Перформансы в онлайновых играх (Часть 3)

Sep 11, 2012 17:33

Третья часть статьи Матиаса Янссона о перформансах в играх + дополнения:

Ева и Франко Маттес ака 0100101110101101.org

В 2003 году Linden Lab запустила онлайновый мир Second Life, который предоставил художникfм новые воможности для проведения перформансов онлайн. Second Life - это трехмерный виртуальный мир со своей валютой и экономикой. На игровые деньги можно покупать землю, строить дома, организовывать художественные выставки... да, в Second Life можно делать все то же, что в реальной жизни, и даже больше. Свобода выстраивать свой собственный мир, которую дает Second Life, сделала эту игру важной базой для экспериментов художников. Одна из первых перформанс-групп в Second Life была создана в 2006 году. В Secondfront.org семь человек: Газира Бабели, Яэль Гилкс, Бибби Хансен, Дуг Ярвис, Скотт Килдалл, Патрик Лихти и Лиз Соло(11). Об их перформансах в Second Life, наверное, можно было бы написать целую книгу, но в этом обзоре я решил остановиться на другой группе.




Ева и Франко Маттес ака 0100101110101101.org назвали серию своих перформансов Синтетический перформанс. Вот как они описывают ее у себя на сайте:

"Синтетические перформансы - это онлайновые игровые сессии в виртуальном мире Second Life, проводимые Евой и Франко Маттес посредством аватаров, которые воспроизводят их телосложение и черты лица. Люди со всего мира, подключаясь к видеоигре, могут присутствовать на перформансах или вовлекаться в них"(12).

Начиная с 2007 года художники воспроизвели несколько значительных перформансов из истории искусства. Выстрел 1971 года, когда в художника Криса Бурдена стрелял из винтовки его друг. Грядку Аккончи (1972 год), когда художник прятался под пандусом в галерее "Зоннабенд" и мастурибровал, попутно описывая свои фантазии о посетителях, проходивших по пандусу над ним. Акцию Вали Экспорт и Петера Вайбеля Кино: постучи и прикоснись, которая проходила в разных местах Европы с 1968 по 1971 год. "Кино" состояло из коробки с занавеской, закрепленной на обнаженном торсе Вали Экспорт. Этот переносной кинотеатр был протестом против того, как в фильмах изображается женская сексуальность. Уличной толпе предлагалось посетить кино - запустить руки за занавеску и пощупать "фильм", то есть грудь художницы. Ева и Франко Маттес воспроизвели еще один перформанс с участием обнаженной натуры, Отношения в пространстве Марины Абрамович и Улая, впервые проведенный в 1977 году. Акция заключалась в том, что художники стояли обнаженными в узком коридоре у главного входа в Музей Болоньи. Чтобы попасть на выставку, посетителям приходилось протискиваться между двумя голыми телами.



Ева и Франко Маттес ака 0100101110101101.ORG воспроизводят перформанс Вали Экспорт и Петера Вайбеля "Кино: постучи и прикоснись" (2007)

Перформансы в Second Life и других онлайновых играх исполняются художниками посредством их аватаров. Аватар - это графический персонаж, отображающий игрока в витуальном мире. Вышеупомянутые перформансы изначально были связаны с телом и осязанием, то есть зритель попадал в ситуацию, которая могла вызвать у него дискомфорт. В человека стреляют, кто-то мастурбирует, неизвестная женщина предлагает публике потрогать ее грудь, нужно протискиваться между двумя голыми телами. Когда такие работы воспроизводятся в виртуальном мире, отсутствует ряд важных ощущений: запах, температура, ощущение кожи и т.д. Наблюдать, как стреляют в аватар, или заставить свой аватар пройти между двумя голыми аватарами, - все это далеко от аналогичного опыта в реальной жизни. Соответственно, перформансы Евы и Франко ставят перед нами другие вопросы. Почему, например, в виртуальном мире, действуя через автар, люди ведут себя иначе, чем в реальной жизни? Перформанс Марины Абрамович и Улая "Отношения в пространстве" и его повтор Евой и Франко основаны примерно на одной и той же идее. Единственная разница в том, что один проводился в реальности, а другой - в вирутальном мире. А контекст, несмотря на это, такой разный, что зритель получает два совершенно различных опыта.

В серию "Синтетический перформанс" попала также работа Йозефа Бойса 7000 дубов, воспроизведенная в Second Life. Все началось в 1982 году на выставке Documenta 7. С помощью добровольцев Бойс начал высаживать в немецком городе Касселе 7000 дубов, причем рядом с каждым деревом ставили базальтовую колонну(13). Двадцать пять лет спустя Ева и Франко сделали такую же инсталляцию в Second Life. Они начали сажать деревья и ставить валуны на острове в Second Life. Проект закончится, когда будет посажено 7000 виртуальных деревьев и выставлено столько же камней. Наконец, в 2007 году Ева и Франко повторили перформанс Поющая скульптура, который изначально провели в 1969 году художники Гилберт и Джордж. В этом перформансе Гилберт и Джордж просто стояли на столе, танцевали и пели песню Underneath the Arches. Почти сорок лет спустя аватары Маттесов исполнили ту же песню на виртуальном столе в киберпространстве.



В 2009-2010 годах Ева и Франко представили три новых перформанса из "синтетической" серии: Я знаю, что все это состояние души (I know that it's all a state of mind), Я тоже не могу найти себя (I can't find myself either) и Лечебный вальс (Medication Valse). Эти акции также посвящены телу и наготе, но есть существенная разница: Ева и Франко теперь используют весь спектр возможностей, которые в виртуальных мирах вроде Second Life открываются для перформансов с участием тела, вернее, аватара. Законы виртуального мира можно менять с помощью уловок и модификаций, позовляющих аватару делать вещи, на которые тела в реальном мире неспособны. Здесь возможны антигравитация и полет, можно ставить виртуальное тело в неестественные позы, а также использовать сбои в программе, чтобы заставить один аватар проваливаться в другой или заходить внутрь твердого объекта.



===
Насколько я понимаю, перформансы Евы и Франко параллельно проходили в музейном пространстве - т.е. художники сидели в музее за компьютерами, управляли аватарами, а происходящее в Second Life проецировалось на большой экран:



Приведу видеозаписи нескольких перформансов.

"Грядка": аватар Франко Маттеса самоудовлетворяется и чатится с посетителями (парочка довольно красивых женских аватаров детектед):



"Кино: постучи и прикоснись" - посетители ощупывают грудь Евы Маттес и... ничего не чувствуют:

image Click to view



"Отношения в пространстве" - не моргнув и глазом, виртуальные гости пролезают между двумя голыми виртуальными художниками:

image Click to view



"Я знаю, что все это состояние души" - нудистский психодел:



В заключение - интересный факт: та самая Марина Абрамович, которая стояла голая в узком коридоре, была автором еще одного известного перформанса. Художница разместила на столе 72 объекта, одни из которых могли доставлять удовольствие, а другие боль, и разрешила публике в течение шести часов как угодно пользоваться этими объектами и манипулировать ее телом. Результат эксперимента получился предсказуемый: публика постепенно вошла во вкус и чуть не прикончила художницу. Этот перформанс засветился в одной из серий "Доктора Хауса":



Предыдущие части поста:
Часть 1
Часть 2

.содержание: видео, .содержание: картинки, .содержание: перевод, .рубрика: игры как искусство, .форма: аналитика

Previous post Next post
Up