Еще два известных дома из коллекции Петербургского модерна.
1. ул. Захарьевская, 23
(Дом Л.И.Нежинской, 1832 г. - автор не установлен; 1911-1913 гг. (включен существовавший дом) - арх. Михаил Александрович Сонгайло)
Знаменитый "Египетский дом", построенный для жены действительного статского советника Ларисы Нежинской.
Статья о нем в журнале учета вечных ценностей "Адреса Петербурга"
Чего только на этом доме нет! Лики Хатхор, богини неба, любви, женственности и красоты, женщины-коровы.
Всевозможные египетские фрески и письмена, скопированные со стен погребальных камер.
Заросли папируса и лотоса.
Священные кобры (Уреи), охраняющие медальон с профилем фараона.
Солнечный диск и Уреи.
Еще какие-то божества
Входы охраняют две пары изваяний бога Ра (?), держащего в одной руке Анх - ключ жизни, эмблему Вечной Жизни и «ключ» к таинствам Природы. Над ними распростерло крылья солнечное божество, тот же орнамент повторяется в витраже над дверью.
На массивных деревянных дверях - жуки-скарабеи и змеи-уреи.
2. ул. Большая Зеленина, 28
(Дом герцога Н.Н. Лейхтенбергского, 1904-1905 гг., арх. Федор Федорович фон Постельс)
Почитать о доме -
тут. Есть еще
статейка в 59 номере "Квартального Надзирателя", но там субъективное и весьма негативное мнение отдельно взятого критика-искусствоведа, которое я не разделяю - мне дом нравится!
Дом строился по заказу герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского (1868-1928), правнука императора Николая I. Сия достойная фамилия традиционно занималась меценатством, покровительтвовала художникам и врачам. Поэтому последний этаж парадного подъезда предназначался под мастерские художников, а нижерасположенные этажи, вероятно, под квартиры врачей с приемными для больных.
Уникальные мозаичные панно на доме выполнены в мастерской В. А. Фролова по эскизу художника-архитектора С. Т. Шелкового.
На пяти панно соседствуют парусники у причала, холмы и крестьянские поля, промышленный пейзаж.
Этот дом, как и предыдущий, недавно отреставрирован и выглядит просто потрясающе!
До реставрации всех этих чудесных смальтовых вставок совершенно не было видно за слоем копоти и грязи. Да и весь дом был равномерно-грязный (
пример).
"По сторонам балконов сползают тягучие кишки, затвердевая внизу тяжелыми каплями"