Игра Spycraft: The Great Game - это интерактивный FMV-квест с видом от первого лица на шпионскую тематику. Игра была выпущена в 1996 г. под Windows 3.1, что в итоге сильно помешало ей в дальнейшем и отчасти привело к ее полузабвению. Но в 2012 г. она была переиздана в GOG, а вскоре выпущена в Steam - и ныне любой желающий может легко ее запустить на своем компьютере. Стоит ли оно того?
Играть предстоит за молодого сотрудника ЦРУ Торна, который сразу после выпуска получает ответственное задание. Американский президент готовится подписать с президентом России Поляковым договор о ядерном разоружении. Однако накануне в Москве во время предвыборных выступлений был убит местный кандидат в президенты Федор Дубанский. Об убийстве заранее сообщил информатор ЦРУ в Москве, но ему не поверили - теперь же, по его же данным, террористы собираются убить и американского президента. На кону стоит жизнь не только его, но и судьба ядерного договора, а значит, и России с Америкой. Это значит, что Торну необходимо изловить убийц, для чего ему придется пройти опасный и жестокий путь к цели. После тренировочного уровня, где его обучили работать с компьютерами и стрелять в полевых условиях он принимается за работу...
Конечно, ныне эту игру не назовешь очень известной, но в 90-е ее пытались раскрутить очень настойчиво. Для тех лет процесс создания игры подкупал старанием. Бюджет игры составил вполне приличные для тех лет 3 миллиона долларов - практически бюджет небольшого телефильма. В качестве рекламы мы сделан отдельный сайт, где выкладывались новости о его создании - тогда это было в новинку. Для съемок привлеклись профессиональные актеры, многие из которых имели достаточно успешную карьеру в сериалах и даже известных фильмах - среди них такие известные тогда американскому зрителю лица, как Джеймс Карен, Деннис Липскомб, Джозеф Раскин, Тим Де Зарн, Кирк Воллер, Аллан Колман и Чарльз Нейпир. Большинство декораций было сделано «вживую», без применения голубой стены, что было по тем временам нечастым даже для серьезных проектов. Сценарий для игры писал Джеймс Адамс - своеобразный «шпионский» аналог Тома Клэнси. По происхождению британец, он работал в лондонской газете Sunday Times как военный обозреватель. Позднее он стал американским издателем, главой информационного агентства United Press International и автором нон-фишкн книг о шпионаже и разведке. Одновременно он и сам пытался приобщиться к этому и на практике, для чего основал Ашлендский институт стратегических исследований и агентство по кибер-шпионажу, а после, в конце 1990-х и до 2007 г., даже работал в консультативных группах для АНБ и ЦРУ по вопросам компьютерных технологий и борьбы с терроризмом. Для большей правдоподобности авторы консультировались с реальными разведчиками - многолетним главой ЦРУ Уильямом Колби, который трагически скончался вскоре после выхода игры, и генералом Первого управления КГБ Олегом Калугиным, как раз перед этим эмигрировавшим в США. Он как раз жив до сих пор, хотя за свои разоблачительные сведения об отечественной разведке, на которых он сделал карьеру еще в разгар перестройки, был на родине лишен всех званий и наград. Оба они даже в итоге получили в игре по небольшому камео в эпизодах, где сыграли практически самих себя - кадровых разведчиков.
Одним из главных достоинств игры является ее сложный, но захватывающий и интригующий сюжет. Таланты Джеймса Адамса на стыке знания навыков писательства, кибертехнологий и шпионажа обеспечили фильму лихой и забойный сюжет в духе технотриллеров Тома Клэнси, только с упором на шпионаж, а не военные разработки, который включает в себя множество узнаваемых черт боевиков 90-х. Сюжет скачет по всему свету - Вашингтон, Москва, Лондон, Берлин, Тунис. Он построен на противостоянии секретного общества бывших оперативников и могущественной русской мафии с сотрудничающими спецслужбами - ЦРУ и СВР. Здесь перемешаны актуальные на момент выхода игры реалии и традиционные шпионские приемы - тема выборов в России и ее нестабильное состояние, ядерное разоружение и похищение атомных боеголовок, терроризм и хакерство, двойные и тройные агенты, методы разведки, террористы-наемники из всех стран, включая США, КНДР, Сербию, Египет - и прочее, и прочее. Большое внимание уделяется технологиям - компьютерным программам ЦРУ, хакерному взлому, перехватам сообщений - даже убийство Дубанского было сделано из рельсотрона. Кое-какие детали, типа покушения на американского президента, маскирующиеся киллеры, внимание к технологиям - напоминают некоторые лучшие боевики 90-х, в частности, американскую версию триллера «Шакал», который выйдет только через год после игры. Из-за большого количества персонажей, присутствующих в кадре, а еще чаще - за ним, и сложных сюжетных коллизий игра даже, пожалуй, слишком сложна по сценарной части.
Упор на технологии и сложные интриги в интерактивном симуляторе агента ЦРУ привел в к тому, что несмотря на большое количество экшна - перестрелки, взрывы, допросы, командировки и охота за преступниками - основной геймплей построен на типичной кабинетной работе. Спайкрафт - в основном интерактивный квест, поэтому предметы здесь хотя и можно брать, но доставать их придется редко - в основном вам предстоит проводить время за служебным компьютером и разговорами с персонажами. Так как работа агента ЦРУ накануне нового тысячелетия требует хороших технологических знаний, вам придется научиться мастерству фотошопа 90-х для фабрикации подложных фоток, методам расшифровки сообщений, читать множество документов и прослушивать аудиозаписи. Последние иногда надо расшифровать для опознания вручную, выделяя отдельные отрывки для программы. Отдельно радует то, что подобные приемы повторяются нечасто и потому игра вполне может похвастаться разнообразием. Также чуть ли не три четверти игры проходит за шпионским интерлинком - это ваш служебный КПК, в котором есть электронная почта, архив, разные программы и тому подобное. Именно он является основным средством связи, по которому вам присылают задания, сообщения, видеоролики и прочую информацию. После решения определенной задачи необходимо отчитываться начальству, и игра продвинется дальше. Несмотря на логичность головоломок, пройти их быстро и гладко вряд ли получится - объем записей и текста в игре просто колоссален, даже на чтение какой-то скачанной переписки придется потратить полчаса, а уж связать ее с весьма путанным сюжетом и делом расследования самому будет никак не легче. Что самое печальное, несмотря на такой объем, игра существует только на английском языке, вдобавок все ролики лишены субтитров, из-за чего наш отечественный игрок вряд ли многое поймет. В итоге не удивляйтесь тому, что главный герой будет понимать гораздо больше вашего, и ответы на вопросы станут возникать в соответствующих плашках для начальства, когда вы этого не ждете.
Между тем, несмотря на то, что большая часть игры проходит за компьютером и в чтении записей, Спайкрафт никак нельзя назвать скучным симулятором кабинетного сотрудника ЦРУ. Типичные шпионские эшкн-моменты тут представлены достаточно широко и чем дальше, тем больше встречаются. Аркадные перестрелки на внимание, несмотря на довольно однообразные фоны и юнитов, возникают не чаще и сделаны не сложнее, чем это требуется. Бои с противостоящими злыми террористами присутствуют и снято это не так уж плохо. Есть и обязательные приемы боевиков, такие как взрыв заминированного чемодана, полеты на вертолетах, внезапные убийства, спасение заложников, попытка найти террориста в толпе… Несмотря на не самый большой бюджет этих сцен, они сделаны достаточно хорошо, чтобы в совокупности создавать чувство глобальности. Отдельно хочу похвалить авторов за миссию на Красной площади - несмотря на порядочную клюквенность игры, им удалось собрать достаточно массовки во вполне аутентичных костюмах бедноватых москвичей 90-х, чтобы с помощью крупных планов создать ощущение толпы, в которой скрывается террорист. Стоит учесть, что автосейва в игре не предусмотрено, а погибнуть тут можно не только в бою, но и в результате нападения террористов и предателей со спины - так что погибнуть тут не трудно: надо быть внимательным и почаще сохраняться.
Продвижение вашего расследования относительно прямое, хотя определенная нелинейность тут есть - но она в основном выражается в разной последовательности событий, которую вы можете выстроить, а также двух вариантах поведения с врагами - гуманный и не очень. Ведь в ЦРУ, несмотря на пафосные разговоры о свободе и мире, не чураются лишних убийств - нет человека, нет и проблемы.
На удивление старательной вышла «русская» часть Спайкрафта, особо интересная нашим соотечественникам. Разумеется, игра не могла избежать обязательных для тех лет неточностей, ляпов и «клюквы». Предвыборные речи проходят прямо на Красной площади, выступающих охраняют советские красноармейцы в откровенно нелепой форме, кандидат Чурбанов вместо русского говорит предвыборные речи почему-то на украинском (!), у русского ученого Академии наук Таджикистана на диване небрежно брошена балалайка… Смешит ломаный русский в устах «русских» персонажей, иногда - откровенно смехотворные фамилии типа «Млодинов», «Деминский» или «Мелнаков», которого транслитировали как Melnachev. Отдельно забавляют явные опечатки, которых никто не выверил - всю игру СВР упорно называют Sluzhba Vneshnei Razvedaki, вместо Yasenevo написано Yasnevo, забавляет и адрес Myasnitskaya prospekt, 3. А главное, несмотря на использование кинохроники и консультации, не такой уж большой бюджет привел к тому, что все декорации в игре откровенно не похожи на русские. Ни один кабинет и ни одна комната даже отдаленно не напоминают наши помещения 90-х, даже штаб-квартира ЦРУ в Москве расположена в каком-то прибалтийском особняке, а подворотня возле нее выглядит как в Бронксе, несмотря на попытки разукрасить ее огромными надписями «Стои», «Поклист» и «МИР». Особенно умиляет дача русского политика в Крыму, расположенная аккурат в памятнике архитектуры «Ласточкино гнездо».
И все же для зарубежной игры 90-х познания о России вполне приличные. Основные персонажи имеют совершенно правильные и правдоподобные имена, топонимы тоже в большинстве указаны верно, русская речь грамотная, изображающая москвичей массовка подобрана хорошо и многие мелкие черты выдают как минимум знакомство авторов с реалиями России - хотя, конечно, на Волгоградском тракторном заводе им. Дзержинского никогда не производилось трамвая Dzerzhinsky model 34, а самолета Ил-176 не существует - есть Ил-76. Подкупает и то, что несмотря на типичные штампы тех времен, по которым в России могущественная мафия, угроза голода, распродающие за копейки оружие и боевую технику террористам продажные генералы и т.п. - Россия тут представлена не врагом, а союзником, и обе стороны сотрудничают друг с другом.
К сожалению, финал подпортил и это впечатление. В конце вам дается возможность двумя исходами завершить вашу миссию - в плохой концовке в России наступает анархия и вводится военное положение, в хорошей в ней установлен мир и спокойствие. Развилкой является, как ни странно… подписание договора о ядерном разоружении, причем для его обеспечения придется убить ни в чем не повинного человека, который ради соблюдения законности просто мешал интересам Америки, а значит (якобы) и России! Это никак не осуждается и даже наоборот - ставится в пример. С чего это после отказа от атомного разоружения в стране установится анархия - понять довольно тяжело, но по факту это работает на очередное воспевание Америки и ее спецслужб, которым ради своей страны можно пойти на все.
К тому же игра не обошлась и без недостатков, которые в итоге не обеспечили ей вечную память. Во-первых, при всей относительной логичности загадок и даже частых подсказках в виде инструкций к программам, сюжет ее слишком сложен, а геймплей откровенно заковырист. Приходится иногда по часу изучать документы только для того, чтобы найти адрес, по которому можно найти какого-нибудь нужного преступника. Во-вторых, и что самое печальное - не самая сильная визуализация. Несмотря на довольно приличное количество FMV, по объему его игра не так уж далеко ушла даже от современных FMV-игр, где видеоматериала на 2-3 часа. Бюджет на 3 миллиона долларов чувствуется редко - в основном действие проходит в кабинетах и обставленных жилых комнатах, которые, как откровенно видно, сделаны в одном и том же здании с типовыми дверями. Динамичных роликов тут крайне мало, даже анимация в перестрелках одна и та же, из-за чего фоны Туниса и тренировочной базе в США одинаковы, а юниты падают с одними и теми же движениями. Конечно, все это сильно отличается от привычных FMV- квестов тех лет типа "Gabriel Knigt 2" или "Phantasmagoria" в пользу большей реалистичности - но в итоге это привело и к заметной скудности визуальной части и почти полному отсутствию интерактивности окружения. А уже вскоре после Спайкрафта вышла "X-file. The Game", которая по всем статьям, от игры актеров до спецэффектов, положила ее на обе лопатки.
Хотя еще в 2000 г. журнал Computer Games Strategy Plus называл игру «самой недооцененной реалистичной адвенчурой», у меня другое мнение. Spycraft безусловно был одной из самых серьезных игр и амбициозных квестов своего времени, с которым любителям жанра не грех ознакомиться и сейчас. Яркая шпионская часть, относительно логичные и вменяемые головоломки, большая интерактивность и заковыристый сюжет - все это ее достоинства. Но все же сейчас она воспринимается как приятный и интересный артефакт прошлого, чем игра на все времена, что показывает - до статуса забытого шедевра ей все-таки не дотянуться.