Избранные места из переписки французов

Nov 26, 2010 10:40

«Франция - наследница Рима, и другой Империи никогда более не бывать».
(«Ответ дофина послам Карла VII», XV век).

«Государю надо служить так же, как и отечеству. В личности государя воплощено все государство. В нем сила и воля всего народа… добропорядочный человек готов отдать жизнь за государя».
(Ж.Б. Боссюэ, «Политика, взятая из Священного ( Read more... )

Россия

Leave a comment

Comments 6

naprimerno November 26 2010, 12:16:02 UTC
Интересно. Один вопрос и две субъективные мысли.
Вопрос. Со своим Третьим Римом мы, кажется, вровень пришли?)
Притом что условия немного разные, наверное, были?
Они власть и наследство, пусть и символическое делили, у нас с местом в мире определялись?
Первая мысль)
Мне думается, что огромное количество русских писателей и мыслителей кормились перво- и второсортной именно французской философией. Причем той, что наследовала именно идеи просвещения. Например, у Толстого в «Воскресении» проглядывает не 20, а 18 век. Достоевский же, питался еще и французской второсортной беллетристикой, как уж он эти идеи переваривал - другая история. У Достоевского этих идей - «кругом враги», «самопожертвование», развенчание наполеонов - навалом.
Вторая завиральная мысль.
Возможно, именно подобное осознание некоторой вторичности, общности, требовало от наших мыслителей активного проталкивания «особого пути» и доказывания собственной исконности, оригинальности и т.д?

Reply

gaivor November 26 2010, 14:18:33 UTC
Нет, с Третьим Римом наши на сто лет позже - как обычно ))

Что касается влияний - то да, конечно, огромный толчок от французов, но и не без немцев. Причем кто повлиял больше - вопрос, что называется, на засыпку докторам наук. Недаром же наш "особый путь" - просто калька немецкого Sonderwega.

Вторичность как исходный пункт "особости"? Думаю, не без этого. Но и не только. Я бы первые потуги на "особость" отнёс к годам царствования Николая I, когда вобщем то империя воспринималась этаким "паладином Европы".

Reply

naprimerno November 30 2010, 09:06:48 UTC
Я не академик, однако….))
Немцы, безусловно, повлияли не меньше, а то и, правда, больше. Взять хотя бы шеллингианство наших славянофилов.
Тут, конечно, проблема для академиков - в чем измерять влияние? Один килоГегель подойдет как единица?))
А с французами мне куда забавнее влияние именно французской полубульварной литературы на наших мыслителей.
Еще Набоков указывал на сходство сцены праздника у идеальной семьи у Чернышевского и борделя у Мопассана. Или проект преобразования тюрем в «Воскресении» Толстого(безнравственно сажать в тюрьму, потому что…) восходит к «Парижским тайнам» Эжена Сю. И из поэзии наш граф любил именно душеполезные, сентиментальные стихи французских поэтов. Про загубленную девственность и все такое…

Reply

gaivor November 30 2010, 18:03:36 UTC
Читать про идеальную семью у Чернышевского мне правда не довелось (это не из "Что делать?" ли?), но должен сказать. что его очерки по ситории постнаполеоновской Франции я проглотил в своё время с большим удовольствием. как и работы Писарева и Кропоткина по Французской революции. Видно, как люди "набивали руку" на французской истории в ожидании сдвигов в русской, и получалось у них весьма неплохо.

Reply


eugene_gu November 27 2010, 04:29:17 UTC
Шатобриан, ругающий Бонапарта за папу, не позаботился вспомнить о Филиппе IV ;)

Reply

gaivor November 27 2010, 08:38:55 UTC
Дык это же полный аналог нынешних сетевых споров. Кто ж там будет вспоминатиь об аргументах, которые "портят" защищаемую терорию.

Reply


Leave a comment

Up