Кстати, любопытное о разделении населения по районам в городах.
Кирилл БАКУРКИН
"Как и почему образуются гетто и элитные районы даже в моногородах?"
"Кстати, примечательно, что подавляющее большинство богатых людей старается поселиться вне города и этим, как ни удивительно, они похожи на свою противоположность - малоимущих и асоциальных горожан, которым тоже не по пути с городской серостью. Две крайности - нищета и богатство - очень схожи.
Но даже такой небольшой город, как Братск, с рождения существует как зримый живой организм - переваривает приезжих, почкуется по окраинам частным сектором, собирает в центре лучших своих жителей (впрочем, во многом лишь сами эти жители считают себя «лучшими») и выплёвывает чужаков. Мне неизвестно доподлинно, существовали или нет в СССР какие-то рекомендации для градоначальников, касающиеся «правильного» расселения разных социальных слоёв, то есть расселения их таким образом, чтобы не образовывалось явно бедняцких и хулиганских кварталов, либо же такая политика в моём городе проводилась интуитивно (я буду рад, если отзовется кто-то, знающий этот предмет). Ещё в советское время в 10-ти километрах от центра Братска существовал поселок Строитель, в котором действительно одно время жили строители, а потом стали селиться бывшие заключенные (или же там уже была колония-поселение, неважно). Суть в том, что его жителей, отнюдь не консерваторских преподавателей, веерно расселили в середине-конце 80- х годов в очень хорошее жильё, практически в центр города, в квартиры «новой планировки» вместе с передовиками, интеллигенцией и молодежью. Надо сказать, что «добропорядочные» граждане, которые получили квартиры в этих же домах, были крайне недовольны соседством поселковых, которые (кстати, вот ещё раз про деревню) свои почвенные привычки принесли в девятиэтажные дома. Как рассказывала мне одна женщина, которая была свидетелем этого процесса: «Ребятишек, которые со Строителя переехали вместе с родителями, было сразу видно во дворе. Особенно, конечно, весной или осенью - наши-то все ещё в курточках да в кофточках, а эти уже без штанов бегают, в шортах да в майках. Привыкли у себя в деревне…».
Решение поселить асоциальный элемент вместе с «приличным» представляется мне правильным и интересным, тем более что это стало даже неким нечаянным экспериментом, поскольку природа взяла-таки своё, и вдруг эти шумные и неопрятные переселенцы, как вспоминают те же свидетели, незаметно и быстро исчезли из центра города. Буквально за несколько лет растворились где-то на окраинах. Маргиналы «по праву рождения», обладающие лучшей приспособляемостью и если не интеллектом, то животной сметкой, в новых экономических условиях они быстро поняли, что одно только их местоположение в центре города является источником заработка. Они продали выданное государством жильё, купили себе на окраине квартиры подешевле, а на разницу позволили себе некоторые невозможные до этого излишества. Из моего дома последний «поселковый» уехал в 2005-2006 году, и очень характерно, что на его место приехали люди, до этого родившиеся и жившие в довольно-таки криминальном микрорайоне тоже с рождения, но в силу своего стремления к чему-то лучшему явно интеллектуально и культурно переросшие его неписанные правила проживания.
То есть, даже небольшой город Братск (по всем признакам даже моногород) достаточно очевидно формирует социальные слои на своей территории. И итоги многолетнего движения людей - формирование слоёв - хорошо видны визуально при посещении разных районов: по количеству спутниковых антенн, пластиковых окон, кондиционеров, иномарок на стоянке во дворе, количеству банков, обслуживающих организаций (например, туристических фирм) и по многим другим очевидным признакам. При этом Братск интересен тем, что в нём, как в городе, возникшем при социализме, никогда не было более ранних исторических традиций. То есть, в Иркутске, например, есть район Рабочее предместье, содержащий в коннотации своего названия практически всю информацию о своих жителях, и этот район таковым остается, наверное, с позапрошлого века. А Братск сегрегировался (и продолжает этот делать) практически из однородной массы, которая, впрочем, уже наметила вполне закономерные и очевидные границы деления по принципу центр - окраина".
http://baikalinform.ru/migrenb-upravdoma/kak-i-pochemu-obrazuyutsya-getto-i-elitnye-rayony-dazhe-v-monogorodah Via
"Петербург был крестьянским городом":
"К тому же Петербург - один из немногих мегаполисов Европы, где почти не чувствовалась так называемая горизонтальная сегрегация. Нет ни бедных кварталов, ни богатых. В подавляющем большинстве полицейских частей и участков (напомним части: Адмиралтейская - между Невой и Мойкой, Казанская - от Мойки до Екатерининского канала, Спасская - от Екатерининского канала до Фонтанки, Литейная - между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом и Лиговкой, Коломенская - от Крюкова канала до Невы, от Мойки до Фонтанки, Нарвская - от Фонтанки на юг до Екатерингофа, Рождественская - между Староневским, Лиговкой и Невой, Александро-Невская - к востоку от Лиговки до Невы, Петербургская, Выборгская, Василеостровская) все населяющие город сословные и социальные группы представлены почти в тех же пропорциях. Не было кварталов «рабочих», «гвардейских», «мещанских» и т. п.
Конка, трамвай (не говоря уж об извозчиках) не по карману ни студенту, ни крестьянину-отходнику, ни вдове мелкого чиновника. Вот почему всякий предпочитает жить поближе к месту работы. А для торговцев, строителей, трактирщиков, ремесленников это значит - рядом с потребителем.
Статус и общественное положение выявляли не столько квартал и улица, сколько этаж. Каждый дом - социальный Ноев ковчег, где жили и люди знатные, богатые (в лицевых квартирах бельэтажа), и средний класс (третьи и четвёртые этажи лицевых корпусов), и бедняки (в сдаваемых внаём комнатах дворовых флигелей и под крышей). В этом же доме могли помещаться лавки, трактиры, ремесленные мастерские, где работали и жили крестьяне-отходники".