Кто уничтожает памятники археологии в Адыгее? Часть 4

Jan 08, 2023 01:21



Вот как оправдывают лесорубы хаотичную прокладку ими глубоких, до глины, трелёвочных дорог через леса, поверх старых аккуратных грунтовок, ещё и разрушая при этом древние поселения и могильники разных типов. Они говорят, что это не делают свою работу лесничества, которые должны предварительно определить самые оптимальные и пологие направления для будущих дорог. Но так как те свою работу саботируют, то лесорубные трактористы бульдозерят напролом. После, в дождливую погоду, по этим глинистым канавам на месте прежних лесных дорог и троп ходить невозможно. Поэтому при возможности стараешься идти параллельно ей по какой-нибудь тропке, которую успели протоптать рядом лошади или коровы. Когда долго стоит сухая погода, то лучше, но вид всё равно мерзкий.



И ещё наблюдение, видимо, касающееся лесорубов. Зашёл довольно далеко по какой-то дороге, проложенной лесорубами по склонам Богатырского хребта, в такое глухое место, куда кроме них никто в здравом уме и не заберётся. Скорее, и чёрные копатели не стали бы прочёсывать эти однообразные места. Хотя кто знает? Так вот, даже там, в одном месте у дороги, прорезавшей каменистое место, заметил раскопанную среди камней яму. Исходя из обстоятельств, можно предположить, что здесь повандалили именно водители грузовика-лесовоза. И место глухое, и шанцевый инструмент имеется. Поэтому стоит в плане чернокопа не забывать и про лесорубов. Явно и они иногда этим грешат.

Там же был и юморной момент. Возле этой никому не нужной дороги, в таком глухом месте и на совсем небольшом расстоянии друг от друга местные лесники вбетонировали два железных баннера со своими природоохранными лозунгами и картинками. Слов нет…

О лесопользовании на Северном Кавказе надо говорить отдельно и долго. Вот почему тамошние леса часто внутри выглядят довольно уныло и гадко? Так, например, в Новосвободной, а тогда Царской, возникшей на месте уничтоженного адыгского аула, казаки стали специализироваться на вырубке и продаже древесины. Тогда торговцы предпочитали берёзу, липу и, если правильно помню, чинар, т. е. платан. Поэтому эти деревья истребили. Позже принялись вырубать бук и дуб. Чем успешно занимается лесорубная мафия и сейчас.

Посмотрим, что представляют из себя современные вырубки. В первом случае вырубается подчистую какой-то значительный прямоугольник леса. Через года два или три он зарастает жёстким травами высотой выше человеческого роста. Иногда одним видом, обычно ромашкой. Понятно, что лучше не пытаться переходить такие участки. Через ещё некоторое время травы сменяет мелколесье в виде древесных побегов в палец толщиной, расположенных так часто, что протиснуться между ними не так просто. И только с годами часть мелочи отомрёт, а другая начнёт набирать толщину. И тогда пробираться через переплетение отмерших стволиков и стволов всё ещё довольно долго будет трудно. То есть лес после тотальной вырубки принимает какой-то приличный вид очень нескоро. Но и потом он будет иметь урезанный набор пород, отсутствие деревьев-великанов и прочее мрачное однообразие.

Во втором случае ведётся выборочная вырубка. Выискиваются наиболее крупные деревья и пилятся. Вывозятся только ценные для продажи за границу кряжи. Что-то идёт на дрова. А все кроны бросаются на месте, создавая непроходимые завалы. После такой рубки лес тоже остаётся без деревьев-великанов. И зарастает кустарниковыми породами, ежевикой. Т. е. тоже становится или труднопроходимым, или мрачно однообразным.

Ко всему сказанному добавьте развороченные бульдозерами ландшафты, а также исчезнувшие привычные урочища и дороги. Да, ещё добавьте и нередкое затаптывание и загаживание окрестностей коровами. А ещё учтите, что весь лес наполнен мусором, особенно пластиком, который оставляют в первую очередь лесорубы и охотники. Короче, тот лес, который видят нынешние туристы и другие посетители - это совсем не тот лес, который застали первые казаки-переселенцы. Это гораздо хуже.

А делают что-то лесничества для возрождения былого разнообразия? Не видел. Знаю одну посадку каштана. Также случайно наткнулся в зарослях на заброшенную посадку американского чёрного ореха. Ещё они баннеры заказывают в типографиях…

К сожалению, в этом 2022 году попадались и новые ямы чёрных копателей. Может, они и старые, но раньше на них не натыкался.



Это яма на поселении дольменной культуры Старчики 2. В левом нижнем углу видна выкинутая грабителями керамика. Они же за металлами охотятся.

А ниже помещены два раскопа с тотально разграбленного могильника на Шахане.





Это раскопы что покрупней, а мелких столько, что не нафотографируешься.

Проходил через покинутый лагерь кочующих пасечников. В 2021 году они стояли на густо заросшей цветами поляне, расположенной в нижней части поселения Старчики. Надо сказать, что это очень технически оснащённая группа. Кроме легковых машин, они имели ГАЗ-66 с кунгом, который перевозит бобину или бобины с кабелями. Эти кабели отводились довольно далеко от лагеря до подходящего места на Фарсе. Как понял, там была установлена переносная турбина, вырабатывающая электричество. Поэтому они имели и доступ в интернет, и прочее. Также они построили крытый пластиком навес и небольшую сауну. Само собой, были переносные ульи. Когда проходил лагерь, то он был безлюдным. Но тогда же в двух местных магазинах закупали продукты какие-то подозрительные мужики. Видимо, это и были пасечники.

Через год снова там побывал. Пасечников не было. Но все их строения остались. Валяется плёнка с покрытий. Также они понарыли ямы, видимо, под мусор, и оставили их. А копать там нельзя - всё же культурный слой. Но, скорее, они даже не подозревали, в каком месте нагадили.

Из интересного. Теперь надо опасаться и медведей, которые появились в окрестностях Новосвободной. В урочище Бикет видели следы медведицы с медвежонком. А пасеку на Богатырке разорил, судя по следам, огромный самец.

Обратимся к музейным делам. Рассмотрим известную гравированную плиту из Серебряного кургана (№ 11) в урочище Клады. Сначала возьмём наиболее раннее из доступных её изображение из книги А. Д. Резепкина. Хотя там оно несколько странное, т. к было дано в перевёрнутом положении. И как при фотографировании могло получится наложение двух кругов с крестами в нижнем ряду?



Но обратите внимание на отколотый и приставленный уголок в верхнем правом углу.

Теперь сравним с широко растиражированным фото. Это я его сделал, когда плита ещё находилась во дворе старого краеведческого музея Майкопа.



Ракурс другой, но форма обломков одинаковая.

Зато в экспозиции присутствует тот самый обломок. Видимо, майкопские музейщики любят демонстрировать отдельные обломки вместо собранных по частям предметов. Посмотрим на него внимательней.



Видим, что у него обломан нижний острый угол. Причём скол кажется свежим. То же и на скриншоте из ролика, найденного в интернете. Там рядом валяется ещё какой-то неизвестный камень, но речь не о нём.



Какой вывод можно сделать? Думаю, при транспортировке плиты и её фрагмента работники просто-напросто отбили часть экспоната.

Позже узнал, что и сама плита в музее экспонируется, но в другом помещении.



https://adyg-museum.ru/ru/event/meropriyatiya/noch-muzeev-2023-/............. https://adyg-museum.ru/upload/resize_cache/iblock/265/1920_1080_0/1VfCS4l3szU.jpg



https://adyg-museum.ru/ru/event/meropriyatiya/noch-muzeev-2023-/................. https://adyg-museum.ru/upload/resize_cache/iblock/94e/1920_1080_0/DiQ2gEV3084.jpg

Другой экспонат.



Это всемирно известная расписная гробница из кургана № 28 в Кладах. Не буду возвращаться к вопросу, как этот огрызок, который лишился второй камеры, плит пола и передней стенки, долго мурыжили, не желая определить на экспонирование и подвергнуть достойной консервации его росписи.

Но и теперь посетители видят совсем не то. Здесь перепутаны места установки боковых плит. То есть плита со второй безголовой фигурой, колчаном (?) и луком должна быть слева, а плита с сидящей фигурой и кругом лошадей - справа. Кроме того, на одной из плит, закрывавших камеру спереди, тоже была простая роспись на наружной стороне. Но этих плит тут нет. Как нет и куска плиты слева. Вот куда он мог исчезнуть - это загадка. То ли раскопщики его не обнаружили, то ли его не было изначально. Добавлю, что музейщики ещё и установили плиты на неправильной высоте относительно друг друга.

Вот как это выглядит на чертежах А. Д. Резепкина.



Там ещё выставлена колонна из Кладов 2. Посмотрим, что сделали с ней.



Чтобы колонна как-то держалась, её недолго думая, прикрепили к потолку четырьмя штырями из обрезков арматуры. А как можно закрепить эти штыри на гладкой и чуть выпуклой поверхности? Правильно, - насверлить дырок. Видимо, решили, что колонна там будет находиться вечно, и никто такую мелочь не заметит.

Тут некоторые хотят спросить, когда же будут опубликованы старые снимки, которые так и не были  напечатаны на фотобумаге, а остались только на плёнке? Будут постепенно, по мере их оцифровки. Так как пока не прибегаю к платным услугам, то пришлось сделать свой агрегат для пересъёмки. Причём при этом потребовалось также придумать метод избавления от дисторсии (а именно подушкообразной или положительной), которая неизменно искажает геометрию снимков при пересъёмке на близком расстоянии в режиме макросъёмка.

Вот ряд снимков 1993 г. с Кладов 2 с позднее исчезнувшими обломками многогранной гробницы из кургана № 39. Тогда несколько обломков гробницы ещё валялись на кургане, как я говорил ранее. Сам курган был раскопан в 1990 г. (возможно, копался и в 1991 г.).



Курган № 39

Эта плита может быть обломком треугольного элемента из шатровой крыши. Хотя сейчас утверждать это уже нельзя. Но всё же надо отметить, что это реальный фрагмент от гробницы, в отличие от того сомнительного треугольного камня с волнистой поверхностью, снимок которого был опубликован ранее.



Курган № 39

Этот обломок может быть частью одной из стеновых плит. Напомню, что их было одиннадцать.



Курган № 39

Вид на несколько мелких фрагментов плит, оставленных археологами на поверхности насыпи кургана. Принадлежность их к гробнице показывают чёткие грани и рёбра под соответствующими углами.

Далее перейдём на курган № 40. Там тоже в 1993 г. оставались интересные фрагменты. Они относятся к гигантскому дольмену (погребение 1), который после раскопок был снова засыпан землёй, ради сохранности. А фрагменты, почему-то, остались валяться поодаль, на дне траншеи-раскопа.

Кстати, знаменитая известняковая колонна происходит именно из этого дольмена. Но, как и всё, что связано с этими раскопками, да и вообще с советской и российской археологией, полно мутных недоговорённостей и интересных подробностей, которые никогда не были и не будут опубликованы, а уйдут на тот свет вместе с их носителями.



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40

На этом снимке передний план занимает большая плоская плита. Ничего про неё вспомнить не могу. И не пытайтесь это прояснить по книгам А. Д. Резепкина - ничего там такого нет. При этом не сломайте голову, пытаясь понять, почему половина чертежей фасов бровок кургана № 40 показаны в зеркальном виде, т. е. не так, как их видит человек. Это касается северного фаса центральной бровки, северного фаса южной бровки и вида южного останца. План кургана тоже только запутывает читателя.

В кургане № 40 имеется ещё один маленький дольмен - погребение 2. Так он выглядел до реконструкции.



Курган № 40, погребение 2



Курган № 40, погребение 2

И вишенкой на торте будет вид на ту самую пасеку в 1993 году.



Позже постепенно выложу и цветные кадры со слайдов. Их больше, но они требуют цветокоррекции. Они тоже сняты в 1993 году, но гораздо раньше. Во всяком случае, так реконструируется ход событий.



Курган № 39



Курган № 39



Курган № 39



Курган № 40, вид из траншеи на восток, в сторону Фарса. Слева - северный останец, справа - северный фас южной бровки



Курган № 40, вид из траншеи на запад и северный останец кургана

Хорошо виден каменный панцирь, который когда-то покрывал курган. Насыпь кургана частично была насыпана грунтом с поселения новосвободненской культуры.



Курган № 40, вид на раскоп в траншее, который достиг уровня поселения новосвободненской культуры



Курган № 40. Здесь и далее - фрагменты гигантского дольмена (погребение 1)



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40



Курган № 40, дольмен погребениия 2



Курган № 40, погребение 2



Курган № 40, погребение 2



Курган № 40, погребение 2

Здесь лучше всего видно, что этот дольмен находится на уступе, являющемся остатком центральной бровки. А ниже, в траншее справа, позднее будет раскапываться новосвободненское поселение.

Теперь отправимся на пасеку.



Плита из кургана № 39



Плита из кургана № 39

Тут я сдвинул камни в правильное положение, но маленького фрагмента ещё нет. Я его найду позже, когда уже цветная слайдовая плёнка закончилась - снимал на негативную чёрно-белую. Зелёные пятна - это мох, которым начал покрываться известняк в затенённом месте. Степень озеленения уже не помню, поэтому при цветокоррекции остановился на таком варианте.

Ну и добавлю чёрно-белого.





Та же гравированная плита, но здесь уже добавлен маленький фрагмент, который отдельно представлен ниже.



Далее фото отдельных частей плиты. Условия съёмки не позволили хорошо передать гравировку. Поэтому верхнюю часть с волютами в настоящее время лучше смотреть по фотографиям из музея, но пусть будут.





А вот нижняя часть композиции в музее на обозрение не выставлена.



2023 год

Да, есть кое-какие итоги, которые будут выкладываться в разных темах, согласно номенклатуре. Начнём с группы из трёх дольменов, которые привёз из гипсового карьера и восстановил около дороги от станицы Севастопольская к посёлку Победа археолог А. Д. Резепкин.

Нижеприведённые кадры призваны показать, что наспех собранные дольмены долго не стоят, о чём приходилось говорить неоднократно. Вот и тут процесс заваливания плит зашёл уже довольно далеко.







А на двух снимках ниже хорошо видно, что ни о каких первоначальных пропорциях в этих сооружениях и речи быть не может.



У первого из дольменов - немыслимая конфигурация камеры.



А у второго - в качестве крыши просто заброшены не пойми какие плиты.

Уже и не удивляет, что даже на этом пятачке, где, кроме новоделов, ничего археологического нет, пошуровал чёрный копатель.



Но тут его ждал облом, т. к. наткнулся на железную трубу. Вот бы всегда так.

Далее предстоял новый рывок на гору Щегор. А читатели должны были помнить, что на тот момент я считал, что в 2022 году побывал не на этой горе, а на некоем Утюге.



Это фотография отвесных скальных стен горы Щегор, сделанная с дороги, переваливающей бугор Трусиков. До них примерно половина километра через овраг ручья Каменка, притока речки Каменюк.

А ниже - это просто вид оттуда же на гору Физиабго (с вышкой, похожей на крест), которую эксплуатирует Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, и гору Малый Физиабго (Физиабго-2). Замечу, что на второй горе, кроме фундамента церкви, также имеется средневековая каменная крепостная стена.



Был выбран такой маршрут, что по лесовозным дорогам спустился к речке Камелюк, а затем, наоборот, стал подниматься в гору, надеясь найти главный вход на Щегор. При этом вышел на казалось бы перспективную тропу, протоптанную кабанами. Она оказалась довольно удобной, но тянулась непрерывно и долго куда-то в северном направлении. А это значило, что она идёт понизу мимо горы. Но тут была надежда, что кабаны по этой тропе ходят к тому таинственному озеру, которое создали неизвестные строители. А оттуда уже можно попасть и в крепость.

Но в финале тропа вышла на какую-то террасу и оборвалась. Осмотр места показал, что здесь расположено древнее поселение. Об этом свидетельствовали фрагменты керамики и кости животных.



Это всё, что попалось при беглом осмотре. Присутствие соответствующей керамики позволяет отнести поселение к раннему Средневековью. Но я тут был не первым. Чёрный копатель добрался и сюда.



Но в этой яме глубиной по колено он нашёл лишь железную крицу, которая на чёрном рынке никому не нужна.



Та самая крица

Она является лишним доказательством средневековой датировки поселения.

Теперь осталось сказать, почему не стоит ходить на Щегор. Как мне объяснили люди из организации, занимающейся конными экскурсиями, сейчас это место объявлено каким-то заповедником. Более того, там установлены автономные камеры слежения. Мне и показали подобную камеру. Работает это так. Камера засекает нарушителя, и из посёлка Каменномостский выезжает полиция, которая и вяжет супостата. Как говорится, за что купил, за то и продал.

Сбор средств на экспедиции:


DonationAlerts

www.donationalerts.com

Клады, чёрные копатели, памятники, бронзовый век, Новосвободная, известняк, Кавказ, станица Новосвободная, Северный Кавказ, новосвободненская культра, Адыгея, лесорубы, архитектура, Западный Кавказ, реконструкция, археология, курганы, гравированная плита, А. Д. Резепкин, Предгорье Кавказа, охрана памятников, уничтожение памятников, Национальный музей республики Адыгея

Previous post Next post
Up