Вчера был день навигации. В смысле мы просто плыли весь день. А поэтому писать нечего. Ну точнее хватит на одну статью жизнеописания с сегодняшним днем вместе. Ею и займусь.
Сегодня утром мы прибыли в Тунис. Прибыли ненадолго, - стоянка всего семь часов, причем первый из них съедает высадка и тот факт, что здравомыслящий человек не проснется в 6:00, будучи в отпуске и не имея планов ранними пробежками укрепить здоровье в преддверии планового конца света. Итого: завтрак, и примерно в 8:00 мы на берегу. Как-то так получилось, что все время мы находимся в одной временной зоне, поэтому часы у меня спешат все на тот же час, что они спешили в Париже и Барселоне. Соответственно, мертвое время возврата было назначено на 13:00. Но оказалось, что это было слишком оптимистично.
Под оптимизмом я здесь имею в виду то, что делать в столице страны, милой своей однообразностью названий, нечего. Еще перед выездом из Киева мы посмотрели на карту города, и тогда же узнали, что сам Тунис находится в удалении от порта (километрах где-то в семи), и от места швартовки отделен чем-то напоминающим озеро (я так и не понял что это - искусственный водоем, залив или, может, водохранилище). Прямо посреди этого условного озера должен проходить мост (на месте оказавшийся скорее насыпью), по нему идет прямая дорога, и, в общем-то, все: явно должен быть местный транспорт, курсирующий от порта к центру.
Но, друзья, не стоит недооценивать арабские страны: вернемся к встретившей нас реальности. Пассажирский порт в сравнении с Барселоной оказался довольно-таки небольшим. Конечно же, никаких интересных конструкций с трапами и помостами, все примерно так, как отложилось в моей памяти о посадке в Одессе в далеком девяносто первом: асфальтированное поле (в длину ровно такое, что поместилось наше судно и еще одно примерно такое же), трапы, выходящие прямо на это поле; ну и терминал, состоящий из трех коридоров паспортного контроля (работал один), кафе «Ресторан» и небольшого филиала базара (так его называют местные) прямо в том же здании. Условность паспортного контроля переплюнула ленивость украинских и белорусских пограничников вместе взятых: две тетки со скучающими лицами, не заглядывая в паспорта, проставили нечитаемые штампы в миграционные карты (которые нам выдали на судне уже заполненными), и помахали рукой: «Проходите».
Экскурсию в Тунисе мы не заказывали (зачем? - ведь есть автобус и интернет), поэтому сразу же направились искать остановку. Это была первая из ошибок. Никакой остановки в зоне видимости и окрестностях порта нет. Наличие железнодорожной колеи как-бы намекнуло, что должна ходить какая-нибудь электричка, но ее станция также расположена явно не там, где их принято располагать. Но зато, начиная от выхода из терминала, вы гарантированно попадаете под атаку таксистов. Причем это нападение не заканчивается, пока вы таки не уедете (а, поскольку никакого автобуса здесь на самом деле нет, вы гарантированно уедете с кем-то из них). На английском никто, конечно же, не говорит. И у меня сложилось твердое убеждение©, что они сами не понимают, на каком языке говорят: Хашим, который в итоге сорвал лот, постоянно перескакивал между испанским, французским и, видимо, итальянским. По-английски он правильно говорил только цифры. О цифрах: хоббитская поездка обошлась нам в 30 евро. Мы оказались не в минусе, поскольку экскурсия, которую предлагали на судне, стоила минимум 25 евро на человека, а такси в порту - 40 евро за двоих.
Впрочем, о минусе: поскольку так и не стало понятно, в каких денежных измерениях вообще живет Тунис, меня до сих пор не покидает ощущение, что мы переплатили раз в пять, и, например, наш водитель может теперь не брать заказы еще дня три. Но подтвердить или опровергнуть это я не возьмусь. За магнит и карту (страны! зачем нам карта страны?) мы заплатили 3.50, а за то, что нас отвели в единственную относительно высокую точку на базаре - 15. Это, собственно, были все наши траты в городе, но, кроме магнитика, ничего не обрадовало.
Вернемся к городу. Таксист привез нас в место, называемое Медина. По всей видимости, это местный административный центр. Во всяком случае, там точно есть министерство телекоммуникации и французское посольство. Еще там же находится основная часть базара и весь тот миллион полицейских, которые следят за беспорядками в стране. Полиции в центре Туниса огромное количество, на каждом перекресте стоит патруль из двух человек (через раз - разнополый), в нескольких местах - видимо, французские БТРы и внедорожники с характерными мелкими решетками на окнах. Полицейские - в черных кожаных куртках и очень высоких ботинках, есть мотопатрули, причем, судя из того, что двух одинаковых мотоциклов-полицейских мы не видели, то они просто ездят на том, что смогли конфисковать (ну или украсть, что, мне кажется, отнюдь не исключено).
Вся эта масса полиции только усилила ощущение, что в городе неспокойно. Ну, то есть как неспокойно - внутренний голос просто периодически кричит тебе: «беги!», и очень хочется к нему прислушаться. И дело даже не в том, что фактически все здания страшно обветшалые, транспорт - поголовно древний, и чуть не на каждой стене - A.C.A.B. и приписки на арабском. Просто люди смотрят на тебя, туриста в туристической стране, не как на клиента, а как на потенциальную жертву, и даже особенно этого не скрывают (да-да, я считаю свои ощущения достоверным истоком принятия решений). Внутри базара мы ни разу не остановились: казалось, что сначала тебе постараются продать, а потом, если не купишь, просто придушат. По сравнению с Израилем базар в Тунисе радости не доставил.
Может я и сгущаю краски, но через 2 часа Хашим увез нас обратно в порт, и ни тоски по чудесной африканской столице, ни сожаления о том, что мы не посетили вторую часть города - Сиди-бу-Саид- у меня не осталось (во второй части, говорят, какой-то дворец и какой-то собор, но платить еще 50 евро желания не было). Да и хотелось на борт, в прохладный бассейн к ti-соку и вообще цивилизации.
Уже в терминале в филиале базара, который к 10:30 наконец проснулся, купили какой-то бижутерии; продавец-араб заинтересовался подвеской, привезенной из Акко (и даже ее перерисовал себе), я пытался ему сказать, что символ скорее еврейский, но его это, видимо, не сильно смутило. Формальность с обратным паспортным контролем даже не проводили - пограничник просто указал на разрыв в ленточке, и мы прошли назад на судно.
Ну и пару слов о происходящем на борту: мы бесконечно едим, много спим (проспали коктейль с капитаном) и иногда ходим в бары (ну точнее когда не едим и не спим - ходим в бары). В каюте убирают чуть реже, чем непрерывно, персонал приветлив, улыбчив и даже иногда пританцовывает. Русские где-то есть, но мы, похоже, существуем в разных измерениях. Впрочем, это не то чтобы смущает: единственное общение с какими-то тетками из Петербурга закончилось их пафосным самоустранением после того, как они осознали наконец-то, что мы не из Калининграда, а из придаташного Киева. Желания общаться с русскими это не добавило, а украинцев мы не встретили ни одного. Есть где-то мифические поляки, но пока о них только слухи; а вообще встречаются европейцы на любой вкус (на учебной тревоге, например, общались с пожилым ирландцем, а мальчик на лестнице считал: «ан-до-труа»). Тотальное большинство, конечно, за испанцами. Дело идет к тому, что некоторые испанские слова начинаю узнавать, а отдельные - даже запоминать. Но для игры в «Алиас» или праздной беседы этого все равно будет явно не достаточно, поэтому, думаю, знакомиться с доминаторами мы не станем.
Завтра по расписанию Неаполь. Говорят, стоит попасть в Помпеи, но мы заблаговременно не купили экскурсию, поэтому завтра все будет зависеть от наличия общественного транспорта и общей доброжелательности итальянцев. А может, мы даже сможем найти настоящий приветливый интернет!
Отзывчивых встречных вам, друзья