В Интернете часто в том или ином виде всплывает тема «низкопоклонства» перед Западом. Недавно эту тему обозначила
miss_tramell, совершенно верно отметив, что большая часть либералов и «поцреоты» являются двумя сторонами одной медали - и те другие фактически считают Россию отсталой, «дикой» страной, а Запад либо по определению неким ориентиром, идеалом, либо же подлежащим отрицанию, что тоже является своего рода компенсацией. А есть примеры патриотов, в лучшем смысле этого слова, у которых прорывались те же безысходные "нотки". Помните пушкинское: "черт догадал меня родиться в России с душой и талантом"? Или Вертинского: "... в бездарной стране даже светлые помыслы,
это только ступени в бесконечные пропасти, к недоступной весне"? Почему ж у нас, в России, такое количество людей, убежденных в том, что Россия по определению «неправильное» государство?
Причин этому много, в том числе и реальный уровень жизни в европейских странах и у нас, и прочая. Но есть причина, которая практически не рассматривается, при этом очень важна, поскольку касается формирования мировоззрения в «нежном» возрасте. Эта причина - наша система исторического образования, и в целом гуманитарного, если угодно.
К осознанию этого я двигался довольно долго. Одним из первых толчков стал разговор с преподавателем УрГУ (где я тогда учился) Валентином Александровичем Сметаниным. Я был внимающей стороной, а Валентин Александрович высказывал свое недоумение по поводу той самой системы подачи исторического материала, когда как норма дается история европейская, а отечественная история как нечто, в нормальные рамки не укладывающееся. Там, в Древней Греции и Риме «нормальный» рабовладельческий строй, там «классический» феодализм, а в России - не пойми что…
Завершение осознания неправильности этой системы (образования) пришло после прочтения книги «Свои», «чужие» и другие» А.В. Шипилова. «Пазл» сложился, и стало ясно, почему так происходит, хотя кому-то мои выкладки покажутся слишком категоричными (при этом я вовсе не первооткрыватель - почитайте того же Шипилова.
«Великий реформатор» Петр I «поднял на дыбы» самые разные сферы жизни Российского государства. Образование не стало исключением. Фактически те ростки образовательной традиции, которые имелись в Московском государстве, были уничтожены и сформирована новая система образования, целиком базирующаяся на европейской традиции. Причем преемники Петра продолжили развитие образования в том же русле. В результате в России сначала дворянское, а впоследствии разночинское и общее образование, являлось если не калькой, то переложением европейского взгляда на историю. В советское время история базировалась на дореволюционной традиции, переосмысленной в «свете» теории Маркса-Энгельса. А Карл и Фридрих были последовательными европоцентристами. Соответственно, европоцентристский подход при преподавании истории всоветских школах и ВУЗах сохранялся. Сохраняется он и сегодня. Фактически с 4-5 класса школы мы учим, что нормой исторического развития является европейский вариант. Поскольку историческое развитие России в эти рамки не укладывается, следовательно, у нас неправильная страна. Причем неправильная почти на всем пути своего исторического развития, начиная со Средневековья. Это не декларируется, но сама ситуация приводит к такому пониманию. Возможно даже не пониманию, а «догадке». Преувеличить сокрушительное действие такого изложения истории на формирование мировоззрения очень сложно…
При таком подходе совершенно не удивительно, что большое количество людей считают Европу заведомо более «правильной» страной, чем Россия. По-моему, надо удивляться тому, что у нас значительное число людей сумело абстрагироваться от навязываемой системой образования схемы.
Еще один момент - в данном случае собственно работники системы образования не являются злоумышленниками. Система репродуцируется на протяжении практически трех веков. Мы ВСЕ живем и учимся в рамках сложившейся «матрицы». В том числе и учителя и ВУЗовские преподаватели. То есть, эта схема вложена в голову практически каждому из нас. На мой взгляд, это страшная вещь и надо восхищаться жизнестойкостью России, которая при наличии такого фактора, постоянно подтачивающего мировоззрение ее граждан, умудряется компенсировать его вредоносное воздействие. Но менять кардинальным образом систему обучения истории, отталкиваясь, прежде всего, от истории отечественной - необходимо. Для граждан России будет совершенно естественно отталкиваться от своей истории - история Европы для нас является опытом зарубежных стран. Строить свое видение мира мы должны, основываясь на опыте своей страны, воспринимая его со всеми положительными и отрицательными моментами, как историю нашего отечества, которая имеет для нас первостепенное значение.
А мы все примеряем на себя чужие маски - Европа мы, или Азия...
И попробуйте себе представить, сколько вреда принесла эта идиотская схема восприятия России как "неправильной" страны ...