--- У Джулии возникло ощущение, что она в чем-то виновата. Королева в "Гамлете": "Готов твое я сердце растерзать, когда бы можно в грудь твою проникнуть". Мысли ее отвлеклись. ("Да, наверное, я уже слишком стара, чтобы сыграть Гамлета. Сиддонс и Сара Бернар его играли. Таких ног, как у меня, не было ни у одного актера, которых я видела в этой роли. Надо спросить Чарлза, как он думает. Да, но там тоже этот проклятый белый стих. Глупо не написать "Гамлета" прозой. Конечно, я могла бы сыграть его по-французски в Comedie Francaise. Вот был бы номер!") Она увидела себя в черном камзоле и длинных шелковых чулках. "Увы, бедный Йорик". Но Джулия тут же очнулась. ---
Моэм, Уильям Сомерсет. Театр.
Вот, собственно, и все, что я знаю о Саре Бернар, великой (теперь уж не проверишь) французской актрисе. Если бы не Моэм и не Вия Артмане, я вообще о ней ничего не знала бы вплоть до переезда в Чехию. После переезда подобное неведение стало невозможным, поскольку в Чехии на каждом шагу - Альфонс Муха, чешский художник, один из последователей, а где-то и основателей стиля модерн. А где Альфонс Муха, там и Сара Бернар, потому что слава Мухи, или Мюша, как называли его в Париже, началась с рекламных плакатов для нее. Муха нарисовал один, Сара увидела и влюбилась в свое изображение, нещадно ей льстившее. Муху тут же пригласили главным декоратором театра, карьера его резко пошла вверх, и с тех пор у него никогда не было проблем ни с заказами, ни с признанием.
(Йолки-палки, вот же охота пуще неволи, а. Пересказываю интернет своими словами только ради того, чтобы показать одну-единственную картинку! Некомильфо, вишь ли, просто картинку бессловесную приляпать в жужу. В общем, кому лень, может дальше не читать, а сразу идти под кат, там красивый модерновый плакат, одна штука.)
Да. О чем это бишь я. Альфонс Муха, выдающийся чешский художник, оставил после себя обширнейшее наследие. Иван Лендл, выдающийся чешский теннисист, бывшая первая ракетка мира, спортивное прозвище "Иван Грозный", это наследие успешно собирал. За свою жизнь Альфонс Муха создал 119 рекламных и театральных плакатов (щаз не говорим про Славянскую эпопею и его академическую живопись) . Лендлу удалось приобрести 116 из них. Из оставшихся - один в гамбургском музее, другой - в нью-йоркском, третий, похоже, вообще не сохранился, канул.
И вот эту коллекцию Лендл решил показать общественности в нынешнем году. Ее выставили в Муниципальном доме, в Праге. Переехав в Чехию, я изрядно подостыла к модерну, уж больно его здесь много. Но интерес к графике и затейливым пересечениям не потеряла. Поэтому пошла, и не пожалела. Выставка - отличная, Муха - прекрасен, Лендл - молодец. Говорят, сейчас выставка поехала то ли в Польшу, то ли в Россию, и еще несколько лет будет путешествовать по миру.
А теперь опять про Сару Бернар. Всего Муха нарисовал для нее семь театральных афиш. «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцаччо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Мелиссинда», «Медея». Афиши имели успех не только у Бернар, но и у экзальтированной публики. Их срывали с заборов и уносили, прижав к груди, домой.
Медея, на мой взгляд, самая крутая. Но Медею я видела раньше, и поэтому вполне была готова к эффекту, которая она производит. Мне хотелось посмотреть на Гамлета, но Гамлет как Гамлет. Вполне себе принц Датский. Зато Лоренцаччо, о котором я понятия не имела - кто ж нынче читает Мюссе.. Лоренцаччо понравился мне настолько, что я дала себе труд на это длиннющее вступление. Которое, слава будде, кончилось! И можно наконец заглянуть под кат, полюбоваться на красавчика. Сара играла его в зрелом возрасте, играла и потом, когда ей было 68 лет. Но плакаты, в отличие от великих французских актрис, не стареют. Все так же куртуазен и задумчив
Lorenzaccio, непонятый и непрощенный.
(Бонус для тех, кто в теме. Стрижка - один в один как у Бени К.)