Николай Рябушинский. Автопортрет. Холст, масло
Давно хотелось посмотреть, как выглядит сейчас вилла "Чёрный лебедь" Николая Рябушинского в Петровском парке. Читая различные публикации о владельце виллы, столкнулась с тем, что основное внимание в них уделяется его сумбурной жизни и скандалам, связанным с его именем. Значительно меньше говорится о вкладе Николая Рябушинского в отечественную культуру ХХ века. Мне же хочется рассказать именно о его жизни в искусстве. Его не поняли и не приняли современники и пока еще не в должной мере оценили потомки. Судя по всему, Николай действительно был не лишен присущих русскому купечеству замашек. Однако к счастью для русской культуры, энергия Рябушинского была вовремя направлена в нужное русло. Да, Николай Рябушинский был любителем прекрасного, но в то же время он спонсировал приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежат слова: "Богатство обязывает!"
Николай Павлович Рябушинский - редактор-издатель журнала "Золотое Руно", меценат, художник, литератор, коллекционер (1876-1951), был пятым сыном в семье крупнейшего русского промышленника Павла Михайловича Рябушинского. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук и приобщался к изучению фабричного дела на ткацких фабриках отца. Однако, не имея склонности к торгово-промышленному делу, вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями".
Он был увлечен искусством, но никакого специального образования официально не получил. Пользовался профессиональными советами своего друга, художника С.А.Виноградова, и часто совместно с ним занимался живописью; много работал в области оформительской журнальной графики; писал стихи и прозу, критические статьи по искусству; любил музыку; уделял серьезное внимание коллекционированию произведений искусства.
Панно "Дерево на фоне неба", 1900-е. Картон, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Панно "Птицы", 1908
Женский портрет. Картон, гуашь
Натюрморт с цветами, грушами и персиками. Дерево, масло
В конце 1890-х годов совершил путешествие по миру. В 1906 году вошел в состав группы молодых московских художников-символистов под руководством П.Кузнецова, был редактором-издателем журнала "Золотое Руно". В январе 1906 года вышел первый номер "Золотого Руна". Это был самый дорогой и роскошный русский журнал. Рябушинский тратил на "Золотое руно" около 100 тысяч в год, это позволяло не считаться с расходами при оформлении журнальных книжек. Великолепно иллюстрированные, отпечатанные на прекрасной бумаге, они приходили к подписчикам в изящных футлярах, перевязанных золоченым шнуром. По отчету за 1906 приход журнала составил 12 000 руб, расход - 84 000 руб.
Обложка журнала "Золотое Руно", 1906, №1
Золотое руно - один из тех художественных журналов, который по своему значению и роли стал больше, чем просто печатные издания, и превратился в яркое культурное явление. Этот журнал определял эпоху и формировал ее эстетический идеал. Посвящено "Золотое руно" было в основном живописи и литературе, но также и театру, музыке, художественной индустрии и декоративному искусству.
В 1907 году Николай Рябушинский стал устроителем выставки "Голубая Роза", давшей имя символистскому движению в русском искусстве 1900-х годов.
Заглавный лист публикации выставки "Голубая роза" в журнале "Золотое Руно" по эскизу П.С.Уткина. 1907
Интерьер выставки "Голубая Роза". Москва, дом М.С.Кузнецова. 1907
В 1908-1909 годах Рябушинский организовал выставки русских художников совместно с современными французскими мастерами: "Салон Золотого Руна", "Золотое Руно" . Затем устроил еще одну выставку русских художников в Москве под названием "Золотое Руно", на которой впервые выступили группой будущие русские авангардисты. По инициативе Н. Рябушинского начал разрабатываться проект устава акционерного общества с целью устройства в Москве "Дворца искусств", где предполагалась демонстрация выставок, отражающих современное художество, а также создание публичного музея, в котором были бы представлены "все области чистого искусства". При этом сам инициатор проекта приобретал большую часть акций. К сожалению, проект не был осуществлен.
Интерьер выставки "Салон Золотого Руна". Москва, дом Хлудовых. 1908
Известен Николай Рябушинский и тем, что построил в Москве в Петровском парке виллу "Черный лебедь", поражавшую современников своей роскошью. Она была декорирована художником П. Кузнецовым.
На вилле, кроме издательства журнала "Золотое руно", размещалась художественная коллекция Николая Рябушинского, в которой имелись полотна Л. Кранаха, П. Брейгеля, Н. Пуссена. Но основную часть его коллекции составляли произведения художников "Голубой Розы". В случившемся вскоре на вилле пожаре многие работы погибли.
Главный фасад виллы "Чёрный лебедь"
Рябушинский уехал в Париж в 1914 году, где открыл антикварный магазин. В 1917-1922 снова жил в России, в Петербурге, и работал в качестве консультанта и оценщика произведений изобразительного искусства. Продолжал занятия живописью и выставлялся на первых советских выставках. В 1922 году эмигрировал во Францию, а в 1924 году вновь организовал в Париже антикварный салон. В 1926 году устроил в парижской галерее "Бальзак" свою персональную художественную выставку, имевшую каталог со вступительной статьей известного французского художника К. Ван Донгена; владел антикварным магазином в Монте-Карло. В 1930-е организовал в Болье-сюр-Мер близ Ниццы художественную галерею, назвав ее "Голубая Роза" в память о самом важном в его жизни свершении. В 1933 году устроил еще две свои персональные выставки в Париже.
Николай Рябушинский прожил в эмиграции яркую бурную жизнь, в которой было немало взлетов и падений, переходов от блестящего положения в обществе и широкого признания к полной нищете и забвению. 18 апреля 1951 года он умер во Франции, похоронен в Ницце.
В письме, оставленном другу накануне операции, после которой он скончался, Рябушинский "просил передать свой последний привет сестрам и братьям, рассеянным по миру, всем женщинам, которых он любил, и всем своим друзьям".
Н.П. Рябушинский. Фото 1900-х и 1940-х
В прошлое воскресенье мы всё же побывали на вилле "Чёрный лебедь", но
об этом в следующем репортаже.