g_g

MustonenFest: интернационал культур на мосту между Эстонией и Израилем

Feb 09, 2014 00:16

Этот пост навеян впечатлениями о заключительном концерте музыкального проекта MustonenFest, названного в честь его идейного вдохновителя и движителя Андреса Мустонена (ансамблт Хортус Музикус). Я не музыкальный критик, а эти записи - заметки на память об этом концерте.

MustonenFest состоит из 2 частей - сейчас прошла серия концертов в городах Эстонии с 30 января до 8 февраля, а с 20 по 24 февраля концерты пройдут в Тель-Авиве под названием "Тель-Авив - Таллинн". Подробнее о MustonenFest тут на русском языке.Особенностью этого года стало то, что эстонская музыка и исполнители из Эстонии в разных жанрах идут в пакете с израильской/еврейской музыкой и тематикой в исполнении музыкантов как израильских, так и из Эстонии и других стран. Сюда добавлены и классические авторы, и ближневосточная тематика. Вообщем, полный интернационал культур.
Программа сегодняшнего концерта была составлена необычно. Открыла его Песня на пострижение в монахини царицы Евдокии, написанная нарвским композитором Галиной Григорьевой, которая только была награждена орденом Белой звезды ЭР. Автор была в зале и ей устроили овацию. Песня - инструментальное произведение, с нотками печали и покорности судьбе (речь идёт о первой жене Петра I, сосланной им в монастырь). И сразу после этого - одно из моих самых любимых произведений И.С.Баха Концерт для фортепьяно d-moll BWV 1052. Партию фортепьяно исполнил израильский пианист и композитор Гил Шохат. Это одно из моих самых любимых произведений Баха, требующего от пианиста виртуозного владения техникой, при этом сама музыка предельно эмоциональна. С первых аккордов мне показалось, что я полностью в этой музыке. Манера исполнения была опьяняющей. Гил Шохат увел зал в мир Баха. И вот удивительно - музыка немецкого компазитора в исполнении израильского исполнителя была удивительно живой и бурлящей. Всё, что разъединяло и соединяло наши народы, ушло и растворилось, осталось искусство, не знающее границ и идеологий. Когда смолк последний аккорд, мне стоило усилий сохранить самообладание, очнуться. А в зале - овации, крики "браво". Как звучит концерт, можно послушать тут, но в другом исполнении.
Второе отделение началось с выступления израильской певицы меццосопрано Брахи Коль, исполнившей три печни израильских авторов. Жаль, что только три, хотя в программе фестиваля она уже выступала в джазовом концерте вместе с Гилем Шохатом. Три разные песни были как маленькая композиция. Мне было интересно услышать песни на иврите в классическом жанре. Что скрывать, у нас зачастую израильские песни представляются как набор традиционных песен и напевов для совместного исполнения с залом. Жанр классической песни, близкого к романсу, у нас, осмелюсь сказать, практически неизвестен. Тут добавлю небольшую ложечку дёгтя. В програмке концерта названия песен были указаны на английском, эстонском, транскрипции ивритского наименования, а вот название на иврите напечатали наоброт, т.е. слево направо. Я поначалу не разобрал, что за абракадабра, так как концевые формы согласных были в начале слова, в потом сообразил. Ну что ж, бывают и такие ляпы, что не умаляет достоинства концерта.
Израильская тема не ограничилась тремя песнями. На сцену вышла испанская скрипачка (кстати, скрипка XVII века) Изабель Виллануэва. Она исполнила произведение израильского композитора Бетти Оливеро Neharót Neharót для альта, аккордеона, перкуссии, двух струнных оркестров и магнитофонной ленты. Поводом создания  произведения стала Вторая ливанская война и в ней звучат мотивы песен скорби. Я думаю, что для жителей приграничных с Газой городов и поселений Израиля, находящихся под обстрелами террористов, там прозвучат мотивы, которые им близки и сегодня.
Завершился концерт исполнением Мессы F-dur BWV 233 И.С.Баха. Бах как бы обрамил весь заключительный концерт. Компоновка концерта как бы даёт нам сигнал - музыка универсальна и вне догм и надуманных норм. Андрес Мустонен собрал целый музыкальный интернационал, перекинув мостик между холодной зимней Эстонией и уже весенним Израилем. Христианский Бах блистал в исполнении еврейского автора, а скорбные мелодии израильского композитора наполняли зал волшебными звуками испанской скрипачки. Всем им помогали эстонский оркестр Klassipärlimäng Sinfonettaи Камерный хор Эстонской филармонии. И всё это под руководством виртуоза Андреса Мустонена. Надеюсь, что в Тель-Авиве у серии концертов будет такой же успех.

Эстония, концерт, личное, Мустонен, Израиль, музыка

Previous post Next post
Up