647. О НАЧИТАННОСТИ И НАСМОТРЕННОСТИ

Jul 17, 2010 04:41




Написал этот текст, находясь под впечатлением полемики вокруг последнего моего поста (а также поста oldadmiral’a).

Бывает, неглупый и даже самокритично настроенный человек вдруг начинает нести очевидную ахинею. Вроде «Карл Линней - кретин». На все аргументы бессмысленно повторяет свои собственные утверждения, почему-то считая их фактами. Иногда балуется умозаключениями на уровне счётных палочек, причём считает палочки неправильно. Пытается острить - очень глупо и неудачно. В общем, у человека ЗАСКОК.

Главное он не понимает, что позорится, причём ТАК, что злонамеренному собеседнику достаточно только изображать из себя губку Боба и наивно переворачивать сей краббсбургер лопаточкой. Блюдо приготовило себя само.

Меня всегда интересовали ошибки сознания окружающих, в том числе с точки зрения собственного развлечения. Я ещё в молодости пришёл к выводу, что такие явления возникают от нарушения интеллектуальной гигиены. Почему человека вырвало? «Съел чего-то».

В СССР назойливо педалировали «самую читающую страну», но при этом поразительно мало внимания уделяли качеству прочитанного. Читал же советский человек на 90% разную ерунду, причём треть продукции, которой его пичкали, была элементарно опасна. Особенно это касается видеоиндустрии.

Человек сформировался в мире подлинной зрительной информации. Возможность иллюзии в этой области появилась совсем недавно, извините за каламбур буквально на глазах. Защищённость человеческого «я» от видеоагрессии до сих пор поразительно мала.

Например, в течение последних десяти лет люди усвоили понятие «фотошоп», что вроде бы знаменует выработку видеоиммунитета. Но я часто наблюдал, как люди скептически ухмыляющиеся над результатами работы современных видеомонтажёров, В УПОР не видят, что множество фотографий с Распутиным это подделка, причём гипергрубая (на уровне аппликации). Хотя глаз вроде натренирован. Такова сила биологической инерции.

Поскольку эта инерция биологическая, то не нужно корчить из себя сверхчеловека. Каждый из нас очень легко может стать жертвой информационной агрессии. Поэтому за свою интеллектуальную свободу надо бороться. Без фанатизма, но постоянно. Любящая мать закрывает глаза ребёнку, чтобы он не увидел раздавленную кошку. Надо так же сознательно ограничивать самих себя от потребления информационных подмен.



Он такой желтый и квадратный
Когда я задумался над этой проблемой, то отчётливо увидел архаичные блоки, на которых зиждется мировоззрение советского человека. Своих сверстников я читаю с листа, людей помоложе-постарше процентов на 80.

Например ГИГАНТСКОЕ влияние на советского человека оказал минисериал «Операция «Трест»». Им оттуда почерпнуты БАЗИСНЫЕ представление о русской истории первой половины 20-го столетия, а отчасти и об истории 19 и даже 18 века. Он в этих веках жил и про них всё знает. Из идиотского блефа шестидесятников, за деньги КГБ нафантазировавших себе сталкерообразный бурлеск.

Фильм «Неуловимые мстители» - тоже глыба. Именно оттуда идет восприятие гражданской войны как фарса. Фарс этот сделали по приказу и по велению сердца - довольно талантливо.

Люди всерьёз спорящие с советскими очевидцами гражданской войны или восстания декабристов не понимают, с чем они связались и кто перед ними находится. Это подростки, только что посмотревшие «Подвиг разведчика» и взахлёб пересказывающие явленную им с экрана «истину».

Люди «насмотрелись». Насмотрелись сотен идеологических клипов, более-менее органично вкраплённых в художественные ленты. Ленты эти были кем-то прокручены перед ними раз десять. Двадцать. А может и пятьдесят.

Сколько раз человек моего поколения смотрел «Кавказскую пленницу»? Раз тридцать точно. Плохой фильм? - Нет, хороший. Только сделали его преступники и нашпиговали коммунистической заразой.

Что же, теперь не смотреть советское кино? Выходит так. И это ПРОБЛЕМА. Другого-то кино нет. И навряд ли уже будет. Поэтому советский человек будет воспроизводится и воспроизводится. Его подпирает океан идеологического мракобесия, где искажено и подменено всё. Если человек съел ядовитый гриб, весьма вероятно он, в конце концов, прокакается, и пойдёт дальше. Но когда вода в регионе содержат соли тяжёлых металлов, то борьба становится «образом жизни». К чему в своей массе люди не готовы и вообще им это не нужно.

Я лично не прочитал ни одной советской книги. Сознательно. В кино и театры не ходил. Если только в школе, когда строем заставляли. Телевизор, - да, - смотрел. Многое затронуло. Но у меня способности режиссёра и я рано стал видеть картинку не как зритель, а в смысле что людям надо. И быстро научился понимать что к чему.

Отчётливо помню, что явилось последней каплей. Лет в 20 я доказывал знакомому искусствоведу, который был меня старше на поколение, что в каком-то хрущёвском фильме показан не совсем отрицательный образ попа. Это де неожиданно и что-то знаменует. Он был не в настроении, и слушать мои разглагольствования не стал, грубо оборвав:

- Фильм этот я смотрел. Поп - вонючка.

Я подумал, и решил, что он прав. После этого на счёт советского кино успокоился. Навсегда. Когда передо мной плясали с тарковским Рублёвым, я уже года в 22 скептически улыбался. Всё понимаю, искусство, трали-вали. Это всё есть. Действительно. А теперь скажите, где какашка зарыта. Зачем это советские снимали-то?

Кратко и осмысленно задайте себе вопрос: зачем это снималось-писалось и что ИМ от вас надо. И вы всегда будете иметь перед глазами грубый и подлый советский сценарий. На западе это редкость, аберрация в период военной конфронтации. Культурный срыв, одичание. В советской России это БЫТ. Все кино снималось с идеологическим напряжением фронтового агитпропа. И сам советский 20-, 30-, 40-, 50-, 70-летный подросток, воркующий о русско-японской войне или экранизации Тургенева, - бессмысленный чурбан с глазами, азиат, с которым любой разговор нелеп. Паренек НАЧИТАН. Он всё уже знает. Ему объяснили, рассказали. И даже показали. Не пожалели денег на фильм. На 1000 фильмов. ««Бумбараш» как энциклопедия первой мировой войны».

Если вы видите существо, воркующее о Распутине, то оно в 14 лет посмотрело замечательный фильм «Агония» с Ромашиным-Романовым и Петренко-Распутиным. Сценарий которого написан авторами "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". А также изучило с рукой под одеялом шедевр Пикуля. И это ещё не всё. Ещё есть великое Бони-Эм с «Распутин/секс-машин».

Аргументы здесь - порка, лишение сладкого, игнор. Человека «начитали» и «насмотрели».

Я это к тому, что беситься в таких случаях не надо. Все мы люди, все мы человеки. Например личная жизнь людей на таких «глыбах» и держится. Ресторанная музыка, подростковые фантазии, красивая картинка на коробке конфет. Больше ничего нет. Да в общем и не надо. Если с гигиеной.



Вы по какому вопросу, товарищ?

Пара мультиков про приключения Спанч Боба в распутинской России, книжка-раскладушка про то как Ваня со всеми удобствами проехал из Петербурга в Москву на николаевской железной дороге, стрептоцид, клизма, зубная паста и Сапожник превратится в высокоразвитую личность.

А аргументами тут не поможешь. Не тот жанр.


Previous post Next post
Up