Книжный челендж 2020, 13.Действие в другом времени (древние Греция и Персия)
Филипп Ванденберг "Дочь Афродиты"
Времена греко-персидских войн. Противоборство эллинов и варваров (так греки называли персов). Противостояние пантеонов богов. Именно в эту атмосферу погружает книга Филиппа Ванденберга.
Если говорить о сюжете, он на слабую "троечку": история любви полководца Фемистокла и юной гетеры Дафны не удовлетворит даже поклонников сентиментальных дамских романов - нет в ней ни глубины, ни развития, ни завершенности. Это скорее скрепляющий раствор для мозаичного полотна античности.
Образы главных героев не являются доминирующими в повествовании и даны с готовым набором качеств, которые на протяжении романа не изменяются: на первых страницах Дафне всего 14, на последних - около тридцати, но это всегда одна и та же идеализированная женщина. С точки зрения современной литературы, "картонность" персонажей является большим недостатком, но это вполне в традициях литературы античной.
Если же обратиться к декорациям, в которых происходит действие, они действительно достойны внимания и позволяют прочувствовать атмосферу древнего мира.
Хорошо, если читатель имеет некоторое представление о греческой мифологии и истории: это значительно облегчает восприятие, поскольку страницы плотно наполнены специфической лексикой (акрополь, филы, ахронт, гоплиты, ахора и т.д.). Необходимые сноски с пояснением терминов даны, но они, особенно в самом начале, ощутимо замедляют чтение.
Сделанное для понимания усилие того стоит: перед глазами встаёт многоплановый, насыщенный мир древней Греции и частично Персии.
Победа греков под Марафоном и несущий известие гонец, падающий замертво, едва успев донести новость; религиозные празднества и жертвоприношения, сцены морских сражений и ссылки на древних философов, поиски клада и толкование пророчеств, олимпийские игры, жизнь гарема, взгляды на любовь и общественное устройство, политика и особенности мировоззрения - все это и составляет основное содержание романа.
Термин "костюмная драма", принятый в кинематографии, пожалуй, подходит и к данному произведению, поскольку именно декорации здесь первостепенны, а происходящее с главными героями - лишь наброски из жизни, вписанные в общую картину.
Клеймение рабов, оргии жрецов, казни, однополые сексуальные связи нашли место в книге как составляющие античной цивилизации, но детализация подобных эпизодов такова, что является достаточной, чтобы передать особенность нравов, но все же далека от смакования подробностей.
Некоторые поступки не последних в государстве людей, продиктованные верой в богов, вызовут улыбку у современного читателя.
Например, реакция персидского царя Ксеркса на шторм, разметавший наведенный временный мост:
" Посейдона, бога моря, который, естественно, грек, заковать в кандалы. Сегодня же выходите на Геллеспонт и погрузите в него две пары тяжелых кандалов. Пусть несколько рабов хлещут море кнутами, а ионийские мудрецы говорят по-гречески: - Ты грязный соленый водоем, наш господин наказывает тебя за то, что ты его обидел. Ксеркс, царь царей, перешагнет через тебя, хочешь ты этого или нет!"
Вандерберг, передавая яркую палитру античности, позволяет читателю проникнуться реалиями древности, расширить представление о далёком времени, но каких-то особенно захватывающих хитросплетений сюжета и художественных открытий, связанных с психологизмом и исследованием человеческой личности, ждать не стоит.
Оценка 3,5/5