В связи с кончиной патриарха немного поговорю о современном православии. А то люди немножко путаются.
События 1991 года со всей очевидностью показали, что советский мир создан. Он существует и действительно является МИРОМ. Мир в трубочку не свернёшь и в чулан не спрячешь. Потому что сам чулан это часть этого мира. Так что, скорее, он вас самих того... «в трубочку».
Что изменилось после 1991 года? Да ничего. Люди - те же. Сценарий немного изменился, изменились экономические отношения, возникли гражданские свободы. Но мир остался вполне советским. И никто из советского мира не вышел, за его пределы не заехал. Даже Солженицын. Ему удалось создать иллюзию, но даже иллюзия привела к тому, что он остался в бессильном одиночестве.
То есть мы живём под советским небом, дышим советским воздухом, сидим в советском саду на советской скамейке и кормим советским хлебом советских воробьёв.
Ввиду этого бессмысленно упрекать покойного патриарха в том, что он сотрудничал с КГБ, имея агентурную кличку «Дроздов», составляя ориентировки, участвуя в акциях советского руководства и прибегая к услугам органов в аппаратной борьбе с конкурентами. Ну, сотрудничал. НУ И ЧТО? А что, архиепископ Кентерберийский не имеет никаких контактов с отечественной тайной полицией? Было бы странным обратное. Само обвинение в «сотрудничестве» нелепо для людей такого ранга. Это всё равно, что банкира обвинять в сотрудничестве с секьюрити, которое он нанял для охраны. РАНГ ДРУГОЙ.
Современное православие - православие советское и является органичной частью советской системы. С точки зрения идеологии это вроде бы абсурдно, но абсурдной является сама идеология, а живую жизнь не обманешь. То, что современная компартия почти православная организация - очевидный факт. Уж иконы со Сталиным рисуют. «Верую, потому что это абсурдно» бывает сплошь и рядом. А вот «хаваю, потому что это абсурдно», это как говорил Горбачёв «ноньсенс». Никто окурки и битое стекло уплетать не будет. Так что абсурдна была антисоветская риторика православия, но отнюдь не его реальное поведение. Надо только учитывать, что православия в России было два.
Первое православие это органичная часть имперской идеологии и политики царизма. Россия исходила из того, что в христианстве существует три основных течения: католицизм, протестантизм и православие. Среди великих держав две католические (Франция и Австро-Венгрия), одна протестантская (Великобритания), одна протестантско-католическая (Германия) и одна православная (Россия). С одной стороны православная церковь способствовала изоляционизму и несколько затрудняла политический манёвр (не сильно, потому что даже высшие аристократы Европы спокойно переходили в православие). Но с другой стороны, такая экзотика давала дополнительный рычаг для действий на Балканах и Ближнем Востоке. А именно это направление было особенно важным. Поэтому православие в России двигали серьёзно, по-европейски. На Россию приходилось 90% интеллектуальных и культурных усилий в этой области. Из полуазиатского реликта ударными темпами делали первоклассную религию. С собственным богословием и религиозной философией, с литературой и искусством, с системой образования, миссионерами и т.д. Всё это к 1917 году было ПОЧТИ создано. В начале 19 века русское православие для европейцев было восточной экзотикой и характерной чертой русской дикости. В начале 20 века шла речь о серьёзных контактах и религиозно-философских диспутах. Например, интерес к русской иконописи после первой мировой войны это инерция общего культурного наступления на Европу. Даже после грандиозного срыва программы культурные акции православия некоторое время повышались, а гонения на православие в СССР воспринимались как избиения варварами христианских миссий в Турции и Китае.
А что было бы, если по условиям союзнических договоров к России отошёл бы Константинополь, и константинопольская патриархия попала бы под русский контроль? Совершенно очевидно, что для всех православных Россия превратилась бы в Рим для католиков, церковный авторитет русских стал бы непререкаем, и все национальные православные церкви были бы проводниками русского влияния. Православие играло бы роль прорусской идеологии, точно так же как коммунизм в восточной Европе после второй мировой войны был рычагом влияния КПСС.
Теперь что произошло в 1917 году. Во-первых, оказалось, что недоделанность и азиатские атавизмы православия создают лазейки для демонтажа европейской империи. То есть православие палка о двух концах. Уже в 1905 году возникла гапоновщина, а к 1917 году в условиях 12-летней полуазиатской демократизации значительная часть духовенства заняла соответствующие позиции. «Свалить произведения ума человеческого в отхожую яму и при помощи иранских шахсей-вахсей, масонских крекс-фекс-пекс и английских денег строить Великую Турецкую Демократию, которая поразит весь мир».
Детали участия православных иерархов в февральской революции я опускаю, об этом можно поговорить отдельно. В последнее время на этот счёт появились любопытные исследования, но с птичьего полёта было ясно и так. Ни один поп не пискнул в защиту «гнилой европейской монархии». Попы принялись строить цивилизованную демократическую религию - как в Румынии или Болгарии.
Построили. В то время как большевики рвались к власти, азиатские бородатики выбирали румынско-болгарского патриарха. Выбрали. Его тут же стали пинать, как мячик. Чай не царизм. Большевики стали устраивать «диспуты» с выпускниками духовных академий. Очкарик слово, а ему бум библией по кумполу. Очки и свалились. «Бога нет - медицинский факт». Готовила-то их преданная ими же европейская альма матер к другому. Сначала к берегу подходят броненосцы, затем высаживается десант, строят форт, дороги. Затем по дорогам к туземцам направляются отряды экспедиционного корпуса, в их составе ботаники с книжечками. После зачистки открывается христианская миссия, добрый следователь начинает лечить и учить туземцев. Если кто не согласен или у кого какие вопросы - на то есть скорострельные винтовки против луков и копий.
СРАЗУ после гибели империи в феврале русские священники превратились в шутов и дурачков. А ещё в январе 1917 года Европа чесала затылок. Мдя, у русских организейшен. Если все эти Соловьёвы, Флоренские, Нестеровы, Достоевские, Чайковские, Васнецовы окажутся в Константинополе, то... В общем, Проблема. А поп-февралист с дурацкой румынской газеткой это уже «ха-ха». Элементарная двуходовка, небольшая сумма денег, пакетик мармелада и бородатик будет крутиться в колесе в любую сторону. По звонку, как собачка Павлова.
Но после октября не нужно было и этого. Поэтому последующие двадцать лет православную церковь в СССР последовательно демонтировали и в аккурат к началу второй мировой войны полностью уничтожили. Верующие остались, особенно в деревнях. А аппарат, в котором сохранялось хотя бы подобие подобия имперского духа «великой религии» извели под корень. В эмиграции он остался сохнуть на корню и по мере ассимиляции успешно засох. Вплоть до степени слияния с «православием №2».
А о «православии №2» поговорим подробнее. Для православных верующих в РФ большой новостью будет факт, что никакого такого особого православия в современной религиозной картине мира нет. Им интуитивно по-прежнему кажется, что верна картинка начала прошлого века с троицей «католичество-протестантизм-православие». Никак нет. Негритёнок православия в промежутке 1917-1945 года исчез яко дым. ЭТО ФИЛИАЛ ВСЕМИРНОЙ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОЙ ЛОНДОНОМ. В настоящее время христианство состоит из двух метаорганизаций: католицизма и протестантизма.
С католицизмом всё понятно, а протестанты сорганизованы во «Всемирный союз церквей».
Эта организация возникла в обстановке ожесточённой борьбы между английским и германским, а затем и американским центром протестантизма. Однако изначально все козыри были в руках англичан. Немцы не могли сделать протестантство центром государственной идеологии, а американцы традиционно относились к религиозным вопросам утилитарно. На простые комбинации у них были деньги, а на сложные - не хватало мозгов. Кроме того, в 1918 году немцы упали с телеги.
Начало организации положил съезд в Эдинбурге в 1910 году, на котором была организован «Международный Миссионерский Совет». Одновременно англичане проводили внутреннюю унификацию протестантских церквей. Например, в 1925 году объединенная церковь Канады слилась с просвитерианами, баптистами, методистами и конгрегационалистами.
В 1937 году в Эдинбурге и в Оксфорде было принято решение о слиянии протестантских организаций в единый «Всемирный союз», но из-за войны дело было завершено только через десять лет. Однако в это время разгорелась ожесточённая борьба между Англией и США за мировую гегемонию. Борьба шла буквально по всем направлениям, в том числе и внутри создаваемого ВСЦ. С одной стороны США соглашались туда войти только частью национальных протестантских церквей (например «Синод лютеран Миссури» и «Баптисты Юга» туда не вошли), с другой - напирали на безусловный паритет руководства. В этих условиях англичане решили формально ввести в Совет контролировавшиеся ими православные церкви и, прежде всего, православную церковь СССР.
На предмет предстоящей интеграции ещё в 1943 г., в Москву приезжала делегация Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским. Позднее, в 1945 г., митрополит Крутицкий Николай был принят в Лондоне архиепископом Кентерберийским. В официальной английской прессе подчёркивалось, что контакты носят открыто антикатолический характер.
Однако опора англичан на Сталина вызвала взрыв негодования американцев, и дело было отложено. Между прочим такая же ситуация была в международном профсоюзном движении в 20-30-е годы. Англичане после поражения Германии хотели полностью перехватить социал-демократию и опирались на советские профсоюзы. Это вызвало возмущение США, которые при помощи профбоссов континентальных государств развернули антианглосоветскую компанию.
Англичанам удалось протащить «православных» в ВСЦ только в 1961 году во время хрущёвской оттепели, и с тех пор национальные церкви СССР, Румынии, Болгарии и т.д. служат надёжным английским лобби в этой организации.
Не нужно обладать большим познаниями в истории протестантизма, чтобы понимать, что любой член руководства ВСЦ автоматически имеет высокий градус. Иначе просто не может быть. С католиками у масонов отношения весьма сложные, так что бывает по-разному. А вот с протестантами у масонов отношения простые. Никаких сложностев. Есть облисполком, есть райком - всё очень просто и понятно.
Если брать сторону не формально-организационную, а содержательную, то Россию стали окучивать ещё в девятнадцатом веке (общество «Маяк» и т.п.), но до 1905 окучивателям ничего не светило, а до 1917 светило мало. Зато после революции люди развернулись. В СССР дело шло о физической выкорчёвке православия, в эмиграции же подбирали ключики позаковыристей. Здесь растили идеологию и кадры для последующего протестантского перерождения.
Православная церковь в эмиграции существовала под патронажем англо-американской ИМКИ (отсюда ИМКА-пресс, столь знакомая моему поколению по печатной продукции). Кроме того в начале века в Англии была создана "Ассоциация Англиканской и Восточных Церквей", которая в 1927 году учредила православно-англиканскую ассоциацию «Братство Святого Албания энд Сергия Радонежского». Вот эта албанская церковь сейчас и является православной церковью РФ, возглавляемой экуменическими чиновниками.
Покойный патриарх в 1961 году принял участие в ассамблее ВСЦ в Нью-Дели, и был избран членом ЦК этой организации. (Кстати, кроме всего прочего Алексий был и вице-президентом общества индийско-советской дружбы. Казалось бы, почему. А ПОТОМУ.)
Сейчас в патриархи прочат митрополита Кирилла. Смотрим соответствующую тему. Там у чела всё чики-поки. Настоящий «печальник земли русской». Ещё молодым человеком в 1968 году принимает участие в шведском конгрессе ВСЦ, избирается в руководство её комсомола, в дальнейшем возглавляет «Синдесмос» - всемирную скаутскую организацию «православной молодёжи».
Вот почему смехотворны попытки сделать православие базой национального возрождения России. В рядах иерархов РПЦ всегда найдется гапон с периферии, который будет орать про «жидо-масонский заговор», но на верху и в магистральном направлении всегда будет всё тихо. Как при Алексии. «У матросов нет вопросов». Ну а захотите бороться с албанским православием - ещё лучше. Запишут в юродивые сектанты. Англичанам того и надобно - ещё денежек приплатят.
Посему в качестве бытовой веры православие дело хорошее, по крайней мере никакого вреда и ущерба от этого нет. А польза быть может. А вот всякого рода умствования, вносуковыряльные завихрения про «религиозную философию», а то и ещё лучше, мечты о политизации РПЦ это ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ.
Русские в этом мире зазора и изъяна не найдут. Сделано с умом, и жить они здесь будут вечно.
Правда есть одно обстоятельство. Это 21 век и простая биология. Правда жизни, которая живёт внутри декораций, но сама декорацией не является. Не нужно русским никакого православия, тридцать третьего Рима, олимпиад, удвоений и тому подобного великолепия.
Я иллюстрировал пост картинкой русских спортсменов в храме. Ребята пришли туда в первый раз. Чо делать среди этого английского театра не знают. Англичане им пошили рубашки а ля рюсс. Тоже как корове седло. Нужен ли этим людям спорт? Я местный и поэтому скажу со стопроцентной уверенностью - НЕ ОЧЕНЬ. Россия не Бразилия чтобы мячик носом перекатывать. НЕ ИНТЕРЕСНО. За деньги можно. А так - нет.
Я делаю ставку на русских дур, опростоволосившихся в храме. Это «американцы», а не «англичане», и англичане с этим народом ничего не сделают. Русский будет грызть яблоко и говорить: «Слушай, а ты этот, как тя, «архиепископ кентерберийский», ты дурак?» И у «архиепископа» в погонах ноги отнимутся михрюткой плясать.
Так что изъян в конструкции есть. Гроб заколочен, но лежит там живой человек. Он просто по русской привычке спит. И даже не понимает где и почему. Где в здравом уме и твёрдой памяти будут биться головой о крышку, он просто переспит, сэкономит кислород и, глядишь, ещё откушает блины на поминках гробовщика. Уж больно мощный зверь.
По крайней мере, это единственный шанс. Все остальное, все рациональные ходы давно просчитаны и заколочены на сто лет вперёд.