Я поняла, как важна и сложна для меня коммуникация. Оказалось, что не только для меня. Ирина Хакамада сделала целый мастер-класс, который называется "Успех начинается с коммуникации". Может быть, кому-то будет интереcно.
Успех начинается с коммуникации
Умение без боязни и эффективно коммуницировать - это навык, который можно в себе развить, или все-таки нужно родиться выраженным экстравертом? По своему опыту могу сказать, что искусство коммуникации можно постичь собственными усилиями. О том, как это сделать, я и расскажу в ходе сегодняшнего мастер-класса.
В 2008 году я ушла из большой политики вникуда. Я решилась на этот шаг потому, что посчитала: пришло время, то есть - мне в тот момент того хотелось. Хотелось сменить род деятельности, а вместе с этим, получать от жизни больше драйва и находиться в еще большей гармонии с собой.
Сейчас ведение тренингов для меня - это огромный способ самореализации, занятие, которое действительно приносит радость. Начиналась моя тренинговая деятельность с малого, а сейчас я веду мастер-классы уже по всей России. И нисколько не жалею о том, что сменила вектор профессионального развития.
Когда меня спрашивают, как я могу охарактеризовать себя, в числе прочего, отвечаю: «Я индивидуалист». Это абсолютно не значит, что я не люблю работать в команде. Это лишь означает, что в жизни я всегда ориентируюсь на себя. Именно поэтому то, что я расскажу в ходе нашей сегодняшней встречи - это мой личный опыт. Я не претендую на абсолютную истину или на то, что изобрела панацею от страха перед необходимостью коммуницировать. Просто те советы, которые я дам, проверены на себе. Они действительно работают. Я не профессиональный психолог, но всегда берусь только за те темы, в которых достигла реального успеха.
Среди всех нас полно интровертов. Мало кто из окружающих пускается в общение с легкостью. Большинству каждый раз надо переступать барьер. У кого-то этот барьер маленький, а у кого-то размером с высокую стену. Свои профессии люди зачастую выбирают именно из тех соображений, нужно ли будет по работе много общаться. Люди технических или финансовых специальностей нередко видят преимущества своей работы в том, что там не нужно быть оратором. На мастер-классе я попытаюсь показать, в чем позитивная сила общения вне зависимости от того, чем человек занимается. Коммуникация может принести выгоду любому, даже самому «заядлому» интроверту.
Как достичь внутренней гармонии
Наверное, каждый, кто боится живого общения, слышал: «Чтобы начать коммуницировать, надо побороть страх». Это и так понятно. Вопрос в том, как побороть этот пресловутый страх. Для начала, нужно найти источники внутренней гармонии.
Я человек, в котором половина крови - японская. Хотела я того или нет, но в зрелом возрасте восточная кровь начала вырабатывать в мои вены любовь к созерцательности. Я целеустремленный человек, вследствие чего приходится проявлять много активности и тратить немало энергии. И бывает: бежишь, бежишь, торопишься что-то делать - и вдруг понимаешь, что нужна срочная передышка. Нужно просто остановиться и созерцать, наблюдать за течением жизни со стороны. Лично мне это очень помогает балансировать в бешеном ритме современной жизни. Если не давать себе право на «полениться», можно слишком рано сойти с дистанции, перегореть. Я вообще не скрываю, что люблю лениться. Я из тех людей, которые получают огромное удовольствие, не делая в буквальном смысле ничего. И заметьте: это не помешало мне добиваться в жизни всего того, что я хочу. Напряжение, а потом отдых - формула жизни, которая очень помогает. Тогда все получается. Природа не терпит однообразия. Фазы активности и созерцания должны чередоваться.
Кроме японской крови, во мне течет еще русская, армянская и лизгинская. Сами понимаете, к чему приводит такой взрывной коктейль. Во время дебатов, когда была не согласна с оппонентом, буквально испытывала ярость. Но опять-таки японские корни удерживали от того, чтобы высказать негодование в резкой форме. Логичнее, когда не согласен с человеком, спокойно его выслушивать, и как только он допустит в рассуждениях ошибку, вступить в спор и доказать свою правоту.
Если есть возможность избежать открытого противостояния - нужно этим пользоваться. Я не сторонник «разбивания головы об стену». Сложно достигнуть внутренней гармонии, если постоянно тратить свое время на то, чтобы что-то кому-то доказывать.
Мужчины - существа логические, женское мышление строится на интуитивном доверии к образным категориям. Думаю, секрет я тут никому не раскрыла. По своему опыту могу сказать следующее. Если женщина включает в свои формулировку немного мужской жесткости, она получает у собеседника больше доверия. Я не призываю к крайностям, не надо становиться феминисткой только ради того, чтобы преуспевать в коммуникации. Женское обаяние в сочетании с логичностью и разумной расчетливостью могут дать большие шансы на успех в деле налаживания контактов.
То же самое, и про мужчину, кстати. Он только выиграет от того, что добавит себе воображения. Умение образно мыслить, при этом не забывая о логике, делает мужчину интереснее в глазах собеседника.
Не надо зацикливаться на гендерной принадлежности. «Я женщина - значит, я могу поступать только так» - весьма сомнительный девиз для тех, кто хочет добиться успеха. Главное - быть адекватным в каждой конкретной ситуации.
Что мешает общаться без страха
В достижении карьерного успеха коммуникация занимает 80 процентов, а профессионализм - 20 процентов. Подчеркиваю снова: без умения общаться не обойтись в любой профессии. Рано или поздно необходимость эффективно коммуницировать встанет перед тем, кто никак не хотел раскрыться и, наконец, заговорить с окружающими.
Сбой в коммуникации в нашей стране можно видеть даже на улице. Мы ходим и не улыбаемся. На работе не всегда здороваемся с коллегами. Дома - не всегда с соседями. Даже там, где спокойный тон общения должен быть по умолчанию, например, в предприятиях общественного питания или госведомства - тех же налоговых инспекциях, с нами разговаривают свысока. Добиться нормального общения сложно. Угрюмость - черта русских людей.
У японцев, кстати, процесс общения может протекать еще напряженнее, чем у русских. Недавно в Москве в ресторане я наблюдала, как обедала молодая японская пара. Они просидели там час, но за это время не промолвили между собой ни слова. Ни одного! И это не просто норма: такая молчаливость для японцев - это само собой разумеющееся.
Мне эта черта японцев тоже передалась. На первом курсе института я не смогла сдать экзамен по страноведению. Я села перед преподавателем и молчала. При этом я ходила на все занятия и была готова к ответу. Мне поставили «пятерку» авансом. Преподаватель сказал, что уверен в моих знаниях и что я заслуживаю хорошую оценку. Но сказал, что я обязательно должна научиться выступать, ведь я учусь на факультете международной экономики. И мне дали задание: как можно больше говорить на занятиях. Поднимать руку и отвечать, если есть, о чем говорить. А в дальнейшем - поднимать руку даже тогда, когда по вопросу обсуждения неизвестно ничего. Русский человек на такое задание сам себе скажет, что начнет его исполнять с понедельника, с Нового года, когда снег растает. Главное - отсрочить то, что требует усилий.
Моя генетическая японская сдержанность сочетается с исполнительностью. Поэтому я начала ломать себя буквально на следующий день после экзамена. Мне было очень непросто. Но со временем стало легче.
Продукт «Ирина Хакамада», который сейчас перед вами, создан моими усилиями и целеустремленностью. Помню, как я волновалась перед тем, как мне предстояло выступать на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Говорить нужно было практически экспромтом - да еще и на такую серьезную тему как потепление отношений между Россией и США. Но я смогла и тогда еще раз убедилась в том, что все возможно.
Интроверт может стать абсолютным формальным экстравертом. У человека все получается, когда он делает это органично. Я проработала год в НИИ Госплана РСФСР. Это был настоящий кошмар. Мне не нравилось то, что я делаю. Я честно заставляла себя писать научные статьи. Но через год поняла, что не могу. Нельзя делать то, что для себя не органично.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА - Для интроверта общение - как раз неорганичное занятие. Как же тогда поступать с необходимостью общаться?
- Надо сделать так, чтобы общение стало привычным и приятным занятием. То есть надо сломать убежденность в том, что общение - это неорганично и что приходиться прыгать выше головы, чтобы говорить с людьми без стеснения. Конечно, интроверту неорганично быть экстравертом. Но я и не призываю менять себя настолько. Да это и невозможно. Расскажу, как я убедила себя в том, что общение необходимо и приятно. Я нашла базу в самой себе: поняла, что я хочу в жизни и пришла к выводу, что без общения этого не добиться. Если понять, ради чего нужны коммуникации, к каким целям они ведут, тогда станет легче. Проще говоря, нужна хорошая мотивация. Органика появляется от правильной цели. Если точно знаете, для чего нужны усилия над собой - тогда и барьеры преодолеваются проще. И приходит успех.
Критерии успеха
Давайте разберемся, что такое успех. Для большинства людей мерило успеха - мнение общества. Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни. Человек - существо социальное. Трудно назвать себя успешным, если общество это не признает. Общество потребления выдвигает в качестве главного критерия успеха деньги. Второй критерий - слава, известность, статус.
Ориентироваться на эти критерии для того, чтобы заставить себя разговориться - неэффективно. Нужно найти индивидуальные критерии успеха и именно ими руководствоваться в достижении цели.
Индивидуальные критерии успеха - это не что-то заоблачное типа «стать президентом Вселенной». Цели нужно ставить реальные, хотя и такие, ради достижения которых надо тянуться вверх.
Мой критерий - желание. Я всегда делаю только то, что я хочу: то, что для меня органично и интересно. Политика была мне интересна - я занималась ею. Так же и с бизнесом. Сейчас мне интересно вести тренинги, писать книги. На это я и направляю свои усилия. Решиться делать не то, что принято, а то, что нравится - очень непросто.
Следующий мой критерий - деньги. Ничего нельзя делать бесплатно. Нужно каждый раз самоутверждаться, понимая, что обеспечиваете себя материально.
Третий критерий - беречь себя и не тратить свою энергию на неприветливых, неприятных людей. Среда обитания должна быть дружественной. Я понимаю, что не всегда этого можно добиться. Но волноваться надо только по поводу тех людей, которые интересны и которые интересуются вами. На остальных надо попросту закрывать глаза. При необходимости общаться, но негатив не впускать в себе и не транслировать.
Как получать пользу от любого общения
Надо получать удовольствие от общения. С приятными и позитивными людьми это достигается само собой. Но не удивляйтесь, когда я скажу, что удовольствие можно получать от любого общения. Для этого надо быть любознательным и заинтересованным в коммуникации с любым человеком. Даже с тем, кто критикует, пытается задеть или по-простому ведет себя невежливо. Надо подходить к таким людям прагматично. И попытаться извлечь из общения с ними выгоду для себя. Любое общение несет информацию. А любая информация может рано или поздно пригодится. Надо уметь слушать. Быть терпеливым к самым непростым собеседникам.
Слушать умеют не все. А интроверты как раз обладают этим умением. Так что иногда им даже легче общаться, чем экстравертам. Согласитесь, неприятно, когда человек говорит только о себе. А интроверт слушает и иногда задает вопросы. Такие собеседники вызывают уважение. Правда, задавать правильные вопросы - это искусство, которому тоже надо учиться. Вопросы надо задавать только те, которые дают информацию.
Доказывать кому-то свою исключительность - плохая цель. Главное, доказать свою успешность самому себе. И если кто-то этого не понимает, не ваша функция и цель их переубеждать. Не надо никому никогда ничего доказывать. И вообще, чем проще относиться к тому, что говорят окружающие, - тем лучше.
Слушая других, надо прислушиваться только к себе. Тогда общение станет комфортным. Не надо ломать себя ради других. Изменять себя можно только ради достижения своих целей. Никак иначе. И это не эгоизм. Это естественная необходимость не растрачивать жизненную энергию впустую.
Я научилась коммуникации за счет того, что я хотела получить информацию от людей, а не из книг или телевидения, к примеру. Так проще и быстрее. Безусловно, люди - это не единственный и зачастую не самый верный источник информации. Но именно у них можно получить знания, которые пригодятся на практике.
Для реального успеха нужна живая коммуникация. Если идут сложные переговоры, никогда не стоит ограничиваться только электронной перепиской. Любыми способами надо постараться встретиться с человеком. Пусть это будет вызывать волнение. Я сама раньше ненавидела ходить на публичные мероприятия, которые предполагают беседы с незнакомыми или малознакомыми людьми. Помню, как меня первый раз позвали на прием в американское посольство. Я взяла бокал с шампанским и молча стояла в стороне ото всех. Во мне боролись два страха. С одной стороны, я боялась показаться необщительной. С другой - мне было страшно общаться. Меня посадили за один стол с министром торговли США. Тогда мое знание английского было не на том, как мне казалось, уровне, чтобы свободно беседовать о перспективах торговли между нашими странами. Но в итоге, я себя переборола, и беседа пошла хорошо.
Принципы коммуникации
Первый принцип - надо быть готовым к любому исходу общения. Аутотренинг типа «Я сильный - я все смогу», по моему опыту, не помогает. Надо себя, во-первых, хвалить за успехи, которые уже достигнуты. А во-вторых, надо признаться себе в том, что общение с другими людьми доставляет волнение и дискомфорт. Не надо прятаться от этой мысли. Знаете, какой из самураев побеждает в поединке? Тот, который мысленно уже умер, проиграл. Тот, которому нечего терять.
Если представить, что общение уже не состоялось, то можно чувствовать себя увереннее. Нужно пережить ситуацию в ее худшем варианте развития. Ведь даже если переговоры прошли не так, как хотелось, из-за скованности его участников, никто от этого посыпать голову пеплом не будет.
Второй принцип - выступать инициатором общения. Задавать вопросы. Так проще вести себя свободно и не стесняться. Помню, как сижу в машине, припаркованной на одной из улиц в Москве. Окно приоткрыто. Подходит незнакомый юноша и начинает рассказывать, как я ему нравилась в роли политика и как он сожалеет, что я ушла с политической арены. Я даже заслушалась - не скрою, всегда приятно слышать про себя такие вещи. И тут молодой человек откровенно заявляет: «Вот, я все рассказал. Дайте сто рублей». Я опешила, но спросила, что же он будет с ними делать. Тот ничуть не смутился и ответил, что если я дам ему эти деньги, настроение у него поднимется, и он снова станет верить в страну. Это было сказано так уверенно, что я денег ему дала. Больше, чем просил. И не жалею. Дело не в том, что он, фактически, осыпал меня комплиментами. И не в том, что я потворствую пропрошайничеству. Просто иногда умение правильно общаться обезоруживает даже самых суровых собеседников. Это как раз то, что я пытаюсь до вас сегодня донести. Правильные слова помогут найти подход к любому человеку, будь то налоговый инспектор, чиновник или директор компании.
Конспект подготовила Марина КОСНОВА
http://hakamada.ru/1745/1633/1138.html