В Талашкино мы приехали не в первый раз, были здесь десять и пять лет назад. Самым ярким было, конечно, первое впечатление. А впервые я узнала о Талашкино давно, в 1990 году - из только что вышедшей тогда книги Владимира Солоухина "Время собирать камни. Очерки":
"Надо сразу сказать, впрочем, что многое, про что мы говорим «Талашкино», происходило на самом деле во Фленове, в хуторе, который княгиня прикупила к своим землям специально для своей деятельности. Это Фленово с холмом, возвышающимся над остальной местностью (на этом-то холме и будет потом построен храм), находилось в полутора верстах от господского талашкинского дома. То есть оно и сейчас находится на том же месте, исчезла только точка отсчета - господский дом. И если сейчас везут экскурсантов в «Талашкино», то на самом деле они в Талашкино не попадают, затем что ни смотреть, ни делать им там нечего, а попадают они исключительно во Фленово. Что они там видят, обсудим..."
Рассказывая о Талашкине и Флёнове, надо обязательно вспомнить супругов Тенишевых и подругу Марии Клавдиевны Тенишевой - Екатерину Констаниновну Святополк-Четвертинскую.
1. Марию Клавдиевну Тенишеву всегда вспоминают, перечисляя выдающихся русских меценатов конца XIX - начала XX веков. Судьбы их во многом схожи - всё отдали России, и получили полное забвение в конце жизни. Такова судьба и крупнейшей меценатки княгини Тенишевой - общественного деятеля, художника-эмальера, педагога, коллекционера. Основательницу художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино при жизни знала вся Россия и Европа, а затем почти на 100 лет о ней забыли.
2. Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге 19 мая 1857 года. Тайной остается происхождение княгини - отца своего она не знала, а матери была глубоко безразлична. В 16 лет вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева в поисках независимости, но быстро разочаровалась в семейной жизни. Несмотря на возражения родных, забрав маленькую дочь, она отправилась в Париж учиться вокалу у знаменитой Маркези - у неё было прекрасное сопрано. Мария Клавдиевна была красавицей и умницей, талантлива и к тому же обладала редкостной энергией. В Тенишеву влюблялись, художники, видя ее, тянулись к кисти. Высокая, с густой копной темных волос и гордо посаженной головой, она была прекрасной моделью.
Вернувшись из-за границы, Мария Клавдиевна по приглашению подруги княгини Святополк-Четвертинской приехала погостить в её родовом имении Талашкино. Именно здесь раньше на всю жизнь завязалась их дружба. По соседству с Талашкино находилось имение А.Н.Николаева, дяди первого мужа М.К.Тенишевой. Приезжая из Франции, она часто отдыхала там.
3. Княгиня Святополк-Четвертинская (урожденная Шупинская) родилась в 1857 году в дворянской семье. Её отец владел сельцом Талашкино недалеко от Смоленска. Получив в наследство Талашкино, Екатерина Константиновна после того, как вышла замуж, поселилась там и занялась улучшением хозяйственного состояния имения. Было расширено стадо молочного скота, строились планы по открытию школы скотоводов.
Близкая подруга и сподвижница М. К. Тенишевой княгиня Е. К. Святополк-Четвертинская
В 1892 году Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым (1844-1903), крупным российским промышленником, человеком незаурядным во всех отношениях. Тенишев - этнограф, археолог и социолог, присяжный поверенный, основатель Тенишевского реального училища в Санкт-Петербурге, имел орден Почётного легиона. Кроме того, Тенишев был талантливым виолончелистом и одно время возглавлял петербургское отделение Русского музыкального общества.
4. Вячеслав Николаевич родился 2 февраля 1843 года в Варшаве в семье старинного рода князей Тенишевых, восходящего к мурзе Тенишу Кугушеву, пожалованному в Мещере поместьем в 1528 года. А достоверная родословная этой семьи прослеживается с конца XIII века, когда предок князей и мурз Тенишевых князь Саид-Ахмет в 1298 году обосновался на мордовских землях. Многие мурзы Тенишевы приняли крещение во второй половине XVII века, после чего получили право официально пользоваться княжеским титулом. Православный род князей Тенишевых сохранял значительные владения и занимал видное место среди российской аристократии. Одним из наиболее известных представителей рода был георгиевский кавалер, генерал-майор князь Николай Иванович Тенишев (1798-1862), отец Вячеслава Николаевича.
Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода, столовой и клуба для рабочих завода. Брак с князем Тенишевым позволил Марии Клавдиевне заниматься тем, к чему лежала душа - музыкой, живописью, эмалевым делом. Кроме того, княгиня почувствовала вкус к общественной деятельности.
5. В 1893 году Вячеслав Николаевич подарил жене ко дню рождения Талашкино, выкупив его у Е.К.Святополк-Четвертинской. Управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки. Новые хозяева не стали перестраивать деревянный одноэтажный на каменном подклете барский дом, а только заполнили его картинами, акварелями, скульптурой, майоликой.
Талашкино стало одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой. Подруги Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкине концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно развития сельского хозяйства. В 1894 году Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Появился здесь и театр, перестроенный из старого флигеля. А самое главное, были открыты художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. Именно благодаря Тенишевой Талашкино стало художественным центром, известным всей России.
6. Собственно то, что мы видим сейчас - это и есть Фленово. От самого Талашкина после Великой Отечественной войны почти ничего не осталось, кроме парка. А во Флёнове - чудесные экспозиции в школе и Теремке, необычная церковь, великолепные виды... Одна из интереснейших достопримечательностей - бревенчатая постройка на высоком кирпичном подклете-основании, 1901 года, по проекту Сергея Малютина. Главный фасад богато декорирован резной стилизацией под народное искусство.
На переднем плане Теремок, главный западный фасад, слева виднеется деревянное здание школы
7. Сначала тут размещалась библиотека, потом раздаточный пункт вышивки и экспериментальная красильня.
Подробный рассказ о музее со множеством фотографий. 8. Рядом резные ворота, сделанные из дерева по эскизу С.В. Малютина при восстановлении комплекса после Великой Отечественной войны.
9. Ещё одни ажурные деревянные ворота и калитка рядом с Теремком.
10. Окошко на северной стене:
11. Сама постройка своими фантастическими росписями, завитками чудных цветов, странными зверями и птицами напоминает домик из народных сказок. Если западный фасад "Теремка" обращен в сторону озера, то восточный смотрит на школу и аллею, ведущую к церкви.
12. Двери свои школа распахнула в 1895 году."Талашкинская княгини Тенишевой сельскохозяйственная школа I разряда" имела большой плодовый сад, огород, ягодник, пчеловодное и рыбоводное хозяйства и "показательный хутор".
13. Сейчас в здании бывшей сельскохозяйственной школы разместилась экспозиция по истории имения и собственно процесса обучения.
14. Ещё одна интересная экспозиция рассказывает о другом направлении деятельности М.К.Тенишевой - в Талашкине была собрана одна из самых больших коллекций предметов народного искусства.
О музеях Талашкина расскажу отдельно. 15. В другом древянном доме сейчас располагается гончарная мастерская, а раньше здесь было общежитие для мальчиков.
16.
17.
18. Рядом на холме была возведена церковь Святого Духа. Строительство начато в 1902 году, приостановлено в 1905 и больше не возобнавлялось. Проект - результат совместного творчества С.В.Малютина, И.Ф.Барщевского, В.В.Суслова и самой М.К.Тенишевой. Постройка получилась необычной и очень выразительной.
19. Расписывать церковь пригласили Н.К.Рериха. Над ее украшением он трудился с 1908 по 1914 год, однако отступления от православного канона послужили причиной того, что церковь так и не была освящена. К сожалению, росписи не сохранились, в советское время здесь было зернохранилище. За прошедшие годы утратились также обливная черепица кровли, позолоченный крест и покрытый эмалью барабан.
20. Зато удивительным образом сохранилась до наших дней смальтовая мозаика Рериха "Спас Нерукотворный" над порталом церкви.
Мозаика "Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами"
21. В 1903 году в храмовой усыпальнице был похоронен князь В.Н.Тенишев.
22. Храм надо обязательно обойти вокруг и полюбоваться тем, что ещё пощадили время и люди. Идёт затяжная реставрация.
23. Реставрация была начата в 2010 году, а потом остановлена. Сейчас, к сожалению, не видно никаких работ.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. После смерти в Париже прах Тенишева был перевезен в его смоленское имение и захоронен в подклети церкви Святого Духа. Гроб сохранялся до 1917 года, а затем был вынесен местными жителями, разломан, тело перенесено на сельское кладбище на территории березовой рощи. Могила утеряна, памятный крест установлен рядом с церковью.
31.
32. С холма открываются живописные виды на усадьбу.
33. После 26 марта 1919 года Тенишева вместе с Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой "Впечатления моей жизни. Воспоминания" охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.
Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И.Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». В России М.К. Тенишева (1858-1928) больше известна как просветитель, меценат, организатор одного из крупнейших художественных центров начала XX века - Талашкина. Судьба творческого наследия М. К. Тенишевой трагична. В России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все остальное разбросано по частным коллекциям и музеям мира.
Памятник хозяйке в стиле городской реалистической скульптуры появился в 2008 году к 150-летию Тенишевой - нарядная статная дама как бы встречает гостей, опираясь на зонтик. На памятном камне слова Тенишевой: "Храмы, музеи, памятники строятся не для современников... Они строятся для будущих поколений."
34. Во Фленове, действительно, очень приятно погулять: вокруг красиво, интересно, спокойно. Рядом большое озеро, чудесная роща.
35. Талашкино расположено левее магистрали Смоленск-Рославль в 18 км от Смоленска. Каких-либо указателей, несмотря на известность места, мы не обнаружили. Как проехать: по трассе А-141 Смоленск - Рославль. Со стороны Смоленска нет указателя на Флёново, нужно проехать Талашкино, после чего развернуться и проехать назад до указателя на Флёново, далее следовать по указателям.
О возрождении храма Святого Духа:
Н.В. Тютюгина: Храм Святого Духа в Талашкино - прошлое и современность