Нил Стивенсон. Лавина.

Dec 04, 2014 10:10

Классика жанра.


Читая настоящий киберпанк, те книги которые писались в 80е и в начале 90х посещает упадочная мысль, что жанр действительно уже мертв, и создать в его рамках что-то ново невозможно. Только жалкое подражание былому... но по порядку.
Первое же чем оглушает книга - несколько невменяемый стиль повествования. Первой же главой мир книги преподносится во всей его невозможности и сумасшествии, а неуловимая специфичность изложения заставляет вспомнить старым добрым словом серию книг в оранжевых обложках. Эта серия изданий меня до сих пор оставляет в недоумении, потому что в ней попадается и тот самый киберпанк (Уильям Гибсон), и спорные авторы (Чак Паланик), и совсем уж невменяемое и нечитаемое (Джеймс Хэвок на пару с Кэндзи Сиратори, например). В одном из их сборников рассказов, кажется, даже попался Чайна Мьевиль. В результате читать все что есть в серии без разбора просто страшно, но и отрицать что направленность серии часто пересекается с моим вкусом не выходит.
Дальше - больше. То ли к манере изложения происходящего привыкаешь, то ли изложение действительно перестает быть настолько эксцентричным, но начинаешь проникать в мир, в историю, во взаимоотношения персонажей и в какой-то момент ловишь себя на том как изменилось сам смысл слова "киберпанк" за время его существования. Обычно все внимание сосредотачивается только на первой половине термина - "кибер". Развитие технологий, виртуальная реальность, чудеса протезирования и переоборудования человеческого тела, разнообразный технофетишизм. И абсолютно забывается вторая половина - "панк". В лучшем случае процитируется гибсоновское "High tech, low life". А ведь обе половины равноценны. И без визуального безумия, многоязычной какофонии, мира на грани (или за гранью) возможного, гротеска в общественных отношениях (да и в технологических тоже) вместо киберпанка получается просто научная фантастика. Или просто фантастика.
В дополнение к этому с середины книги начинается псевдонаучное теоретизирование и выведение специфических аналогий, где в одном котле мешаются технологии, мифы, биология, религия. И эта мешанина великолепно вписывается в общее безумие. Ну а то что описание работы программистов не совпадает с тем что вышло спустя 20 лет - ну бывает, не все же фантастам угадывать.
И отдельно производит впечатление место занимаемое книгой в современной литературе. В ней, например цитируется (пускай и не в прямую, но узнаваемо) тот же Уильям Гибсон. И в то же время некоторые идеи и моменты воспроизводятся другими писателями в последние годы. У того же Мьевиля некоторые идеи вряд ли просто так повторяют то что есть в "Лавине".
Расстраивает только то что не удалось найти первые романы Стивенсона, и знакомство с творчеством писателя началось с середины, а не с начала. К счастью, от этого книга не становится хуже. Как и последующие, я надеюсь.

Книжное

Previous post Next post
Up