Ярослав, школа и домашнее обучение -ч.2

Jan 14, 2017 02:49

Продолжаю рассказ о том, как складывались наши домашние занятия с Ярославом. Начало тут.

В первую очередь я изменила расписание, снизила планку и существенно снизила нагрузку.
Моя ошибка была еще в том, что я сильно нагрузила первое полугодие. Я почему-то была уверена, что таблицу умножения проходят в 3м классе, поэтому посчитала, что на математику нам двух месяцев хватит. Ну потому что в целом Ярослав очень даже умный ребенок, считает устно неплохо, соображает быстро, если это разово, между делом и в зоне самого ближайшего развития. По плану-расписанию в сентябре-октябре мы готовим окружающий мир, в ноябре-декабре математику, в январе-феврале чтение. Ну и русский и английский весь год. Но когда я увидела таблицу умножения, я поняла, что за два месяца мы ее не осилим никак. И пришлось добавить математику сразу, и это был 4й предмет в день. Это был перебор. Плюс фоном надо было готовить презентации по физкультуре и музыке, чего Ярослав тоже раньше не делал. Очень большая нагрузка для нас обоих.
Итак, в октябре я сильно уменьшила объем занятий по русскому и английскому. Иногда это было одно упражнение или несколько строчек слов. Выбирала такие, чтоб он точно справился. Хвалила, хвалила, хвалила. Списывание по русскому в каком-то формате все равно было каждый день. Но часто это было вообще единственное, что я предлагала ему сделать по русскому. И всегда мы находили самое красиво написанное слово. И радостно отмечали, что ошибок уже не так много, уже не в каждом слове. А потом уже и не в каждой строчке! А потом он научился видеть эти выпрыгнувшие буквы сам и сам исправлял,  и этому мы тоже очень радовались вместе. А потом появились такие списывания, когда ошибок не было вообще! Но это был уже декабрь. Если в начале сентября он списывал текст из 7-8 предложений в два приема с перерывом на отдых, то сейчас он пишет за один присест в 5-7 минут - в зависимости от собранности и усталости. Прогресс очень заметный!

В английском я приняла решение двигаться вперед. Пусть медленно, но двигаться. А то мы надолго зависли на алфавите и самых простых конструкциях. И хоть уже они оскомину набили, но не запоминались никак! Я ждала, чтоб закрепилось одно, прежде чем переходить к другому. Но потом решила, что ну и ладно, все это будет закрепляться еще много раз дальше. Слова в английском не запоминались так же, как в русском, ни на слух, ни в написании. Тогда я стала постоянно между делом их вставлять в разговорах, по дороге куда-то. И даже не столько спрашивала его, сколько проговаривала сама .Просто чтоб было. А то на мой прямой вопрос Ярослав почти сразу выдавал "я не помню" и дальше дело не шло. А так - пошло. Стало запоминаться. А успехи его очень-очень вдохновляют! Как только немного схватывалось, шли дальше, смотрели дальше диск, брали новые конструкции. И как ни странно, это не валилось в общую кашу, а наоборот, как-то включало мозг в нужном направлении. Я, конечно, не преподаватель английского ни разу, и очень часто за эти месяцы думала, что методики придумывают не зря! А мы изобретали свой велосипед. И, возможно, в следующем году мы найдем Ярославу интересные групповые занятия. Или, может, скайп-занятия, как у Таи. Но пока идем сами, даже догнали расписание. Главный принцип сейчас - подчеркивать успехи. Только успехи. только на них акцент. И много-много раз повторять, повторять. И оно ложится потихоньку. Хотя ничего хорошего я не могу сказать о тех, кто внедрил английский язык со второго класса!

Когда Ярослав сдал окружающий мир, стало легче. Перед сдачей я наступила на горло собственному перфекционизму и в последние дни, когда мы повторяли все, чем занимались с самого начала, не сделала ему ни одного замечания. Он сдал со второго раза. Первый экзамен мы отменили, потому что не рассчитали время, ему нужно было уходить на занятия, а писать ответы оказалось не так просто и быстро, как он думал. Зато во второй раз попались попроще вопросы, у него осталось ощущение, что он хорошо справился, школьная учительница поставила 5, успех закрепился. (В очередной раз мысленно низко кланяюсь учителям нашей школы за терпеливое отношение к несовершенствам учащихся. При желании к работе Ярослава можно было бы очень много придираться. А ему написали: «Ярослав - молодец!!!»).

А там и математика была готова к сдаче. Таблица умножения, вопреки мои ожиданиям, трудностей не вызвала. Отрабатывали на онлайн-тренажере, который уже опробован на Тае и Дане, и у Ярослава тоже пошел замечательно. Единственный затык был с задачками типа "Дима на 3 сантриметра ниже Васи, который на 6 сантиметров ниже Пети. Кто из мальчиков выше и насколько?" или "Легковой автомобиль весит на1 т меньше джипа, что на 3 т меньше грузовика. На сколько грузовик тяжелее лекового автомобиля?" Ярослав просто утопал в этих словесных конструкциях и никак не мог понять соотношение этих объектов между собой. Рисовали, сравнивали, кое как продрались. В остальном он разобрался хорошо, экзамен написал за час с отличным результатом. Ошибся в одной единственной задаче как раз такого мудреного для него типа. Но мы дружно радовались, что этот этап освоен.

И настало нам счастье :) До нового года я решила чтение не трогать, и у нас было всего два предмета в день. Это если не считать, что каждый день мы все это время для совершенствования техники чтения читали "Волшебника Изумрудного города": одну страницу Ярослав, одну страницу я, но по методике Кушнера. Тоже, на самом деле, трудное отдельное занятие, требующее времени и сил. Что-то перед новым годом приостановили и так и не начали пока, так что я даже забыла упомянуть о нем в перечне занятий. Но даже с ним 2 недели до нового года были очень спокойными, а мы - друг другом довольными.

Сейчас, когда добавилось чтение, и мы еще делаем презентацию по технологии, нагрузка, конечно, опять выросла. И Ярослав жалуется, что каникулы делать было не надо, он так расслабился, что снова начинать заниматься очень тяжело. Но все равно потихоньку включается.
А я практикую расслабление своего перфекционизма,
тренирую себя ошибки отмечать, не включая эмоции,
делать большой акцент на том, что правильно, что получается хорошо,
распределять задания так, чтоб перед чем-то большим и новым шло что-то легкое, знакомое и доступное, за что можно щедро похвалить, что ему самому даст ощущение успешности, и тогда большое и трудное идет легче.
А еще я научилась пропускать мимо нытье на тему нехочуусталопятьсноваэтоделать, которое иногда-таки всплывает. Свидетельствую, что оно есть. Но не даю мозгу это как-либо интерпретировать. Потому что заранее хорошо знаю, что это не о настоящей усталости, а о слабой детской воле. И этот опыт преодоления и достижения цели-таки накопится со временем. А пока волей немного поработаем мы.
Это больше не бесит. И я думаю, что в этом еще и большая заслуга моей работы с психологом. Хотя мы занимаемся вещами, с учебой Ярослава никак вообще не связанными, и вообще, не связанными с непосредственно нашими отношениями, в моем отношении к нему произошли очень большие перемены. Я осознала это вдруг. Я не знаю точно, как это произошло и почему. Это, видимо, побочный эффект каких-то других процессов. Но это, конечно, сильно изменило общий эмоциональный фон наших занятий. Да не только занятий, общения вообще. Когда-то я писала о том, что в адрес Ярослава у меня всегда рождалось много напряжения, желания отчитывать, ругать, читать нотации. Мне трудно было его принимать. И вдруг недавно я стала ловить себя на том, что хочу его обнимать, улыбаться ему, чем-то радовать, баловать, гладить и ободрять. Из меня полился такой поток любви к нему, которого никогда раньше не было. Но это уже другая, чудесная история :)))

домашнее образование, родительство, школа, Ярослав, о себе

Previous post Next post
Up