Киев. Заводы по производству весов и гирь -
https://funtofil.livejournal.com/196513.html В 1921 году все национализированные предприятия крупной и средней промышленности Киева были подчинены трестам.
Машиностроительные и металлообрабатывающие заводы - Южнорусский, бывший Гретера и Криванека, «Красный пахарь» (бывший Фильверта и Дедины);
гвоздильный - объединены в «Металлотрест», сахарный, дрожжевые, маслобойный заводы, колбасная и махорочная фабрики - в «Пищетрест»,
8 типографий города - в трест «Киевпечать», предприятия швейной промышленности - в трест «Киевшвей», в «Фармобъе-динение» вошли заводы «Юротат», «Карбоник».
История завода Греттера и Криванека -
https://life.informator.press/neradians-ka-istoriia-stvorennia-odnoho-iz-naybil-shykh-zavodiv-kyieva/ Гиря 10 КГ.. Поверка 1927 г. Клеймо "КМТ" - Киевский металлотрест, завод "Большевик" Фото из Инета.
Гиря 2 КГ. Клеймо "КМТ" - Киевский металлотрест, завод "Большевик" Фото из Инета.
Гиря 200 гр. Поверка 1927 г. Клеймо "КМТ" - Киевский металлотрест, завод "Большевик" Фото из Инета.
Гиря 200 гр. Поверка 1927 г. Клеймо "КМТ" - Киевский металлотрест, завод "Большевик" Фото из Инета.
Первый Киевский машиностроительный завод , завод "Большевик".
Завод основан в
1882 году предпринимателями-чехами
Я. Гретером и
И. Криванеком под названием «Киевский чугунолитейный и механический завод»
на киевской окраине -
Шулявке. Выпускал чугунную арматуру, болты, гайки, ремонтировал машины.
В
1888 году оформился в
акционерное общество «Киевский машиностроительный завод Гретера, Криванека и К°»,
которое в
1890 году приступило к строительству (на той же территории) нового завода. Стал крупнейшим машиностроительным предприятием города.
Производил оборудование для сахарных заводов (в этой области был ведущим в России),
паровые котлы, насосы и т. п.
В
1896 году на
Нижегородской ярмарке заводу присуждена Золотая медаль за паровую машину. В
1915 году его фактическим владельцем стал
К. Ярошинский.
В период
революции 1905 года заводские рабочие создали «Шулявскую рабочую республику», где поддерживали порядок боевые дружины.
Рабочие завода участвовали в октябрьском 1917 года и
январском 1918 года вооружённых восстаниях в Киеве.
В
1919 году после
национализации завод получил название «Первый государственный киевский машиностроительный завод».
Выполнял заказы для
Красной армии: оборудовал
броневики, ремонтировал машины судов
Днепровской флотилии.
В 1920-1921 годах снова выпускал оборудование для сахарных заводов, одновременно освоил выпуск машин для переработки
торфа,
жерновов мельниц.
В
1922 году получил название «Большевик».
В 1929 году учёный
Е. Патон устроил в котельном цехе лабораторию для
электросварочных испытаний,
чем положил начало сотрудничеству завода и
Института электросварки АН УССР.
Подробнее -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большевик_(завод,_Киев)