Дом Державина. Женщины. Продолжение.

Aug 16, 2012 17:43

Выход из сугубо мужской бильярдной комнаты ведет в музыкальную гостиную. Здесь начинается женская половина дома на втором этаже. Не говорите мне, что эта фотография засвечена, я и сама знаю, что против света снимать плохо, но мне кажется, что этот снимок более всего передает необычность этой комнаты с полукруглым эркером.


Интерьер музыкальной гостиной тоже воссоздан, как и почти все другие (я уже говорила, что после того, как усадьбу превратили в многоквартирный жилой дом, в ней почти ничего не осталось). Но мебель подбиралась исключительно из того времени, а парные печи с обеих сторон комнаты и вовсе подлинные. С печами в этом доме связана очень интересная история.




Когда Державин и его жена Екатерина Яковлевна переехали в Петербург из Тамбова, где он служил губернатором, они купили этот дом у друга семьи, писателя И.С.Захарова. Тогда это было небольшое двухэтажное строение без флигелей и даже без внутренней отделки. И Державин обратился с просьбой о завершении работ к другому своему близкому другу, знаменитому архитектору Н.А. Львову (он построил крепостные Невские ворота Петропавловской крепости, Приоратский дворец в Гатчине, Почтовый стан - нынешний Главпочтамт и многое другое). Причем, что характерно, обратился в стихах. На мой взгляд, плохих, но я пристрастна.

Зодчий Аттики преславный,
Мне построй покойный дом.
Вот черты и мысли главны
Здесь начертаны пером
На брегу реки Фонтанки.

С другой стороны, хоть не Херасков. Но это только начало истории.


Львов был не только хорошим архитектором, но и потрясающим изобретателем. Он превратил камины в доме Державина в своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома в них поступал свежий воздух; проходя через змеевик камина он нагревался, затем по каналу поступал в специальные вазы, котоые стояли рядом с каждым камином. Вазы были наполнены розовой водой или другими ароматическими жикостями, и воздух, проходя сквозь решетку ваз, поступал в комнаты свежим, теплым и с приятным запахом. А кроме того Львов придумал для дома Державина "паровую кухню", в которой с помощью пара готовили еду и мыли посуду. Ну не круто ли для конца XVIII века? Кстати, я забыла написать, что идея Соломенной гостиной также принадлежала Львову, а панно из соломки делали мастерцы из его имения под руководством его жены.

А это еще один каминный экран.


В музыкальной гостиной стоят клавикорды 1792 года. Исторически здесь должна была стоять и арфа, но, как мне сказали смотрительницы, пока не удалось подыскать подлинную арфу того времени, а более поздние образцы музей не интересуют.


Ноты на клавикордах - собрание народных русских песен "с их голосами" того же Львова в соавторстве с И.Прачем, сделавшим нотную запись. 1790 год. Какие разносторонние тогда были люди, однако. Кстати, на клавикордах написано имя мастера: Johann Shimpff Secit Moskau 1792, кажется, так. Правда, поиск в интернете по этому имени мне пока ничего не дал. А ведь это интересно, московский мастер. Равно как и не удалось мне найти значение слова Secit - это явно латынь, но в словарях его нет, попалось только в каком-то древнем заклинании: < i>per nomina ipsius alti Dei, qui secit aquam aridam apparere... Должно быть, это некая грамматическая форма, которую словари не опознают, а я в латыни безграмотна. Кто-нибудь может мне помочь?
И еще. Мне очень нравятся эти слегка запавшие старые клавиши.
 

Следующая комната очень необычна. Это любимая комната Екатерины Яковлевны, "Диванчик". Здесь принимали только самых близких друзей семьи и родственников. Комнату почти полностью занимает полог или балдахин, под которым размещены полукруглый диван и маленький столик. Это довольно уютное место. Одна из трех дверей, ведущих сюда, выходит прямо в спальню (в опочивальню) супругов Державиных, это давало возможность Е.Я. проводить здесь время, даже будучи уже глубоко больной.


Зеркало на стене сохранилось с тех времен, оно необычайно мутное и неровное, и отражающиеся в нем фигуры похожи на привидения. Вот, например, привидение смотрительницы. Еще одна деталь - забытая на диванчике книжка. На самом деле, как доверительно сообщила мне та же смотрительница, это муляж. Видимо, в целях сохранности подлинных экспонатов от наглой и беспринципной публики.


"Диванчик" был воспет Державиным в стихах к его другу, поэту Вельяминову. Похоже, старик пел, как акын, обо всем, что видел, и при этом не стеснялся фривольностей:

Гостю

Сядь, милый гость! Здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни...

Вздремли после стола немножко,
Приятно часик похрапеть:
Златой кузнечик, сера мошка
Сюда не могут залететь.

Случится, что из снов прелестных
Приснится здесь тебе какой;
Хоть клад из облаков небесных
Златой посыплется рекой,

Хоть девушки мои домашни
Рукой тебе махнут, - я рад:
Любовные приятны шашни,
И поцелуй в сей жизни - клад.

Но на столике под балдахином лежит другой автограф, впрочем, обращенный к тому же Вельяминову:

Поетъ

Между тѣмъ къ намъ Вельяминовъ
Ты приди хотя согбенъ,
Огнь разложимъ средь каминовъ,
Милыхъ сердцу соберемъ
И подъ Арфой тихогласной
Наливая алый сокъ,
Воспоемъ нашъ хладъ прекрасной:
Дай зимѣ здоровье Богъ!



Выйдя из "Диванчика", мы попадаем в столовую, интерьер которой был оформлен уже при второй жене Державина, Дарье Алексеевне. Да, он женился повторно и не далее, чем через год после кончины столь любимой им Екатерины Яковлевны. Его избранницей стала дочь обер-прокурора Дьякова. Надо сказать, что это была выдающаяся семья, потому что на ее родных сестрах были женаты два близких друга поэта - Львов и Капнист.


Это не была романтическая любовь. Ей было 28 лет, ему - 52. Получив предложение, Дарья Алексеевна пожелала узнать о материальном благополучии жениха, потребовала приходно-расходные книги и две недели их изучала. Вероятно, и Державин не сильно был ею увлечен, но он давно и хорошо знал ее характер и нужался в помощнице, чтобы вести хозяйственные дела. Дарья Алексеевна не обманула его ожиданий, сразу же взяла в руки многочисленное хозяйство и стала образцовой женой. С гостями и посетителями она была сдержана. Современник отмечал, что она и в средних летах "была красавица, высокого роста и крупных форм, величавая, но холодная; правильным чертам ее недоставало одушевления и живости".
Державин называл ее Милена. Удивительное у нее было лицо. Конечно же, большой контраст с Пленирой, но Милена нравится мне намного больше.


Судя по всему, Державин любил застолья с друзьями. Именно в доме на Фонтанке он написал стихотворение "Приглашение к обеду":

Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая;
Хозяйка статная, младая
Готова руку протянуть.



Да и стол здесь стоит непростой. Его называли "сороконожка" по количеству ножек, и благодаря своей замысловатой конструкции он развигался почти на всю комнату. Любезная смотрительница приподняла скатерть, чтобы я могла сфотографировать эти ножки для вас. Стол стоит как будто на пуантах.


В углу стоит горка с уникальной посудой XVIII - начала XIX века. На средней полке - сервиз Tête-à-Tête (чайный сервиз на две персоны), преподнесенный в дар музею послом Франции.



marinni пишет: "Сервизы тет-а-тет (от французского tete-a-tete - «наедине», буквально «голова к голове»), часто дарились на свадьбу и символизировали дальнейшую совместную жизнь молодых супругов. Потом эта посуда часто передавалась по наследству. Нередко подобные сервизы в быту не использовались, а служили украшением интерьеров".



Как вы думаете, что это такое? Нет, это не самовар. Это сосуд для вина, причем уникальной конструкции - в верхнюю часть можно было засыпать лед, чтобы охлаждать белые вина, а внизу под ним встроена спиртовка, чтобы подогревать красные! - Необыкновенно удобная, полезная и просто красивая вещь.


Один из выходов из столовой приводит нас в комнату племянницы. Здесь восстановлена характерная обстановка комнаты молодой дворянской девушки в то время. У Державина не было своих детей - ни от Плениры, ни от Милены. Но в его доме жили племяники - дети Капниста и Львова (помните, они были женаты на сестрах Дарьи Алексеевны), и он о них очень заботился. А когда в 1803 году умер Львов, а в 1807 его жена, Державин стал опекуном трех их дочерей - Елизаветы, Веры и Прасковьи. Девочки получили хорошее образование, занимались переводами, записывали под диктовку сочинения Державина, помогали ему в делах и ухаживали за ним. Они составили основу труппы домашнего театра, о котором я писала в прошлый раз. Кстати, интересно, что их мать, Мария Алексеевна, в свое время вышла замуж за Львова тайно из-за запрета родителей, которые признали их брак только через четыре года.


И последнее, о чем я хочу сегодня рассказать - кабинет Дарьи Алексеевны. Он напомнил мне кабинет Софьи Андреевны в усадьбе Толстого в Хамовниках.


Она точно так же ловко управлялась с делами, руководствуясь многочисленными книгами по ведению хозяйства.


Сама вела бухгалтерию и счета, писала много писем.


Но посмотрите на ее книжный шкаф. Я не могу утверждать, что это точно ее книги, но верю, что сотрудники музея поставили их сюда не без оснований. Судя по всему, Дарья Алексеевна была женщиной редких качеств.


Дом Державина

Previous post Next post
Up