331. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Dec 26, 2006 17:14

В последней ветке, как я предполагал, юзеры предельно чётко позиционировали себя как «мещан» и, соответственно, - «интеллигенцию». Завязался «диалог», который не получился, и получиться не мог. Между тем в смысле уровня культуры, приёмов полемики и жизненного опыта разница между этими фракциями не катастрофическая. Да, интеллигенты покультурнее и пообразованнее. Среди них, например, велика прослойка учёных-естественников. Среди мещан таких людей раз в 10-20 меньше и на поверку все они неуспешны в своей карьере. Но, в общем позиционирование определяется не столько социальным уровнем, сколько сознательным нравственным выбором. В чём его суть? Скорее всего, не в том, что интеллигенты стремятся играть за «хороших», а мещане «за гадов», а в том, что интеллигентам всегда интересна содержательная сторона дела. Однажды один из читателей прислал мне показательную подборку высказываний людей, которые где-то цитировали понравившиеся фразы и словечки Галковского. Все они начинались с комичного отмежевания от гада, а потом говорилось «НО». - «Несмотря на это, в данном случае полностью согласен»; «хорошо сказано», и даже «открыл глаза на»... Эта позиция напоминает позицию интеллигента и, иногда, ею является, но вообще интеллигенту не так интересно своё отношение к какой-либо фигуре. Ему важно суть дела. Его интерес в интересности проблемы. А что будет в 2050 году? Интересно. Как работает человеческий мозг? Каково строение солнечной системы? В чём секрет творчества Джойса?

У мещанина никаких вопросов нет. «У матросов нет вопросов». Исключения два: вопрос финансовый и вопрос квартирный. Под этим углом мироздание и рассматривается. Не буду приводить иллюстрации из последних веток, их море. Приведу цитату из стороннего журнала, которая меня покорила своей идеальной законченностью. До этого в кунсткамере моего сознания эталоном одномерности была фраза алкаша из Кащенко, с которым я лежал в одной палате во время закоса от армии. У алкаша была белая горячка, он хотел улучшить супругу топором, и она его упекла в психушку. Алкаш ел манную кашу, читал газеты и громко и, по всей видимости, искренне осуждал «проклятую». Слова «водка» он не употреблял, оно было табуировано. Но на околоводочные темы рассуждал смело. Больше всего мне запомнилась такая фраза:

- Не, я завязал. Всё, в рот не возьму. Единственно, у меня на участке 28 литров политуры закопано. Я приготовил (далее следовали технические подробности на страницу), а теперь что... Не выливать же.

В реплике юзера (к сожалению не помню, кажется кто-то из ближайшего окружения бенефициантки) содержалась столь же простая логика:

- Ё-мое, мужик третий пост по х.. знает сколько знаков запузыривает. Катечкина меньше чем за 500 долларов писать бы не стала. Хотя, если Рыков проплатил...

Вдумайтесь в слова Чехова о мещанах. Там речь шла не об их тупости, а о ненужности и даже опасности вытягивания их из раковины в содержательный диалог. С мещанином априори возможен диалог только фиктивный и сами мещане разговаривают с людьми, только имея ввиду 500 долларов. Если мещанин на секунду зайдёт в зал академии, где идёт жаркая математическая дискуссия (советская власть заходила постоянно), он увидит только внешнюю оболочку явления и тут же к захочет пристроиться «к распилу денег». На доступном ему уровне: говнометание, поп-корн, срач, говно, подпиздки, закрой рот - вафли не летают, говно, поп-корн, зассал, не ебут - не подмахивай, жополиз, говно, уринотерапия, кал, говно, поп-корн, пикейный жилет, быдло, сам быдло, они думают, что мы быдло, говно, разосрались, ватрушечью какашку тебе в глотку, поп-корн, отсосал? поп-корн.. Бедные математики только в ужасе будут таращить глаза. Почему и спорят они в специально отведённых местах с фейс-контролем.

Я с удивлением видел, как с мещанами пытались выстроить диалог некоторые жижисты-интеллигенты. Один из них физик, другой трудяга-программист, третий филолог. Они как-то не поняли, что если с мещанами беседую я, то это не содержательный диалог, а высшая степень презрения. Никогда ни одного мещанина я не воспринимал всерьёз и всегда представлял как металлический ящик с лампочкой-носом - робота из карикатур докомпьютерной эры. Сами посудите. Если человек всё сводит к материальной выгоде, значит, вы для него являетесь естественным конкурентом, к которому он склонен применять механические средства устранения. Спятивший пенсионер, ставший стрелять из двустволки по дорожным рабочим, ремонтирующим трамвайную линию у него под окнами - это типичный мещанин. Только он дёрнулся умом и нарушил мещанскую технику безопасности. Пакостничать людям (с его точки зрения - бороться за существование) мещанин стремится безопасно и, по возможности, анонимно.

Значит, какова задача общества по отношению к мещанину? Во-первых, ограждение его от любых форм конкурентной борьбы. Как только появится реальная конкуренция, мещанин дойдёт до смертоубийства. Его остановит только страх, то есть нечто формальное, обусловленное ситуацией и в любой момент трансформирующееся в нечто прямо противоположное.

Когда считают современное общество или общество классического капитализма какой-то «конкуренцией», то это не более чем красивая метафора. Обычный человек получает от государства стандартный паёк: «образование-профессия-заработок-социальное обеспечение» Какой крестьянин конкурент? С кем он конкурирует? Живёт себе. «Как люди». Когда его начинают вытеснять сельскохозяйственные корпорации, государство осыпает его немыслимыми льготами. Лишь бы не было конкуренции. В более ранний период - даёт щель «перемены к лучшему»: городскую работу или билет за океан. Пролетарий? Работа на конвейере - не конкуренция. Есть забастовки и штрейкбрехеры, но это «паны дерутся, у хлопцев чубы трещат», то есть борьба капиталистов с профсоюзными боссами. Классовая борьба это не конкуренция. Конкуренция прежде всего идёт ВНУТРИ вида.

Какая конкуренция в среднем классе? Опять никакой. Конкуренции нет даже на войне. Загнали стадо в эшелон, повезли на бойню. «На миру и смерть красна». Конкуренция начинается наверху социальной пирамиды и в областях принятия самостоятельных решений. Мещанство с точки зрения этической - это состояние выбора для человека, не способного и не умеющего бороться, отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельное решение.

Интернет даёт все возможности для принятия решений и является идеальной площадкой для конкуренции. Конечно в игровой форме, но эту форму всегда можно наполнить содержанием.

Какова деятельность мещанина в ЖЖ? Это нечестная борьба, накрутка счётчиков, использование обмана, клеветы, передёргивания, эксплуатации добрых чувств и наивности людей. А главное - ложь, ложь и ложь. В каждом слове. Истина мещанина не интересует совсем. Он слова такого не знает. Его лексикон: баннеры, счётчики, рейтинги, трафик, клики. Дзынь-брынь-щёлк. Пока игра идёт лёгкая, шуточная, пользователь является и конкурентом лишь в шутку. «Приятный отдых». Но в областях содержательных человек начинает проявляться всерьёз. Мещанин в РПГ играет и никаким мещанином, по сути, не является. Мещанин в ЖЖ имеет массу возможностей для конкуренции реальной.

Существует ли борьба между интеллигенцией и мещанством, о которой говорили в истории, особенно в конце 19 века? В общем, нет. Это стилизация. Борьба отдельно, мещане отдельно. Интеллигент ловко избегает ситуации прямого столкновения с мещанами, и более того, сам факт такого столкновения воспринимает как социальную ошибку, мещанство и порождающую. Ну не будет математик стучать мелом и доказывать свою теорему перед заведомыми неконкурентами. Если это конечно не математик из сталинского кинематографа. Более того, как только он попытается это сделать, он моментально превратится в Вербицкого. Такое тоже бывает. Но редко. Называется «деклассирование».

В смысле этическом (на то это и ЭТИКА, то есть, прежде всего, ПОВЕДЕНИЕ => выбор) мещан как устойчивой группы нет. Это состояние. То есть неправильная ситуация. Первое действие поэтому - изменить или избежать ситуации. Второе, если этого избежать не удалось (что такое сегодняшняя коллизия? частью - неправильная (а может быть злонамеренная) планировка, а частью - фатум), так вот, если этого избежать не удалось, надо попытаться изменить самого человека. Поскольку дело в ситуации, сам он не такой, сделать это возможно.

Прежде всего, человеку надо ПРЕДЛОЖИТЬ диалог. Серьёзно и терпеливо, не один раз. До многих доходит туго, многих распропагандировали, кто-то вошёл в социальный клинч. Думаете это утопия? Ничего подобного. Вот вам последний пример, на мой взгляд, вполне красноречивый. Сладкая парочка кривлялась у меня в ЖЖ. Я Реалкомпу ответил по-человечески:

>Вы наверное пьющий человек. Это плохо. Говорю искренне - у меня отец сильно пил. Доставил много горя и себе и близким, рано умер. Давайте это у нас вторым пунктом занятий будет. Первое - скажем нет сквернословию. Второе - долой пьянство.

На его это не произвело впечатление. А на компаньона подействовало. Скандалмакс у себя в ЖЖ сегодня написал:

«Не исключаю, что тут все же дело в моем личном опыте, в моем круге общения. Но мне все же кажется, что именно 2006 год был особенно богат в ЖЖ на печальные истории связанные с непомерным употреблением алкоголя. Кто-то попадал в реанимацию, кто-то просто постоянно вызывал скорую, кто-то раз за разом терял телефоны, деньги, работы и любимых. Лично для меня самой большой неприятностью года стала потеря мобильника - хотя когда меня три дня крючило и я с таблеток не слезал, тоже было не очень хорошо.

Не знаю с чем это связано. Вряд ли дело в общем повышении уровня жизни в стране. Скорее связи между огромной толпой ЖЖузеров выросли до того уровня, что в этом году у ЖЖ-зависимых действительно не было ни дня без повода выпить. Вова, Денис, Саша, Леша, Толя, Саша, А.Ю., Рома и все прочие - это я про вас говорю.

Вывод отсюда простой - попробую завязать. Хотя бы временно - чтобы убедиться, что могу отказаться от выпивки по собственной воле, без посторонней помощи».

Конечно, человек до подобного умозаключения дошёл сам. Но пускай на 5%, на 1% я ему помог. Вот и хорошо. Вот и славно.

Важно только понимать, что ПОПЫТКА диалога есть одновременная констатация, что диалога нет. Всё это должно говориться с одновременным наворачиванием глушителя на дуло пистолета. Поймёт человек - сделает шаг наверх. Не поймёт - опустится на два метра под землю. Потому что играет мещанин всегда на чужом поле. Кто такой Скандалмакс? Провинциальный журналист, делающий карьеру в столице. Как журналиста и обслужат.

Это ТРЕТЬЕ. Мещанин применяет «текнолоджи» к другим, и думает, что он удачливый манипулятор. А если его обслужит профессионал? Он даже не заметит, что произошло. Лёг спать в одном мире, проснулся в другом. Темно, тела не чувствуется и пахнет тумбочкой. «Добро пожаловать в реальный мир». Интеллигент-то живёт в мире конкуренции всегда. Поэтому соблюдает в конкурентной борьбе правила. Одно из правил - если соперник правила не соблюдает, его убирают на два метра. Без правил.

Люди, которые мнят себя «жж-элитой» и очень наивно, по-дилетантски пытаются извлечь из ЖЖ выгоду, очень скоро почувствуют, что такое реальная самоорганизация развитой блогосферы, какие это даёт возможности и к каким это приводит результатам. И делание виртуалов, и флешмоб, и коммерческая реклама, и политический пиар - это выстукивание морзянки через телефон. МЫШИНАЯ ВОЗНЯ.

Знание основано не на шарлатанстве, а на академической науке. В мире успешны и процветают демократии, а не диктатуры. Национальная культура строится на лучших образцах, а не на графомании и порнографии. И общаться, даже в шутку, люди хотят без злобной агрессии тупого филистера, а по-человечески. Такова реальность.
Previous post Next post
Up