Украшение интерьера капеллы Энрико Скровеньи поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Свою поистине грандиозную работу художник завершил всего за пару лет. Хотя церковь и предназначалась для семейного пользования, её открывали для публики в день Благовещения, и она привлекала столько народу, что
монахи-эремитани, обитающие по-соседству, жаловались на отток посетителей и упрекали Скровеньи в тщеславии.
Роспись капеллы дошла до нашего времени в хорошем состоянии, и сейчас фрески Джотто очень берегут. Доступ посетителей в капеллу ограничен - пускают небольшими группами по 25 человек. Предварительно запускают в специальное помещение, где первые 15 минут показывают фильм о создании капеллы. (На фото это тёмная пристройка справа.) Это делается для того, чтобы выровнялся влажностно-температурный режим посетителей и помещения, иначе фрески могут померкнуть.
Официальное название капеллы - церковь Святой Марии Милосердной. Она была заложена в 1300 году и через три года освящена в день Благовещения. Называют её и капеллой дель Арена или Скровеньи, потому что построена на землях "Арена ди Падова", принадлежавших Энрико Скровеньи. В качестве фундамента использовались остатки древнеримского театра. Энрико, как и и его отец Реджинальдо Скровеньи, занимался ростовщичеством и мог себе позволить строительство капеллы в искупление грехов своего отца, а ему самому грех ростовщичества отпустил папа Бенедикт X.
Заходишь в капеллу, и на тебя обрушивается бесконечная Вселенная Джотто. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. На выгнутом своде изображено звёздное небо. Первые 10 минут, вообще, ощущение как будто вышел в космос. На 38 фрагментах - сцены из жизни Христа и Марии, Иоакима и Анны. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Фотографировать, вообще-то, можно - только зачем и что, когда у тебя всего 15 минут, т.е. на один сюжет приходится всего лишь 24 секунды. Верхний ярус посвящён истории Иоакима, отца девы Марии, затем хронологически - истории девы Марии. Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая о его детстве, слева - уже о взрослых годах Иисуса. Третий ярус сосредотачивается на Страстях Господних. Нижний ярус изображает цикл из аллегорий семи добродетелей и семи смертных грехов. Общий колорит - светлый и праздничный. В качестве фона - глубокий лазурный цвет. Впечатление просто поразительное - как будто находишься в большом соборе, а не в маленькой капелле.
Взгляд в сторону пресбитерия. Над аркой - Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Слева - фигура Архангела Михаила, справа - фигура девы Марии из Благовещения. Арка пресбитерия включает ещё одно изображение - встреча предателя Иуды с первосвященником находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление). На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Архитектурные обманки, изображающая две комнаты в первом ряду, позволяют видеть крестовые своды в перспективе.
Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение
Деревянная панель с изображением Бога-Отца на троне в верхней части триумфальной арки сейчас находится в городском музее Эремитане, и заменена в капелле копией. Это единственная работа в капелле Скровеньи, выполненная не в технике фрески, а на деревянной основе, состоящей из двух частей. Неглубокое пространство за иконой и сохранившиеся петли, при помощи которых она крепилась к стене, позволяют утверждать, что икона служила дверцей, а вот назначение этой дверцы вызывает разные догадки. Есть предположение, что во время литургии в праздник Благовещения из-за двери выпускали белого голубя, символ Святого Духа. Благодаря какому-то трюку он спускался прямо к образу Мадонны. По другой версии, в проёме дверцы могли демонстрироваться предметы культа.
Встреча Марии и Елизаветы
Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого главного мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем. Могила Энрико с мраморным портретным изображением во весь рост находится за ними.
Деревянное распятие Джотто, которое хранилось между апсидой и нефом часовни Скровеньи, сейчас тоже находится в городском музее, где его можно рассматривать сколь угодно долго.
Панно из ценных пород дерева окаймлено резной рамой, на концах нарисованы Мадонна, Святой Иоанн и, в верхней части, Бог-Отец. Образ распятого Христа выделяется в центре, его голова слегка наклонена вперед. Отчаяние жестов Мадонны и святого Иоанна напоминает сцены страстей Иисуса, нарисованные в часовне.
Взгляд в направлении главного входа. В сцене Страшного суда на противоположной стене слева от креста над дверью изображён фрагмент - Энрико Скровеньи в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской протягивает Богоматери модель капеллы. Искусствоведы причисляют это изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи.
Страшный суд
На память остались всего лишь несколько кадров - в основном, фрагменты из жизни Христа...
Жизнь Богоматери. Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне
Считается, что в качестве образца для Вифлеемской звезды в "Поклонении волхвов" Джотто использовал комету Галлея, которая проходила над Землей в 1301 году.
Поклонение волхвов
Принесение во храм. Сретение
Вход Господень в Иерусалим
Изгнание торгующих из храма
Тайная вечеря
Омовение ног
Поцелуй Иуды и арест Иисуса
Вознесение Господне
Пятидесятница
Правосудие
Благоразумие
Непостоянство и Глупость
Когда через 15 минут всех попросили удалиться, удалось сделать прощальный кадр...
Джотто ди Бондоне (ок.1270-1337) заложил основы искусства итальянского Возрождения. Специалисты считают его родоначальником того, что мы понимаем под термином "реалистическая живопись". Росписи стен и потолка падуанской капеллы Скровеньи принадлежат к числу ранних произведений Джотто (ок.1303-1305). Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике "буон фреско", при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Джотто побывал в Риме, трудился во Флоренции, Ассизи, Милане. В 1328 году был приглашен в Неаполь ко двору короля Роберто Анжуйского. В 1334 году возвратился во Флоренцию, где возглавил работы по возведению стен, фортификаций, начал строительство колокольни флорентийского собора, оконченной уже после его смерти. Джотто умер во Флоренции в январе 1337 года.
Подробный рассказ о фресках Капеллы Скровеньи в дружеском ЖЖ
mrs-mcwinkie :
Часть I ,
Часть II