Начало заметок Римско-католический (польский) костел Пресвятой Троицы
Будучи православной, католические костёлы, еврейские синагоги, татарские мечети я, конечно, замечаю, любуюсь архитектурой, обращаю внимание на какие-то интересные особенности в оформлении территории, но внутрь никогда не входила. Как-то неудобно делать это из праздного любопытства. В Польский костёл Тобольска хотелось попасть непременно.
Первое знакомство с достопримечательностью состоялось во время обзорной экскурсии по городу.
Расположенный у подножия Троицкого мыса, католический храм Пресвятой Троицы привлёк внимание и высокой островерхой звонницей, и боковыми башенками, и окнами-пеналами с арочным верхом.
Гармония и контраст одновременно: наверху белые стены кремля и золотые купола классических славянских храмов, внизу - образец несколько чуждой для Сибири готики.
Откуда в Сибири римско-католический приход? Первый Дом молитвы построен по разрешению властей для ссыльных поляков. Сначала это была Церковь Божьего Провидения. Службы здесь проводил приезжий священник, поскольку и самостоятельности у прихода не было. Позднее, с обретением самостоятельности, возникла перспектива постройки нового каменного храма.
В 1897 году губернатор разрешил строительство, а в 1900 освятили камень в основании будущего костёла. Деньги на постройку тобольские католики собирали по всей Российской империи. В 1907 году в костёле Пресвятой Троицы сотворили первую Святую Мессу.
Когда храмы массово закрывались и разрушались, закрыли и тобольский костёл. Участь его была подобна участи многих культовых сооружений: сначала здание использовали как склад, потом как столовую, затем в нём устроили хранилище кинолент.
Только через 70 лет после закрытия костёл возвратили верующим и начали его реставрацию. А в 2004 году здесь появился орган.
Чтобы услышать органный концерт, мы и спешили из Абалака к назначенному времени.
Сначала народу было совсем немного. Мы и протоптанную в снегу тропинку к боковому входу отыскали не сразу. Постепенно зал наполнялся, и скоро свободных мест почти не осталось.
Настоятель храма поляк Дариуш Станчик, прекрасно понимая, что среди слушателей процент католиков минимален, что на скамьях сидят по большей части любопытствующие туристы, в своей короткой вступительной проповеди заметил: «Когда слушаешь музыку, важна не вера, не национальность, не страна, в которой живёшь, важна Музыка».
Отец Дариуш зачаровывал и своим пришепётывающим польским акцентом, и искромётным юмором, и открытостью. Ещё до вступления органа тёплые волны словно согревали изнутри в холодном весьма помещении. А потом полилась музыка. В сопровождении органа зазвучала молитва.
Слушать музыку, которая идёт откуда-то из-за спины и сверху, было непривычно. Я видела, как то один, то другой человек в зале оглядывается и задирает голову. Но разглядеть что-то в таком положении было всё равно невозможно, да и сидеть с запрокинутой и вывернутой через плечо головой мучительно неудобно.
Надо ли оборачиваться? Буквально через минуту-другую понимаешь, что не так важно видеть происходящее - орган заполняет всё пространство, бередит чувства, погружает в размышления. Перед глазами рождественский вертеп, фигура распятого на кресте Христа, скульптурные изображения святых с раскинутыми навстречу руками, словно обнимающие весь мир; из-под купола струятся звуки органа - и ты уже на какое-то время отрешаешься от мирского и думаешь о чём-то важном, сокрытом внутри.
Знаменитые фуги Баха завершили программу.
Желающим предложили подняться по винтовой лестнице туда, где установлен орган. Органист костёла Гай Оганисян не только рассказал об инструменте, но и разрешил попробовать себя в роли музыканта всем, кто владеет фортепьяно. Я не владею. Но к клавишам прикоснулась и извлекла несколько звуков. Злоупотреблять доверием не стала, конечно.
Польский костёл с его органом стал прекрасным завершением рождественских каникул: после ужина в полюбившемся ресторане "У Никольского взвоза» мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы сесть в поезд, который помчит из Сибири домой.