Современный Игрожур. А был ли мальчик?

Apr 09, 2014 21:51

Десять лет назад, покупая из любопытства журнал в дорогу я и не подозрквал, что любопытсво сменится привязанностью, а привязанность останется единственным глянцем, к которому я до сих пор питаю теплые чувства. И сейчас, десять лет спустя, проведя пальцами по ровному столбику подшивки журнала Game.Exe за 2004 -2006 годы, я вытащил старого друга с антресолей и вынес его - нет не на помойку, рука не поднялась - к почтовым ящикам. Может быть нынешнее поколение приобщится. Закурил и задумался: «А существовал ли когда - нибудь российский игрожур?»

Счастливый Учу - явление для нашей страны уникальное. По сути журнал являлся единственным глянцем, который имел литературную ценность. Вместо картинок на несколько полос, как например в «PC Играх», здесь были стены закрученных словесных оборотов, философствования и глубокого анализа, зачастую, стоит признать, не имеющего отношения к теме статьи. Только Игра.Запускайся мог позволить себе окружать рецензируемую игру комплиментов, в то же время забивая ей в затылок один ядовитый гвоздь за другим между строк. Статьи были наполнены субъективизмом, и в том была их прелесть. И все же, несмотря на свою прелесть, журнал скончался в 2006 году, просуществовав 11 лет и оставшись в памяти читателей и в потаенных уголках их жестких дисков в виде папочки с PDF - файлами.



Вообще середина двухтысячных стала для околоигрового глянца переломной. Широкополосный интернет, ставший стандартом, таким же, каким чуть ранее стало наличие мобильного телефона нанес тяжелый удар по многим изданиям.
В доскоростную эпоху журналы были не только единственным способом получить информацию о новинках геймерского мира, но еще и проводником в мир модов. Многие глянцевые издания покупались не столько ради информации, сколько ради диска с видеороликами, демо-версиями, патчами и дополнениями, идущего в комплекте. Диск немало влиял на конечную цену издания, а потому высокая конкуренция среди изданий заставляла держать качество статей на приемлемом уровне. И если никто не дотягивался по уровню текстов до Учу, то, по крайней мере, статьи позволяли составить какое-никакое, но мнение об обозреваемом проекте. Доскоростная эпоха оставило немало небольших достопримечательностей, как, например, рассказ «Бета-тестеры» из ЛКИ или рассказы о путешествиях по виртуальным многопользовательским мирам из «Навигатора Игрового мира».

К сожалению, не обходилось без откровенных ляпов. Игрожуры геймерской эпохи со своей святой верой в отечественную игровую индустрию всячески нахваливали будущие проекты российских игроделов. You are Empty, Lada Racing Club - всего лишь пара примеров разочарования, коих было неизмеримо больше. Глянец воспитывал в нас веру в то, что геймдев стран бывшего СССР (особенно напирая на то, что в сфере разработки игр СССР и не распадался никогда), когда - нибудь встанет с колен, а в итоге, все что мы имеем на этом поприще - пара середнячковых шутеров (С.Т.А.Л.К.Е.Р и Метро), но с мировым именем, одна достойная лицензия (HoMM 5), одна загубленная лицензия (Disciples 3) и несколько симуляторов и псевдосимуляторов с мировым именем. Все остальное - не более чем разочарования, не стоящие упоминания. (я намеренно не говорю об играх нишевых и экспериментальных, вроде Периметра - это тема отдельной статьи).

Пришла эпоха скорости и все изменилось. На смену глянцу пришли интернет - порталы. Это был удар не толькопо глянцу, но и по качеству игровой журналистики в целом. Теперь каждый мог быть сам себе журналистом без особых затрат, что породило чудовищ неизмеримо более страшных, чем проплаченные обзоры и сухие тексты.
Скорость принесла с собой социализацию, и мы можем наблюдать тысячи сайтов, которые помимо функции информационной, несут еще и бремя социальных сетей. И зачастую сетей, которые не позволяют вступать в полемику с наполнителями портала.

Посмотрите, например, на Канобу. Когда - то неплохой информационный портал превратился кисейную барышню в рюшечках. Среди множества закорючек и хвостиков легко не заметить, насколько упало качество статей от редакции. Объем рецензий стал таким маленьким, что сопоставим с заметками из рубрики «Одной строкой» старой Игромании, в которой обозревались поделки в FPS Creator и просто плохие игры. При этом не неся в себе никакой информации, помимо технической. Аналитические статьи откровенно высосаны из пальца (совсем недавно там была опубликована статья «Исповедь задрота», тема которой была популярна во времена выхода WoW Сataclysm) и написаны языком уставшего от жизни, журналистики и игр человека. Стоит ли говорить, что любая обоснованная критика влечет за собой бан, при явном поощрении незаслуженной похвалы авторам. Дошло до того, что там существуют даже свои секс-символы, как это не печально. Единственная отдушина - та самая социализация. Статьи рядовых пользователей порой хочется распечатать и повесить в рамочке на стену, но их приходится выгребать из - под куч мусора.



Другой крупный портал рунета - Гоха.Ру - являет собой абсолютно противоположную сторону монеты. При относительной свободе, там порой проскакивают абсолютно безграмотные статьи. Хотя, к чести этого портала, выросшего из обыкновенного форума, качество материалов медленно, но растет и порой попадается невероятно интересная и глубокая аналитика от авторов сайта.

Остальные сайты, вроде Игромания.РУ, АГ.РУ и им подобных даже не стоят упоминания, так как там либо пишут вчерашние пятиклассники (судя по качеству языка и обилию сленга), либо это обычное копирование статей с уже упомянутых порталов (GameGuru - чистая калька с Игромании).

Стоит упомянуть, что общедоступность всевозможных видов медия породила и самого страшного монстра от мира игрожура - летсплеи и видеобзоры. Но если на Западе кто - то воспринял это, как новую форму искусства (Zero Punctuation, чьи тексты отлично написаны и срежиссированы) , то в нашей стране летсплей и видеообзор - это прежде всего обилие мата и/или «э»-канья (хотя и на западе этого добра хватает, но есть и выдающиеся обзорщики, в то время, как у нас вершиной являются многоэтажные конструкции Мэддисона). Если же говорить о «профессиональном» видеоконтенте от тех же порталов, то здесь все более - менее одинаково, но это не отменяет того, что от мастерства пера игровая журналистика перешла к менее трудозатратной видеозаписи.



Подведем итог. Кому - то покажется, что я просто старый брюзга . Возможно, так оно и есть. Но, как человеку, проведшему детство с Game.Exe и ЛКИ мне сложно смотреть на то, во что превратилась нынешняя игровая журналистика. И я готов, хоть и с горечью признать, что она сегодня - это удел непрофессионалов - одиночек, которые обитают практически везде, в том числе и особенно в этом сообществе - людей, которые привыкли играть в игры не по скриншотам и пресс - релизам, людей, для которых это не работа, а хобби.

.форма: аналитика, .рубрика: игрожурналистика

Previous post Next post
Up