АВТОР МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ АНОСОВА Г.К.
(для открытия карты в отдельном окне кликните по картинке пару раз)ЗАВИСТЬ
Эмоциональное переживание
это явное признание чувства собственной неполноценности по сравнению с кем-то другим
в качестве "другого" может быть
- кто-то из ближнего окружения
- или своя часть личности, которая испытывает чувство неполноценности в сравнении с другой частью той же личности. "неудачник" и "успешный"
имеет значение не столько общественное мнение, сколько своя, субъективная оценка
это сильное желание иметь нечто, что имеет другой человек,
при ощущении несбыточности своих претензий
и ощущения личной несостоятельности в связи с этим.
Может сопровождаться чувствами:
- ненависти, направленной вовне
- агрессии
- беспомощности и бессилия
- жалости к себе
- стыда
И зависть, и стыд являются результатом саморефлексии и несоответствия идеальному «Я»
стыд сохраняет это несоответствие и вызванные им страдания
зависть требует изменить ситуацию, восстановить цельность или переживание собственной ценности.
Психодинамические концепции зависти
Реакция зависти в форме критики и агрессии направлена на то, чтобы сохранить самооценку.(М. Сильвер и Дж. Сабини [Silver, Sabini, 1986])
Объясняют зависть исходя из динамики отстаивания самооценки при переживании собственного отличия от окружающих.
Другой обладает Чем-то, чего нет у Субъекта, но Субъект ощущает себя вправе обладать этим Чем-то, и в попытке получить это Что-то переживает собственное бессилие (А. Д. Розенблатт [Rosenblatt, 1988])
Зависть возникает вместе с попыткой восстановления цельности Я, переживания собственной ценности. (Х. Зайдлер [Seidler, 2001])
Условия собственной ценности (К.Роджерс), необходимые для идеального отношения к себе, видятся Завистником в качествах другого лица или приписываются ему, но при этом переживаются как часть себя и должны быть присвоены.
Завистника разрывают субъективные противоречия. Он мог бы сказать: «Я немного не в себе, я, отчасти, вне себя, ведь то, что для меня важнее всего - моя индивидуальность - находится у другого человека. Но я имею полное право претендовать на нее и убрать со своего пути того, кому я завидую, - что отделяет меня от моего Предмета зависти. Когда я снова смогу им обладать, я снова смогу почувствовать себя ценным»
Зависти более подвержены люди с незрелым, фрагментированным «Я», которые поддаются желанию найти его недостающие части. Из-за недостаточно развитого «Я» их регулятивные механизмы также развиты слабо.
Зависть - это чувство, возникающее при неудавшейся защите самооценки.
зависть относится не к какому-либо предмету, а к чувству, которое, как кажется завистнику, этот предмет вызывает у своего владельца - Объекта зависти, и в котором Завистник испытывает потребность.
Пробел в собственном «Я» при виде Предмета зависти переживается болезненно, он должен быть заполнен.
Условия возникновения
1. При наличии у индивида противоречия между какой - либо значимой потребностью и возможностью ее реализации (дефицит удовлетворения значимой потребности);
2. При сравнении себя с другим человеком, успешно удовлетворяющим эту потребность (социальное сравнение);
3.При неумении, отсутствии опыта самореализации - активных действий эффективно приближающих человека к удовлетворению собственных потребностей (незрелые механизмы самореализации).
Другой «успешный» человек обостряет это противоречие индивида между его значимой потребностью и невозможностью ее реализации. Именно другой делает неосознаваемую дефицитную потребность явной и «выводит ее из-под защиты».
Как человек справляется
для ограничения чувства зависти или защиты от него наиболее важны следующие реакции (А. Д. Розенблатт):
- критика предмета зависти («виноград зелен»)
- дистанцирование/нахождение различий между собой и Объектом зависти
- изменение значимости Предмета зависти для себя
С помощью этих механизмов предпринимается попытка отрегулировать внутрипсихическое переживание зависти, сделать его переносимым.
Модели формирования
- родительский пример завистливого поведения
- сравнение ребенка с другими
- ставят в пример кого-то, принижая индивидуальные способности и возможности ребенка
- обесцениваются успехи ребенка, его уникальная личность
- таким образом, формируется чувство неполноценности
- отвержение ребенка, если он неуспешен
Предмет зависти
материальные блага
качество объекта зависти
красота, ум, любовь
мнение социального окружения
слава, почет и т.д.
обычно, это тот параметр, который ценится и в отношении которого происходит конкуренция в некотором сообществе
чувства, связанные с обладанием некоторым предметом, качеством
Нейропсихология
Реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.
Институт радиологии (NIRS) Японии, Хидехико Такахаси
Источники:
Н.Д.Линде "Психологическое консультирование"
П.Куттер "Зависть и ревность"
Бондаренко О.Р. "Психодинамическое исследование зависти"
Е.П.Ильин "Эмоции и чувства"