о судьбах демократии

Dec 28, 2009 01:21

Практически одновременно посмотрел документальный фильм BBC из серии "Why democracy?" о выборах старосты класса в младших классах китайской школы и спектакль "демократия.док".



Надо сказть, что раньше я смотрел другие фильмы из этой бибисишной серии. В частности про русскую "деревню дураков", в которой трудом отучают от пьянства и не забывают о высоких материях. Общий смысл такой, что демократия чужда российскому обществу.
Еще один фильм был про выборы в Боливии. Про то, как народ реально поверил Эво Моралесу и как он потом про своих избирателей забыл. Реальная жизненная трагедия. Показана через жизнь активистки, ставшей впоследствии депутатом, очень хотевшей помочь самым бедным. Так ничего у нее не вышло (единственный инструмент который у нее был - это личные просьбы к Эво) и она стала предателем в глазах тех бедных людей, которые с ней связывали свои надежды.
А вот в китайской школе восьмилетние дети проводят реальные выборы старосты класса. 2 мальчика и одна девочка претендуют на этот пост. Сначала они демонстрируют свои творческие навыки (поют, на флейте играют), а во втором туре представляют свою "предвыборную платформу", изрядно используя популистскую риторику. Более того, родители кандидатов учат их как правильно себя вести, как очернить своего соперника, рассказав о его недостатках, как подкупить "избирателей", свозив их за счет связей отца одного из кандидатов на уникальном скоростном поезде и тд. Поразительно, как это снимали. Абсолютное погружение в жизнь этих детей и их родителей. Камера абсолютно естественна для них, абсолютно объективная картинка с самой настоящей драматургией, слезами радости и горя в конце. Поучительно в том смысле, что уже восьмилетние дети под свободными выборами подразумевают борьбу, зачастую грязную с девизом "все средства хороши". А родители не только потакают, но и сами активно подсказывают.
Из тех фильмов, что я смотрел в проекте "Why democracy?" самым неинтересным оказался фильм о Великобритании.
Демократия.док: заинтересовался "интерактивным театром", как его представляли в анонсах. На деле - использование психотехник (процессуальная терапия, метод расстановок по Хеллингеру, )для рассмотрения проблем социума, а не индивида. Поначалу выбирается один человек, который представляет свои ассоциации с "Россией сегодня". Раньше, насколько я понимаю, просили представить ассоциации с "демократией". После этого при помощи профессиональных психологов определяются роли и выбираются из числа зрителей их исполнители. В нашем случае это были "тайный советник", "премьер", "бабушка у телевизора", милиционер, "человек в вытрезвителе". Они не очень активно начали взаимодействовать между собой, так что впоследствии у присутствовавших появилось желание внести свой вклад в выстраивание отношений между ролями. Появились - "национальная идея", "фсо", "оппозиция", "ребенок", "мафия", "средний класс", "абсурд(или что-то наподобие)". Получилась абсолютная анархия. Средний класс самоизолировался, а власть, оппозиция, мафия и пр. ругались между собой. Средний класс стал разрастаться и в итоге заявил свои требования на влияние на политику. На этом время истекло.
Первое впечатление, что все достаточно стандартно и предсказуемо. Роли, взаимоотношения между ними. И во многом это напоминало стереотипные представления о том, как должно быть. Во время обсуждения я спросил ведущих, обсуждают ли они возникающие у участников переживания и возникают ли они в принципе. На что получил ответ, что это не тренинг и в личные переживания никто не лезет, да и в принципе рассчитывать, что кто-то дойдет до катарсиса неправильно.
Я уверенно подтвердил, что ничего особенного не испытал, несмотря на то, что ближе к концу все же вышел на сцену. Сказал и сразу понял, что не прав. Когда в ходе этого действа зрители стали высказываться о том, чего не хватает на сцене, я сказал, что не хватает разумной активной силы - среднего класса. Сказал и все. Прошло время. Один молодой человек подхватил эту тему, но в отличие от меня вышел на сцену. Через некоторое время соседка слева предложила выйти и усилить "средний класс". Я ответил, что не хочу и не понимаю, что там делать. Соседка все же вышла. Сумбур (на мой взгляд) продолжался. Средний класс рос, но отдалялся от окружающей действительности, все более склоняясь к эмиграции. В очередной раз я раздраженно высказался, что пора среднему классу действовать. Ведущая сказала - ну так выйди и действуй. Пришлось отвечать на вызов. Я вышел, встал рядом с группой "среднего класса". Соседка слева сказала, ну так бы и сразу. А молодой человек, который первым вышел в роли среднего класса уже ушел в обустройство собственной реальности, у него появилась "жена", "ребенок" и он активно озвучивал идею уехать в Азию и строить там сеть культурных клубов. Я офигел от такого среднего класса и обратился жестко к премьеру, девушка была сама любезность, но хотела и вашим и нашим и все сразу. ФСО и мафия ее прессовали. Я говорю: "мы предъявляем ультиматум премьеру, либо вы считаетесь с нашими необходимостями либо мы берем власть в свои руки". Пришлось несколько раз в разных формах на этом настоять. Коррумпированное фсо пыталось отмахиваться. Премьер быстро отреагировала- она предложила молодому человеку из среднего класса, который собирался в Азии строить культ клубы - стать министром культуры. Он прям офигел от подобного предложения, но оценил и согласился. Я сказал что-то типа: "мы поддерживаем это решение, поддерживаем премьера и просим и к другим сферам (образование, медицина) отнестись с должным вниманием." Мафия сказала, что все равно мы вас всех купим. Я брякнул, что мы поможем премьеру разобраться с мафией. И тут глава мафии сказала помощнику "kill him".
Короче интересное переживание я получил. И с самим выходом на сцену с попыткой какого-то действия, изменения системы и с реакцией на эти действия.
Весь этот сумбур я записал скорее для памяти, а всем советую сходить на эту акцию. Переживания возможны. Ну и подумать есть о чем. Хороший проект. Молодцы.
Previous post Next post
Up