О космооперах и онлайне

Sep 30, 2013 04:42

Как-то так получилось, что в последние недели поигрываю я параллельно в две чертовски похожие онлайн-игры. Собственно, первый пункт их схожести заключается в том, что я не люблю онлайновые игры (за исключением коротких сессионных типа танчиков или самолётиков), однако в эти залип. Почему же? Дело всё в том, что эти игры совершенно не требуют того, чего я в онлайновых проектах не люблю, а именно - неизбежной зависимости от других. Нет, конечно, в обеих из них есть и рейды, куда надо ходить партиями, и PvP-зоны для низведения себе подобных, и прочие признаки MMORPG-жанра, но помимо этого, там есть также и весьма сильная сюжетно-квестовая часть, которая совершенно спокойно проходится в одиночку. При желании эти игры можно рассматривать как обычные синглплеерные RPG, так как контакты с другими игроками в них можно безболезненно свести к нулю, но при этом получить полной ложкой интересную историю и насыщенный геймплей. Помимо этого, у этих двух игр есть и много других сходных моментов. Они обе MMORPG, обе стартовали с платной подпиской, но потом были переведены на систему free2play, обе основаны на культовых космооперных франшизах. Первая - Star Wars: The Old Republic (в дальнейшем, для краткости - SWTOR) от BioWare. Вторая - Star Trek Online (далее просто STO) от Cryptic Studios. Под катом - беглый сравнительный обзор, выполненный с точки зрения человека, до конца ни одну из этих игр не прошедшего. Рассмотрены в основном аспекты одиночного прохождения, характерные MMO-элементы типа рейдов, инстансов и PvP оставлены за бортом.





Давным-давно, в далёком-далёком светлом коммунистическом будущем...
Да, в первую голову, понятно, стоит поговорить о сюжетной наполненности. И начнём мы с SWTOR. Она основана на наработках, сделанных для так и не увидевшей свет третьей части ролевой серии Knights of The Old Republic (сокращённо - KoTOR) и сюжетно продолжает эту культовую дилогию. Квесты вполне традиционны для игр от BioWare - присутствуют длинные диалоги, снабжённые соответствующими видеороликами, моральные выборы, накопление очков светлой и тёмной сторон Силы и прочее, вполне всем нам близкое и понятное. Даже выбор реплик оформлен в виде до слёз знакомого колеса из Mass Effect. В квестах имеются элементы нелинейности - по большей части это, конечно, "лишний ствол", сиречь иллюзия выбора, по факту толком ни на что не влияющая, но отдельные моменты реально затрагивают дальшее развитие сюжетной линии.



STO выполнен людьми, до этого специализировавшимися на бесплатных онлайн-гриндилках корейского образца, и там всё кондовее - нелинейности нет, квест или выполняется, или не выполняется. Очков света и тьмы тоже не присутствует - все герои безальтернативно играют роль, заданную для них при создании. Видеороликов довольно немного, так что по большей части сюжетные перипетии приходится узнавать из диалоговых окошек с "говорящей головой". Однако сами квесты при этом на удивление интересны и при этом вполне каноничны. То есть, проходя SWTOR, ты видишь типовые "сюжеты от BioWare", к Звёздным войнам отношение имеющие постольку поскольку, а при прохождении STO ты видишь "сюжеты точно как в Звёздном пути" - и, да, это комплимент. К тому же, непосредственно по ходу игры всё предельно атмосферно - от романтики космического фронтира до леденящих страшилок а-ля Чужой.



SWTOR предоставляет возможность поиграть за две державы - Галактическую республику и Империю ситхов. За каждую из сторон можно выбрать один из четырёх классов и одну из десяти рас (часть рас, правда, доступны только за деньги или открываются по итогам прохождения). Для каждого класса каждой стороны предусмотрена своя сюжетная история - итого, всего восемь. Каждая из них по продолжительности не уступает первой части Mass Effect - соответственно, играть можно долго и с удовольствием. Долго - но, увы, не бесконечно. Рано или поздно пройдено будет всё, а добавки не предвидится - с момента выхода игры в декабре 2011 года для неё выпущено только одно сюжетное дополнение, Rise of the Hutt Cartel, и оно добавляет всего одну планету и относительно небольшое количество квестов.



У STO в этом плане всё заметно бодрее. Играть можно за Федерацию, Клингонскую империю и Ромуланскую республику, выбор рас огромен (около трёх десятков - правда, часть их премиумные, то бишь забабловые). Класса три, от стороны они не зависят - это офицер по науке, по тактике и по инженерным делам. Сюжетных линии три, они едины для всех классов и зависят только от стороны - но главное не в этом. Главное в том, что постоянно выходят новые контент-патчи с продолжением сюжета. В знак почтения к телевизионному первоисточнику сюжетные квесты здесь именуются "эпизодами" и объединены в "сезоны". Каждый сезон представляет собой завершённую сюжетную линию. С момента выхода игры в феврале 2010 года в ней появилось семь сезонов, на конец 2013 года анонсирован выход восьмого. Соответственно, без новой порции приключений игроки не останутся до самого закрытия игры как таковой.



Один в поле - не Соло
Напарники в обеих играх, разумеется, есть. В SWTOR это вполне типичные биоваровские напарники - у каждого есть уникальная внешность и голос, у каждого за плечами богатая история. Ваши выборы в квестах и диалогах влияют на отношение напарников к вам. С некоторыми, как и водится, можно замутить любовные отношения. Кстати, однополых романов не предусмотрено, что для BioWare странно. Непосредственно бок о бок с главгероем может единовременно бегать только один персонаж, остальных в это время имеет смысл отправлять на "закадровые" миссии по добыче ресурсов для крафта.



В STO отношения главгероя с напарниками сугубо деловые - никаких подарочков, счётчика отношений и, тем более, никаких любовных линий. Напарник - это командующий офицер корабля, сиречь, главгеройский непосредственный подчинённый. Он имеет определённые навыки, используемые в космическом или наземном бою, и, собственно, всё. Общение сводится к редким квестовым диалогам типа "Офицер по науке сообщает, что просканировал этот объект и выяснил следующее..." Зато имена, расы и лица генерируются - скажем "нет" однообразию, имеющемуся в SWTOR, когда все встреченные контрабандисты бегают с Корсо Риггсом. В бой за пределы корабля с главгероем всегда выходят четыре напарника - если офицеров на борту не хватает, вакантные места занимают случайно сгенерированные безымянные краснорубашечники.



Методы взаимодействия с миром
Игровая механика SWTOR в местах, которые не касаются диалогов, на редкость стандартна для MMORPG. Спецспособности, кулдаун и всё в этом роде. За убийство противников и выполнение заданий получаем экспу, при наборе определённого её количества поднимаем уровень, подняв - бежим к тренеру, у которого за умеренную денежную плату покупаем новые спецспособности и/или улучшаем имеющиеся. Напарники поднимают уровень автоматически вместе с главгероем, спецспособности приобретают и улучшают тоже автоматически, так что о них заботиться не надо.



В STO всё несколько более приземлённо и похоже на шутер или первую часть Mass Effect. Спецспособностей у персонажа немного, обычно всего две-три, и те в основном от оружия происходят, а не прокачиваются. Кстати, имеется даже "шутерный" режим управления, где камера жёстко закрепляется за спиной персонажа, курсор исчезает, и всё общение с окружающей действительностью происходит сугубо при помощи прицела и горячих клавиш. Уровень персонажа есть, но влияет он только на доступность некоторого снаряжения, а навыки прокачивать можно в любой момент, так как вместо экспы за различные действия начисляются сразу скиллпойнты. Напарников игрок также прокачивает сам - тратит скиллпойнты на их навыки и, при необходимости и желании, повышает напарникам звание своим капитанским приказом.



Navigating the endless sea of stars
Ролевая игра на космооперную тематику немыслима без, собственно, космических путешествий. Соответственно, и в SWTOR, и в STO, игроку в распоряжение предоставляется звездолёт и возможность им порулить. Однако по этому фактору игры находятся в несравнимо разных категориях. В SWTOR доступных для управления кораблей всего шесть, и они жёстко привязаны к классам. Если ты имперский охотник за головами, то летать будешь на D-5 Mantis, если республиканский пехотинец - то на BT-7 Thunderclap, ну а оба джедайских класса, например, вообще ограничены одним аппаратом на двоих - лёгким кореллианским корветом Defender (как и их тёмные аналоги, оба летающие на одинаковых перехватчиках Fury). Корабли неплохо проработаны с точки зрения интерьеров (интерьеры, разумеется, уникальны для каждого типа кораблей), однако в том, что касается игровой механики, корабль не выходит за рамки, обозначенные в KoTOR и Mass Effect. По нему можно побегать, полюбоваться отделкой, пообщать слоняющихся по отсекам напарников, посидеть в креслах, но летать на нём нельзя. Точнее, полёт условен и происходит как бы за кадром - тыкаешь в карту Галактики на мостике, выбираешь сектор, затем планету в секторе, жмёшь "Поехали!" и смотришь два коротких и всегда одинаковых ролика об отбытии и прибытии, между которыми лицезреешь экран загрузки. Космические сражения имеются, но они совершенно незатейливы и не могут на что-либо претендовать. Во-первых, это отдельные задания, которые ты берёшь специально - попасть в переплёт, просто путешествуя между планетами, нельзя. Во-вторых, заданий этих всего около полутора десятков, причём половина отличается только названием и сложностью. В-третьих, каждое из этих заданий представляет собой рельсовый тир: ваш кораблик летит по прозрачному тоннелю, вокруг которого нарисованы красивые звёздновойновские декорации, мышкой вы наводите прицел на выскакивающие из-за рамки экрана вражеские корабли, левая кнопка делает пиу-пиу бластерами, правая - пыщь ракетами, вот и вся развлекуха. Корабль можно апгрейдить - ставить более крутые бластеры, двигатели, генераторы поля - но типов апгрейдов мало, и они линейны, то есть, двигатели второго уровня во всём круче двигателей первого и т.д.







STO же, в свою очередь, весь выстроен вокруг звездолётов. Их много - десятки, без преувеличения. Часть, конечно, доступна только за донат, но даже если убрать их из списка, этот список всё равно внушает. Всё, что мы видели в сериалах и фильмах, плюс куча придуманного специально для игры. А ещё ведь есть малый флот - яхты, шаттлы и катера, на которых тоже можно летать. Привязка типов кораблей к классам персонажей отсутствует - то есть, корабли таки делятся на военные, научные и технические, но офицеру по тактике ничто не препятствует командовать исследовательским судном - просто он не будет иметь некоторых бонусов, которые получил бы, находясь на мостике крейсера или линкора. Интерьеры у кораблей есть, можно посетить разнообразные отсеки и посидеть в капитанском кресле или проверить терминал в личном кабинете, но детальность проработки интерьера заметно уступает той, что в SWTOR, к тому же интерьеры у всех кораблей одного класса одинаковые. Дополнительные интерьеры доступны за донат, если что, но всё равно 99% времени вы будете видеть свой звездолёт снаружи. К тому же, это совершенно не главное, по ряду причин. Первое - навигация по космосу осуществляется в реальном времени: летишь к системе, где тебя ждёт задание, а по дороге видишь другие системы (и в каждую можно завернуть), встречные-поперечные корабли, как других игроков, так и виртуальных персонажей, вокруг движуха всякая происходит, в которую при желании можно одним кликом мышки вписаться. Второе - космические бои (которых гораздо больше, и которые могут ждать тебя абсолютно везде) проработаны чертовски детально. В них учитывается масса параметров как корабля, так и экипажа, в них нужно вовремя задействовать оборудование звездолёта и спецспособности офицеров, распределять энергию между щитами, двигателями и вооружением, умело маневрировать (так как щиты рассчитываются отдельно для носа, кормы и каждого из бортов, а оружие имеет ограниченные сектора обстрела). Третье - апгрейды корабля многочисленны и разнообразны не менее, чем вещи, носимые персонажем. Не раз и не два будет стоять выбор между, например, генератором щитов, дающим дополнительную защиту от плазмы, и тем, который быстрее восстанавливает целостность щита, или мучительные раздумья над тем, ставить ли в нос фазеры (хороший угол обстрела, но небольшой урон), плазменные пушки (отличная дальнобойность, но быстро перегреваются) или дизрапторы (мощные, но работают только в очень узком секторе прямо по курсу).







Отдельно стоит поговорить о размерах и конфигурации мира. В SWTOR два десятка планет, на каждой - одна или несколько локаций, проработанных с различной, но в целом неплохой степенью детальности. Вспоминаем KoTOR/Mass Effect, добавляем чисто мультиплеерные штучки типа участков с бесконечным респавном противников для гринда и пары-тройки многоразовых квестов - получаем представление о том, что нас ждёт. Каждая из планет имеет свой заранее прописанный уровень монстроконтингента, так что если залететь толстым персонажем на нубскую планету, опыта не будешь получать вовсе или получишь с гулькин хрен, а если наоборот - то моментом выпишут неиллюзорных звездюлей.





В STO - почти полсотни секторов, в каждом из которых от пары до дюжины звёздных систем и космических станций. Всё это можно посетить, что создаёт непередаваемое ощущение натурального такого стартрекового "Смело идти туда, куда не ступала нога человека". Видишь систему - завернул в неё, а там, по всем канонам оригинала, или сигнал бедствия, или стайка пиратов, или неизвестный корабль на связь выходит. Коротенькие случайно генерируемые микроквесты на пятнадцать-двадцать минут прохождения, но атмосферу создают исправно. А если не попадётся такого квеста, то непременно можно будет высадиться на одной из планет и побегать по небольшому, но живописному участку местности - просканировать какие-нибудь древние руины или местную животину. Впрочем, локации для "нормальных" сюжетных квестов обычно тоже невелики.





Моменты технического характера
Обе игры вполне демократичны в части системных требований и без особых проблем идут практически на любом компьютере, как настольном, так и ноутбуке, кроме совсем уж древних и/или неухоженных. Уровень графики несложно оценить по скриншотам - во всех случаях использованы максимальные настройки. SWTOR смотрится несколько более навороченно, пейзажи и интерьеры чаще ласкают глаз. STO отличается заметно меньшим числом полигонов в модельках, но отчасти компенсирует это более детальными текстурами. Кроме того, в STO совершенно потрясающие виды космоса, в ответ на которые SWTOR может только развести руками и грустно отправиться сосать чупачупс в коридор ввиду практического отсутствия в ней космоса как такового. Анимация в обоих проектах, увы, редкостно топорная, в худших традициях MMORPG пятилетней давности. О звуке говорить большого смысла нет, так как все эффекты и большая часть музыки обоими проектами позаимствована из своих первоисточников. Следует отметить только озвучку диалогов: в SWTOR озвучено всё до последней фразы - актёры, кстати, все знакомые, не раз фигурировавшие в играх от BioWare, в STO озвучки практически нет, лишь в сюжетных роликах и очень изредка, всё прочее дано текстом.





Русского языка нет ни в одной из игр, а STO печально знаменита ещё и тем, что по каким-то причинам закрыта для игроков из России. Соответственно, отечественным трекки приходится хитрить и пользоваться анонимайзерами или VPN. Достаточно подробные, но устаревшие советы даны здесь, более актуальные - вот здесь. К счастью, подобные пляски с бубном потребуются только для регистрации аккаунта на официальном сайте, самому игровому клиенту ваша региональная принадлежность до фонаря, так что входить в игру можно с любого айпи. Правда, если возникнет желание задонатить, то придётся снова колдовать. UPD: Информация вновь устарела, теперь STO в России официально доступен.

Вот, кстати, о донате. Хотя обе игры на данный момент числятся как f2p, реальных денег они, по понятным причинам, хотят вполне. SWTOR в этом плане беспощадна особенно - игроки, не имеющие премиум-аккаунта (сиречь, оплаченной подписки), ограничены по большому ряду параметров. Они получают меньше экспы, в магазинах они покупают вещи дороже, а продают дешевле, не могут отправлять сообщений внутренней почтой, не могут использовать снаряжение максимального качества и т.д. К счастью, критично это всё по большей части в PvP и прочих чисто мультиплеерных аспектах, на прохождение сюжетной линии практически не влияет - разве что гриндить чуть побольше придётся местами, чтобы не получить люлей на некоторых квестах. STO заметно более демократична - за реальные деньги тут покупаются в основном премиум-звездолёты (они круче обычных, но ненамного) и различные косметические примочки типа новых покроев униформы для экипажа. В обеих играх за реальные деньги можно открывать дополнительные расы для персонажей. В целом, играть бесплатно можно - если ограничиться именно тем, о чём мы говорим здесь, то есть одиночным прохождением сюжетных миссий, и не лезть в PvP и RvR, где донаторы имеют весомое преимущество. В STO жизнь бесплатного игрока заметно более комфортна, чем в SWTOR, но в SWTOR, с другой стороны, проще задонатить при желании (UPD: Уже нет, теперь в STO донатится так же легко и просто).





Нечто вроде итога
Какая у этой сказки мораль? А морали нет никакой. Обе игры хороши, обе имеют свои весомые достоинства и, как ни прискорбно, свои же не менее весомые недостатки. Обе позволяют совершенно бесплатно, имея только доступ в интернет, погрузиться в атмосферу увлекательного космооперного приключения. Выбирает в любом случае каждый сам для себя, и я могу сказать, что мой выбор - обе. Ибо они, на круг, равно хороши - разумеется, с моей насквозь субъективной точки зрения.



.платформа: pc, star wars, .форма: обзор, материал для gamer.livejournal.com, star trek

Previous post Next post
Up