Начало
здесь, продолжение
здесь.
Жанна Эбютерн (1898 -1920), неофициальная жена Амедео Модильяни. 1919. масло на холсте. 55 x 38 cm. частная коллекция.
Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Он рос очень болезненным мальчиком. Перенёс туберкулёз и тиф. Именно с тифом связана легенда, будто в болезненном бреду его посетило пророческое ведение, что его призвание - стать художником. Обучается Модильяни сначала в школе рисунка и живописи Ливорно, Затем в 1902 году поступает в Свободную школу рисования обнажённой натуры во Флоренции, где берет уроки у Джованни Фаттори, о котором я писала в предыдущем посте. Он изучает искусство Ренессанса и занимается скульптурными экспериментами. В 1903 году продолжает обучение в Венеции.
В 1906 году Амедео попадает в Париж, о котором он так долго мечтал. Для молодого художника, Париж - это место где могут воплотиться его мечты, место полное единомышленников. Париж дышит искусством. Модильяни много ходит по музеям, занимается живописью в Независимой Академии на Монмартре.
Открывает свою маленькую мастерскую. Он работает в своём неповторимом жанре, его нельзя вписать ни в какую тенденцию искусства. Главным предметом, который притягивает его внимание, является человек. Люди вдохновляют его, он их рисует, такими как он их видит. Известно только пол десятка пейзажей работы Модильяни.
"Человек - вот, что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник..."
"Мне нужно живое существо, чтобы я мог работать, я должен видеть его перед собой…"
(Амедео Модильяни)
Но гений его не признан, очень мало заказов, мало, что продаётся, Амедео весь в долгах, которые его очень мало беспокоят.
И вот в 1910 году в Париж приезжает Анна Ахматова с Гумилевым, это их медовый месяц. Анна стройная, гибкая, высокая притягивает взгляды мужчин своей даже не красотой, а каким то необыкновенным магнетизмом. Они встречаются случайно в кафе . Он рисует наброски, пьёт вино, снова рисует, рвёт созданное и тянется к бокалу. И вдруг видит её лицо. Оно приковывает к себе любого, что уж говорить о тонкой натуре художника. Их глаза встречаются. Она подсаживается за его столик. О чем они говорили, произошла ли действительно ссора Моди с вошедшим Гумилевым? Мы не знаем. И никогда не узнаем, да и важно ли это? Разве важно, какую природу носили впоследствии отношения Анны и Амедео? Она писала стихи о нем,
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродил за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить беспокойство
И быть многих бедствий виной.
А сам он "...И стыда и лиха хлебнул"
( Из чернового варианта "Поэмы без героя).
он рисовал её. А уж с натуры или по представлению, да не все ли равно?
Судьба свела их в этом кафе, значит, это было нужно. Наверняка эта встреча наложила отпечаток на обоих. И кто знает? Может быть без этого каждый из них стал бы чуть-чуть иным?
Анна уехала из Парижа, говорила, что Модильяни ей писал, письма не сохранились. Она вернулась на следующий год одна без мужа. Потом, в 1911 они расстались с Моди, что бы уже больше никогда не увидеться.
Модильяни скончался от туберкулеза в возрасте 35 лет, его подруга Жанна Эбютерн,беременная на 9 месяце покончила с собой на следующий день.
Моди так и не испытал успеха при жизни. А сейчас на аукционах его картины продаются по 60, 70 млн. долларов.
Вот некоторые из любимых мной его картин:
Женщина в чёрном галстуке.
Портрет женщины в шляпе(Жанна Эбютерн в большой шляпе). 1917. масло на холсте. 55 x 38 cm. частная коллекция.
Женщина в жёлтом жакете. 1909. масло на холсте. 92 x 65 cm. частная коллекция.
Рыжая. 1917. масло на холсте. 92.1 x 60.7 cm. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Обнажённая смотрит через правое плечо. 1917. масло на холсте. 89 x 146 cm. частная коллекция.
Еврейка, 1908. масло на холсте. 55 x 46 cm. частная коллекция.
Модильяни занимался и скульптурой. Вот отрывок из книги Бориса Носика «Анна и Амедео»:
Скульптор Жак Липшиц так вспоминает о посещении мастерской Модильяни в Сите Фальгьер. "Когда я пришел к нему, он работал, стоя, и несколько каменных голов - кажется, пять - стояли на цементном покрытии дворика перед ателье. Он как раз группировал их. Как сейчас вижу, склоняясь над ними, он объясняет мне, что они должны являть единое целое. Если не ошибаюсь, они были, насколько помню, спустя несколько месяцев выставлены в Осеннем салоне, где стояли, точно трубы какого-то органа, настроенного на музыку, звучавшую у него в душе".
Раме вспоминает, с каким упорством и упоением работал тосканец, его сосед по ателье в "Розовой вилле", как называли тамошние художники дом в Сите Фальгьер:
"Просыпаясь рано, Модильяни тесал во дворе камень. Головы на длинной шее выстраивались в шеренгу перед его ателье, одни лишь едва тронутые резцом, другие уже завершенные... К вечеру, закончив труд, он поливал свои скульптуры. С любовью, как поливают цветы, этот рачительный и дотошный скульптор-садовник ждал, пока стечет вся вода через дырочки лейки, и вода струилась по священным примитивам, рожденным под его резцом. Потом, присев на корточки у входа в свое ателье, он наблюдал, как они сверкают в последних отблесках заходящего солнца, и говорил, спокойный, счастливый: "Они точно отлиты из золота".
Это и были те мгновенья покоя и счастья труда, которые давал ему Париж, отнимавший у него здоровье.
Раме вспоминает, что со временем скульптурные образы Модильяни становились все более обобщенными, "его головы мало-помалу принимали форму удлиненных яиц, установленных на безупречных цилиндрах, с легким только намеком на прорези глаз, нос и рот, которые не должны были нарушать единство пластической формы".
В 1984 году в Ливорно собираются открыть выставку, посвященную 100 летию со дня рождения глубоко почитаемого здесь Модильяни.
Но экспонатов в музее маловато. Организаторы выставки, брат и сестра Дюбрэ, вспоминают легенду, которая на протяжении многих лет передаётся в городе из уст в уста. Она говорит о том, что когда Модильяни вернулся из Парижа на побывку в свой родной город. Он показал своим приятелям в кафе Барди, находящемся на канале, несколько своих скульптур - его знаменитые головы.
Fossi - Каналы Ливорно
Друзья подняли его на смех и посоветовали выбросить эту дрянь в канал. Амедео незамедлительно так и поступил. Что бы проверить правдивость легенды, Дюбре снарядили работы по проверке дна канала.
И что вы думаете? На восьмой день поисков на поверхность были извлечены три предмета. Три гранитные скульптуры, головы. Что тут началось! Съехались корреспонденты со всего мира, туристы, просто любопытные. Город был заполонён, говорили повсеместно только о чудесной находке. Приехали эксперты, среди которых был, кстати, и знаменитый Джулио Карло Арган, наверняка у многих есть его книжка по истории искусства, она часто переиздавалась и на русском. Все подтвердили подлинность скульптур. Власти, музейные работники, да и все жители Ливорно, светились от счастья. Пока не обрушился ледяной душ. В газете « Панорама» появилась статья, о том, что в редакцию пришли три ливорнийских студента и покаялись, что это они за одну ночь сварганили эти три скульптуры и показали свои фотографии в обнимку с головами. Сразу им не поверили, но устроили передачу на ТВ, где студенты продемонстрировали процесс изготовления скульптур. И сделали они это при помощи банального сверла Black & Decker. Ситуация сложилась комичная, смеялась вся страна. Я вам уже говорила, в Ливорно любят посмеяться. И очень любят устраивать вот такие «бурлы» розыгрыши, и не только в Ливорно, но и по всей Тоскане, ещё Брунеллески в этом успешно упражнялся.
Вот такая история. Город остался без новых экспонатов. Интерес спал, гостиницы опустели. Но кто неожиданно выиграл на всей этой ситуации? Так это фирма Black & Decker! Они оперативненько придумали новый слоган для рекламы: «Легко стать гением, когда у тебя в руках наш Black & Decker»! Продажи подскочили неимоверно! Да! Ничего не скажешь- Великая Сила Искусства!