны, что сюжет становится невозможно оценить. Потому что понятия банальности, предсказуемости или наоборот оригинальности и неожиданности неприменимы в ситации, где ты в принципе не представляешь чего ожидать от происходящего, не понимаешь до конца как устроен окружающий мир, что для него нормально а что - нет. И это ощущение бесценно.
Отдельные детали могут выглядеть как заимствования (ну или реализации витающих в воздухе идей). Но даже здесь находится место для игры фантазии автора и неожиданным применениям уже известных идей. Так идея "живой" инопланетной технологии начинает играть сначала как сюрреалистический пейзаж (слава описательному таланту автора - удивительные пейзажи ему удаются как никому другому), а потом начинает включать и в сюжет, и преиначивать канонические научно-фантастические детали вроде протезирования конечностей, например.
Теперь остается только ждать перевода новой книги и самих новых книг. Ну и подтянуть уровень класической литературы.