Цветы Нормандии, 1887. Музей Винсент Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Гуляя по сайту Музея Ван Гога, обратила внимание на натюрморт французского художника Анри Фантен-Латура. Повеяло тёплым летом и чем-то неуловимо родным - может быть, это выбор цветов? Такие знакомые и любимые цветы - настурции, хризантемки, георгины, розы, можно увидеть летом не только в городских парках, но и на дачах, и во многих провинциальных палисадниках России. Заинтересовавшись художником, стала смотреть его картины. Самое интересное, что я оказалась права - есть русский след в его биографии.
Анри Фантен-Латур (1836-1904) - французский художник и литограф. Его отец был портретистом и преподавателем рисования. Мать художника была по происхождению русская и звали ее Елена Найдёнова, она была приемной дочерью графини Елены Алексеевны Зотовой (Куракиной, 1787-1869). У Анри были две сестры - Мари-Луиз-Элен (1837-1901), жена Василия Ивановича Яновского и Натали (1838-1903). В 1841 году семья семья будущего художника переехала в Париж. Анри Фантен-Латур рано начал учиться рисованию - сначала у своего отца и в художественной школе, потом занимался в Школе изящных искусств в Париже. Начиная с 1853 года молодой художник регулярно копировал в Лувре картины старых мастеров, а в Люксембургском музее работы Делакруа. Известен групповыми портретами современных ему парижских художников и писателей, друзьями которых он был. К ним принадлежит и картина "Ателье в Батиньоле".
Ателье в Батиньоле, 1870. Музей Орсе, Париж, Франция
Хотя его современниками и были импрессионисты, он придерживался стиля, близкого к реализму. В 50-е годы художник познакомился с Дега, Мане и Бертой Моризо, а в 1858 году подружился с Уистлером, который годом позже пригласил его в Лондон. Там он быстро сблизился с художественной средой британской столицы. В 1859 году он познакомился с Гюставом Курбе, в ателье которого работал последующие два года.
За чтением,1870. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия
К 1863 году его работы выставлялись одновременно в Парижском салоне и Салоне отверженных. Среди портретов Анри Фантен-Латура выделяется замечательный портрет Эдуарда Мане.
Портрет Эдуарда Мане ,1867. Институт искусств, Чикаго, Иллинойс, США
В 1864 году в Королевской академии состоялась выставка Фантен-Латура, где большим успехом пользовались его цветочные натюрморты. Именно тогда он начал их писать с расчетом на художественный рынок Англии. Прославил его именно этот жанр, хотя цветы художник писал для заработка.
Гортензии, гвоздики и два горшка с анютиными глазкамми, 1879
По разным оценкам, художник оставил около 800 натюрмортов. Если их неторопливо рассматривать, то можно заметить разнообразие художественных задач, которые ставил перед собой мастер.
Маки в вазе, 1891. Художественная галерея Южной Австралии
Он не писал просто цветы, стоящие в неких условных сосудах. Волшебство Фантен-Латура в том, что каждый цветок оказывается в нужном окружении и в неслучайной вазе. Это может быть или стеклянный стакан, или хрустальный бокал, или корзина.
Дельфиниум, 1887
Цветы и фрукты, 1866. Художественная галерея Новой Южной Волны, Сидней, Австралия
На его картинах представлена не просто роза, а образ розы. То же самое и с другими цветами.
Розы, 1871
Розы
Корзина с розами, 1880
Пионы и розы, нарциссы, 1879
Циннии, 1897-1899. Художественная галерея Южной Австралии
Букет. Эрмитаж
Хризантемы,1876
Анютины глазки, 1887
Натюрморт с цветами, клубникой и апельсинами. 1866. Музей искусств в Толедо, Испания
В 1876 году Анри Фантен-Латур женился на художнице Виктории Дюбурж. Затем проводил каждое лето в поместье своей жены в Нормандии, где и умер в 1904 году. Фантен-Латур похоронен на кладбище Монпарнас.