Помните, когда-то, сидя на диване перед огромным ламповым телевизором «Электрон» и гоняя по экрану маленького красного человечка, прыгающего на голову злым грибкам, ты даже и помыслить не мог, что, через сколько-то десятков лет, уже будешь наблюдать на том же экране чуть ли не целый фильм, с сюжетом, которому позавидует даже самый хитовый блокбастер. А все потому, что технологии настолько далеко ушли вперед, что шикарные блестящие машины, мчащиеся по городу на огромной скорости или огромный бесшовный тропический архипелаг, где ты волен стать кем угодно - это уже окружающая нас реальность. Но можно ли эту реальность сделать ярче - вовлечь самого тебя в это действо, чтобы казалось, что именно ты и управляешь этими персонажами, именно ты сражаешься с врагами, чтобы именно ты почувствовал усталость, проведя целый день под палящим солнцем пустыни или преследуя неуловимого монстра. Оказалось, что можно. Да, пока еще робко, стеснительно шаркая ножкой по полу, но ощущения, эмоции эта возможность уже дарит настоящие - и все мы благодарны ей за это.
Кинект, где ты управляешь собственным телом, шарик Мув, где эмоции передаются маханием этой «палочки» в воздухе, Вая Ю тач, где простым маленьким экраном можно управлять в лучших традициях виртуальной реальности - все они стремительно ворвались в нашу жизнь, абсолютно изменив ее нами восприятие. Как когда-то первые CD-диски или аналоговая рукоятка с шифтами по бокам - они произвели настоящую революцию в жанре игр, который уже никогда не станет прежним. И началась эта эпоха с маленькой особой приставки от «Нинтендо», приставки, изобретающей эмоции.
Сама консоль, правда, похвастаться ничем выдающимся не могла, потому что безбожно устарела в технологическом плане. Когда ее западные коллеги с зелёными и красными огнями на борту важно так выдавали людям ошеломительную картинку или свехреалистичные лица людей, наша Вая могла о таком только мечтать. Но зато на поле ощущений, на поле «радости, смеха, уникальных возможностей» эта бестия оставляла далеко позади даже монструозных многопроцессорных грандов, потому как играть в эти игры было просто неописуемым восторгом. И сейчас, когда ее эпоха подошла к концу, давай-ка с тобой посмотрим какими же чудесными историями, сказками и проектами эта консоль радовала нас все эти годы.
Просто самые лучшие игры
Kororinpa
Когда-то давно, ещё сидя на «информатике» в классе, наверное, пятом, мы все дружной группой резались в стопроцентный хит - «Шарики» с самым глубинным смыслом - загнать каждый шарик в свою лузу. Хитрость заключалась в том, то шариком невозможно было управлять - можно было просто задавать направление, куда он и катился. И с каждым новым уровнем поместить шарики на место оказывалось все труднее и труднее. Бесчисленные препятствия, рикошеты от блоков или других шариков, преграждающих путь, какие-то дыры в полу, скользкие ледяные уровни - на то время игра просто выносила мозг, а уж как была интересна…
И вот, спустя годы, я вижу то же самое - примерно такая же игра, где надо управлять шариком, переживая препятствия и добираясь до конечной цели. Она очень проста, что сложного-то в катании шарика, к тому же тут не надо ничего придумывать - шарик спокойно повинуется любому вашему сдвигу, но безумно, безумно интересна. Чем, скажите вы?! Да тем же, чем и всегда - прекрасным, великолепным управлением.
А все потому, что вы, вы сами управляете, нет, не шариком, а целым уровнем. Шарик, конечно, повинуется любому сдвигу, но уровня в целом. А вот этот уровень вы и можете крутить как душе угодно, используя для этого джойстик - управляя им, как своей рукой.
И от этого, казалось бы, простейшего упражнения, испытываешь поистине бурю эмоций, ведь где ещё можно было бы проворачивать такое. Да и сами миры-уровни абсолютно разнообразны и щеголяют весьма непростыми решениями - где нужно электрифицировать целый город, чтобы открылись ворота, где очень хорошо встряхнуть геймпад, чтобы перепрыгнуть пропасти, а где и тихо-тихо, осторожно-осторожно красться по узенькой дорожке, нависающей над обрывом.
Отдельное веселье получалось, когда открывал все новые и новые виды шариков-существ, позволяющих обучаться новым трюкам. Шарик-молния, например, мчался со скоростью света, шарик-на-липучках прикреплялся к любой поверхности, шарик-панда был очень ленив и осторожен, а шарик-котик просто радовал взгляд.
Rayman Raving Rabbids
Когда-то, в далеком 2007 году вся захлестнувшая мир "кроликомания" началась именно с них. Только безумец или гений мог додуматься сотворить их - бешеных оторв, запоминающихся своей любовью к вантузам, пению, танцам и прочим "башнесрывающим" штучкам. А чтобы ситуация не настолько вышла из под контроля, все это происходит в мире всеми любимого Реймана, где наш герой нежданно-негаданно угодил прямо в лапы этим пушистым маньякам.
Правда мистер ноги-руки-тело отдельно не намерен оставаться в этом плену на долгие годы, а потому должен выиграть все соревнования на "Большой кроличьей арене", чтобы заслужить священный вантуз, с помощью которого и можно привести план "фиг меня поймаете" в исполнение. Поэтому и весь геймплей состоит из множества-множества-множества мини-игр.
И Рейману придется играть в "метание монстров", работать мозгохранителем, собирая кролика буквально по деталям, перетанцовывать их в танцебитве, не пускать их в кабинки для переодевания, безжалостно высасывать их с помощью вантуза из лунок для гольфа - в общем участвовать в аналоге ток-шоу "Аааааааааааа" на хаос-видео. Но смотрится и играется это просто ух! Завораживает, веселит и вовлекает в этот безумный-безумный-безумный мир одновременно. И, конечно, так как "кролики" создавались исключительно под Вии, то управлять ими очень удобно. Кстати этот глагол относится и ко всей "кроликосерии" после.
Red Steel
Вам доводилось ли когда-нибудь видеть как младенец делает свои первые шаги. Сначала робко, неуверенно, того и гляди слямзится назад, но потом походка обретает свое я, корпус выпрямляется, и вот уже поезд стремительно несётся по рельсам к своему светлому будущему…
Примерно такие же ощущения испытываешь, когда запускаешь этот новый экшен. Потому что история о том, как кто-то кого-то похитил и требует за него выкуп, а потом в дело вступают соседские кланы, серьезные ребята в погонах и Джон Маклейн настолько «интересна», что аж плакать хочется. Но без пяти минут предсказуемый сюжет и очень-очень простая графика, минимизированная до абсолюта (на ее фоне Mirror’s Edge чуть ли не откровение) вспыхивают и тут же утихают навсегда, уткнувшись носом в неприступную и незыблемую твердыню геймплея, а именно, очень необычного управления.
Это потом все уже молодцы, и управление джойстиком-рукой не вызывает никаких проблем, а тогда это было настолько в новинку, что три часа кряду ты как пьяный метался прицелом по экрану, ища как же угрохать очередного врага и любая, любая перестрелка молниеносно превращалась в пытку, а уж когда начинались бои с холодным оружием, то о таких кульбитах перед экраном Джеки Чан в своем «Мастере со сломанными пальцами» мог только мечтать. Джойстик в руках прыгает как непосвященный, попытка в очередной раз пробраться сквозь завалы врагов заканчивается надписью «гейм овер», а азарт переполняет хлеще погони за фантомами в Dark Souls. И, скрипя зубами, начинаешь восхождение сначала, и так далее, до того момента, когда осознаешь, что уже все по зубам. И вот тогда…три часа это большее на что способно это произведение, потому что ничего особенного оно в себе не несет, ничего кроме оригинальнейшего управления, с которым должен ознакомиться каждый владелец консоли.
Endless Ocean
Endless Ocean: Blue World
Знаете, есть игры. А есть демо-сцены, где от тебя вообще-то мало что зависит. Зато сами по себе они удивительно атмосферны, красивы и затягивают так, как ощущение от просмотра выдающейся картины. Эту красоту можно увидеть, и даже потрогать, но большего, большего не дано. Надо ли говорить, что игра про дайвинг и исследование мира коралловых рифов получилась очень, очень специфичной, на большого, большого любителя этих прогулок.
Сама она враз напоминает то ли тамагочи, где каждую рыбку можно потрогать, погладить, дать ей еду и просто плавать вместе с ней или неторопливо наблюдать морскую жизнь, то ли какое-то интерактивное видео в лучших традициях «Одиссеи команды Кусто». Не сомневаюсь, что если бы маэстро Жак Ив был бы жив - он бы тоже восхитился увиденным. Потому что каждое живое создание по ту сторону водной глади действительно живое - оно плавает, оно нападает, оно пугается, оно размножается - оно живет. А ты в этом мире - гость, нелепый, большой, незванный. И, если хочешь подружиться с обитателями этого царства, то будь добр соблюдай правила. Можешь, конечно, вести себя как вздумается, но акулы и другие хищники такой наглости не любят, и тут уж сам за себя.
Демо-сцена подводного мира неимоверно увлекает, вот ты плывешь рядом с косяком юрких рыб, враз метнувшихся куда-то в лес водорослей, вот, исследуя заброшенное судно, нос к носу сталкиваешься с акулой, вот летишь на спине у кита, направляясь в одно ведомое ему путешествие, а вот и тихо-тихо крадешься почти по океанскому дну, стараясь не спугнуть его жителей. Но если простая романтика тебя не цепляет, и хочется наживы для покупки более мощной камеры или более вместительного акваланга, то будь добр выполняй различные задания публичных агенств. Для одних снимай редкие виды рыб, другие привлекут тебя как инструктора по дайвингу, так что будешь водить на экскурсии любопытных туристов, третьи вообще захотят, чтобы ты отыскал сокровища и отправят тебя прямиком в пасть к «вегетарианским акулам». Да. Да, в брошюре так и написано «вегетарианским» - и что только не придумает пиар-машина.
А если и это все надоело, то всегда ведь можно подняться на борт своей яхты, где тебя ждет симпатичная коллега-ученая и забавные зверушки, убить на которых день вполне реально, играя с ними во всевозможные игры. Или душа требует соревнований и гонок - подключайся к сети, вылавливай друзей и вперед на забеги по разным дистанциям - хотите, вместе исследуйте дно, делайте фотки, ищите сокровища - делайте все, что душе угодно.
Удивительно, как много еще существует миров, которых ты прежде никогда не касался, и, если дома нет акваланга, ласт, трубки и желания промочить ноги, то хоть понаблюдай за тем, как это делают настоящие профессионалы.
De Blob
В одном тускло-сером городе ничто не предвещало беды. Рабочие все также работали себе на заводах, производя ослепительно тусклые материалы, чернота улиц была попросту безукоризненной, а диктаторский режим выбеленным дотускла. Злобная мегакорпорация «Чернила корпорэйшн», возглавляемая директором Тьмой как и раньше выкачивала все яркие краски Хрома-сити, превращая его в серо-тусклый мегаполис. Заодно с обесцвечиванием домов и улиц, она уничтожала и жителей некогда веселого города Raydians, превращая их в тусклых и безжизненных Graydians. Но однажды, была допущена фатальная ошибка - банка с краской вылилась на пять ничего не подозревающих мальчишек, и путем мутации они превратились в отважных борцов с несправедливостью и беззаконием черепашек мутантов нинздя разноцветные кляксы. Теперь вся надежда на освобождение из градиентого плена только у руках у этих капель-клякс, бегающих по городу и раскрашивающих серо-тусклые здания в свои родные красочные цвета.
Вот собственно и вся история. Цель одна - спасти Хрома-сити, вернув ему былой вид. Средства - те же - разные-разные цвета, которые ты получаешь, переворачивая банки с хорошо охраняемой краской, или смешиваясь с немногими разноцветными жителями, или наезжая одной краской на другую. Но на деле не все так и просто - тебе же противостоит целая мегакорпорация, а значит будет много солдат, будет мого стрельбы, будет много-много черной и белой краски в конце концов. И закрашенное тобой враз отбелят, пока ты не уничтожишь эти страшные машины-отбеливатели или противопоставишь коварному черному цвету все цвета радуги.
Город реально большой, поначалу открыта только одна его часть, потом - больше, он еще к тому же разделен на зоны - есть и парки, и тюрьмы, и заводы и фабрики, и небоскребы, которые фиг закрасишь, кроме как с высоты, и ангары со складами для военных и чего только там нет. Соответственно и техники всякой тоже немало - танки, пушки, машины пехоты, да и просто различные гражданские механизмы - черно-белые они против тебя, но с раскраской мир становится куда как дружелюбнее.
Милая такая игра получилась, уютная, веселая, красочная, для всех идей, людей и возрастов.
No More Heroes
No More Heroes - игра очень неоднозначная. С одной стороны - великолепный визуальный стиль, музыка из 8-битных времен, зрелищные боссы, прикольные мини-игры, огромный город для исследования ну и сражения, раскрывающие весь потенциал вашего джойстика-виимоушена. С другой - откровенно скучные линейные коридоры, зачем-то названные уровнями, пять-шесть видов одинаково повторяющихся врагов, боевая система, мрачно надоедающая уже к третьему акту, выполнение одних и тех же миссий, чтобы хоть как-то накопить денег на очередной ranking match, бесконечные поездки по городу от одного объекта к следующему, за что хочется отдельно убить разработчиков, пришитый белыми нитками сюжет (появляется только на последнем боссе - а так его и не было) и ужасные сценоляпы (где минуту назад в трубку орали так, как будто тебя расстреливают, а мгновение спустя этот же голос весело тусуется на ибице, знать не зная о какой-то там опасности).
И поэтому единственное, что удерживает тебя у экрана телевизора - это узнать, кто же все-таки этот «номер один убийца», и чем же все закончится. Ведь маленький городок Санта Дестрой знаменит на весь мир своей гильдией убийц, которые на фоне огромной конкуренции, отчаянно соревнуются между собой, пытаясь стать лучше, опытнее, известнее. Ну и вся слава и почет, естественно, достается тому самому неуловимому ассассину, сидящему на самой-самой вершине. Вот и все остальные жители, имеющие хоть какой-то талант, немедленно записываются на кастинг туда, но сделать это не так-то просто. Чтобы стать действительно хорошим в своем деле, надо быть немножко зацикленным на своей работе, немножко бесстрашной личностью, ну и немножко больным на голову - профессия ведь обязывает. И Трэвис Тачдаун - обыкновенный оболтус, хикки и неимоверный гик, вдруг купив на барахолке световой работающий меч дядюшки Лукаса, становится тем самым подающим надежды придурком, которого уже ничто не остановит. К тому же у него есть своя мотивация достигнуть вершины - пари с главным менеджером организации киллеров Сильвией, что если все получится, то она с ним переспит, плюс отдаст ему коллекционное издание анимешки Маю-маю, которой Трэвис ну очень ярый фанат.
Чувствуешь бредовость затеи и насмешку над обычными «такими сюжетами» - в Санта Дестрой все такое. Вместо обычных дуэлей с «номерными убийцами» - попадаешь на целое представление. То один изображает из себя супермена, то другая свихнулась на почве терроризма и установила везде, где только можно растяжки и мины, то бабушка божий одуванчик обладает вооооот такой огромной лазерной пушкой и уничтожает минимум пол-квартала, а то и один из «коварной десятки» задал моду летать на ракете - поверь, скучно с ними не будет ни на минуту. А кроме них и вспомнить-то нечего. Побочные задания на накопление деньжат, чтобы внести взнос на очередное заказное убийство не впечатляют совершенно, город пуст и потерян для творчества - пара-тройка прыжков, да спрятанные призы - это не то, что следует искать с миноискателем на боку, а очередные магазины одежды или аммуниции - неплохая забава для твердых и стойких духом - ведь деньги придется зарабатывать на этих же, набивших оскомину, идиотских побочных миссиях. Иногда, правда, светлыми пятнами всплывают в памяти не однообразные коридоры (Боже упаси!), а действительно прикольные аркадные маньяк-шутеры, в которые Трэвис играет, пока едет к очередному боссу, или абсолютно фантасмагорические пейзажи в которые вовлекает тебя другой противник, или даже постоянные перепалки с Сильвией по телефону - использовать джойстик в виде трубки, прислонив его к уху - шикарная идея.
Вот в целом и все. Такие они «Не герои» - необычные, забавные, но с массой «что я здесь делаю» моментов. Но интрига-то есть, как и интерес увидеть по-настоящему красочный финал.
Deadly Creatures
Вот мы с вами живем в теплых пещерах, называемых домами, работаем в гигантском муравейнике, называемым городом, едим убитую уже кем-то пищу и счастливы и довольны, а все почему? Потому что мы не одиноки. А что если сделать игру про одиноких, никем не любимых созданиях, да еще и жутко опасных.
Мы играем скорпионом - нет, я сейчас не про Mortal Combat. И я не знаю как такая идея могла прийти кому-то в голову, но да, перед нами симулятор жизни скорпиона...со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Он должен быть быстрым, быть скрытным, быть хладнокровным, быть смертельным. И все для того, чтобы не стать пищей для других, еще более опасных созданий, его врагов. Да у него есть ядовитые жала, да хитиновые клешни способны наносить огромный урон, но без должной осмотрительности он быстро станет обедом для, скажем пустынной змеи, или пауков или еще кого-нибудь.
Играть за скорпа очень и очень непросто. С одной стороны - ядовитое жало, быстрые острые клешни и прочный хитиновый панцирь должны давать преимущество над другими соседями. И это так - мелкие жучки, букашки буквально разбегаются под ногами, а с другой - на открытом пространстве наш скорпион быстро станет обедом для птиц, в темных и затхлых проходах - для прочной и липкой паутины, в свободных пещерах - для змей и прочих на редкость страшных рептилий. Поэтому пробежали два-три шага и крадемся, крадемся, чтобы враг, не дай Бог тебя не услышал, разрезали, разбили клешнями проход и юрк, юрк в него, пока хищники не пройдут мимо. Апофеозом краткости жизни может стать встреча с людьми, силуэты которых лазают и что-то разнюхивают на заднем фоне.
Но это только пол-игры - оставшаяся часть посвящена другому не менее экзотическому виду - огромному и волосатому арахниду, которому также предстоит непростая полоса «выживания». Но пауку, несмотря на хлипкость и неумелость драк один на один, все же немного проще. Тогда как скорп дерется практически со всеми своими препятствиями, паучок может легко избежать их, бегая по стенах, сплетая из своей паутины нечто вроде каната, да и просто создавая из нее мосты над пропастью. Правда, для ее восполнения он обязательно должен съесть пару-тройку насекомых, но так как в этом мире водится много всего, то часто еда сама идет в хорошо изготовленные сети.
Две истории, два рассказа, две зарисовки из жизни действительно опасных созданий, ни на что непохожие и от этого еще более интересные. Жизнь на пустошах никогда не была простой, но только теперь мы можем осознать, насколько сложной она иногда бывает.
Golden Eye 007
Вот есть у современных шутеров такая болезнь. Вроде и красивые, динамичные, яркие, быстрые, кое-где интересные, а не цепляют хоть убей. Нет такого, чтобы с первых кадров челюсть сваливалась на пол и "ох ты боже!". И давно уже нет. Может я, конечно, зачерствел, но последний раз схожие ощущения я испытывал очень давно от старой-старой Perfect Dark Zero. Тем более радует тот факт, что в такое же состояние меня привел ремейк одного из лучших экшенов поколения Golden Eye 007. Рецепт успеха ремейка прост - возьми старую игру, ничего в ней не переделывай и просто улучши графику. Но здесь ее не просто улучшили - переработали под Ваю и причем основательно. А все остальное оставили как есть. И игра чудесна.
Все как в старые-добрые времена, проходишь уровни, выполняешь различные второстепенные задания, с уровнем сложности их список растет (привет "Вор") и наслаждаешься самим процессом. Я, например, прохожу все на Агенте 007 и стараюсь по возможности играть бесшумно. Там снял охрану, здесь пробрался незаметно и так далее. Причем уровни выполнены так, что потайных ходов, переходов и вентиляционных люков действительно хватает, так что пройти по другому не проблема. И в этом Golden Eye напоминает Deus Ex. Ну а зрелищность и интерес растут в ней в геометрической пропорции. Все-таки Rare умели делать великолепные игры и просто подарок, что одна из них на новом движке появилась и в наши дни.
Новый старый Джеймс Бонд, конечно, безбожно устарел в технологическом плане. Что раньше казалось чуть ли не откровением сейчас вызывает недоумение и скуку - одинаковые пустые коробки смотровых башен наверху плотины или полупустая дискотека в Барселоне, где от силы дрыгаются десяток человек или гоночные уровни, когда лучше ей-богу не смотреть по сторонам, ведь никаких достопримечательностей ты и не увидишь, так, голые улицы, дома, заборы вокруг. Но даже если и графика осталась на том самом допотопном уровне, только слегка переделанная под «современные нужны», то в плане дизайна все по-старому. Мы - агент ноль ноль семь и ведем себя соответственно, поникая туда, куда не должны, бесшумно снимая охрану, фоткая секретные документы и устраивая саботаж, чтобы под шумок скрыться. И возможностей у нас для этого - великое множество. Карты-уровни, к примеру, заставляют вспомнить о Дэус Эксе, а не о КОДе так на них удобно все расположено, начиная от банальных шахт вентиляции и заканчивая обходными путями, коих минимум на уровне два, а то и более. Плюс охранники на высоких сложностях ведут себя очень зверски - разыскивая недруга чуть-ли не по всему уровню, а ведь нам нужно еще и пару побочных заданий выполнить - заложников там спасти или двойного агента устранить. То есть вариативность получается просто жуткая, причем никто не подсказывает тебе, что именно здесь и находятся эти самые заложники. Нет, сам находи - ты же у нас Бонд ходячий. Ну и еще один жирный плюс - все-таки за кинематографический сюжет, поставленный настолько хорошо, что, кажется, ты вновь в кинотеатре и смотришь фильм на большом экране.
Sonic & Sega All-Stars Racing
Mario Kart - прекрасный образец для подражания. Вот и Sega решила сделать свой аналог великой гоночной серии. И получилась отличная игра. Конечно, в подобные гонки мы играли уже не раз, но кто же откажется проехаться по Segовским трассам с самыми популярными Segовскими персонажами. Верно, никто, вот и я в который раз запустил режим гран-при, уселся поудобнее и пошло-поехало.
Геймплей - аналог Kart, поэтому о нем ни слова - также участвуешь в соревнованиях, набираешь всевозможные бонусы для торможения особо ретивых гонщиков и выигрываешь очки. На эти очки покупаешь персонажей, коих в игре великое множество. Присутствуют все популярные герои. Это и Сониковская плеяда - Тэйлс, Наклз, Шедоу, Доктор Эгман и прочие звезды, Амиго из Samba de Amigo, Улала из Space Channel, Рю Хазуки прямиком из Shenmue, Beat из Jet Set Radio, Alex Kid, Билли Хатчер и многие другие, даже непобедимого Акиру из Virtua Fighter тоже сюда засунули. В общем, выбор велик и интересен.
Не менее интересны и сами трассы - фирменный Сониковский пляж, фабрика Эгмана, квартал Шибуя из Jet Set Radio или веселый мир Амиги. Их много и все они весьма разнообразны. Причем все трассы просто пестрят знакомыми деталями, чем вызывают просто неописуемый восторг, а такие прикольные бонусы как Сониковское ускорение или Акировский захват противника вызывают такие же похожие чувства.
Но помимо всяких, на вкус и цвет, чемпионатов, «все звезды Сеги» щеголяют и залихватским режимом «миссий». Их в игре 64, и каждая - какое-либо задание - дрифт, ускорение, собирание колец, играя за Соника, уничтожение целей за Эгмана, раскраска улицы графитти за Бита и т.д. За отличное исполнение дается высший рейтинг и очки, а также открываются новые трассы и заезды. Если и этого мало, то можно поучаствовать в гонках на время, или пройти испытания на получение водительской лицензии. Плюс кому наскучит и эта забава - добро пожаловать в сеть со всеми прилагающимися. А вот там-то и начинается сама игра. Сотни самых разных противников-игроков будут пытаться как угодно столкнуть тебя с трассы, подставить на финише - словом сделать все, чтобы не дать завоевать первое место в таблице - и тут уже будет не до сантиментов - нас ждет самая настоящая война.