В прошедшую субботу случилось событие, которого я ждала очень долго. Мы наконец-то выбрались в
Дарвиновский музей! Последний раз я была там ужасно давно - аж с маленьким Стасиком (хотя мне казалось - и с Игорем тоже, но сейчас прошерстила весь архив - увы, нет). С тех пор много воды утекло, музей сильно преобразился (о чем я регулярно читаю восторженные отзывы у френдов и тихо завидую).
И вот наконец звезды легли как надо, и мы отправляемся в музей на праздник
"День Эволюции".
Торопимся к началу.
Перед входом - вот такие красавцы.
А это уже внутри.
Постоянная экспозиция, саванна.
Океан.
А этого лося с волками я даже помню!
Сегодня в рамках праздника открыто много мастер-классов, квестов, занятий. Вот одно из них.
"Как попасть на новое место растению, у которого нет ни ног, ни плавников, ни крыльев? Кто-то берет в помощники ветер или воду. Кто-то в качестве курьеров использует зверей и птиц. Внимательно рассмотрите «пассажиров» и попробуйте догадаться, как путешествуют семена липы и дуба, лопуха и кувшинки."
Разложим разные семечки по способу их распространения.
Но это была так, разминка :).
Получаем задание игры-бродилки - "Путешествие с эволюцией" и отправляемся в зал Микроэволюции.
Вопросы непростые!
Дети сосредоточенно выискивают на стенде информацию о нуклеотидах.
Потом долго разбирались с видами приспособительной окраски животных. Не так-то просто разобраться, у кого окраска расчленяющая, у кого предостерегающая, а у кого покровительственная :)
А я пока снимала крыс.
Следующее задание связано с Лентой Времени, расположенной в соседнем зале.
Вопрос: охотился ли неандерталец на динозавров?
Ну, тут начались трабблы :). Дети же очень умные и очень быстрые - сразу поняли, что надо развесить на ленте времени нужные карточки. Вот только немножко запутались в тысячах и миллионах лет, не сразу прошли тест на внимательность :)
Следующее задание - применить на практике полученные знания о борьбе за существование :). Хо-хо, настольная игра "Эволюция"! Давненько мы не резались в нее! (когда-то маленький Игорь не мог играть в нее без слёз, потому что его обязательно съедали.. эх, ностальгия :)). сейчас мальчик вырос и больше не плачет :)))
На этом квест был успешно завершен, дети сдали листочки с заданиями а я не успела их сфотографировать и получили призы - по номеру Классного журнала.
Немного позависали в интерактивной зоне. Помогли мухе пролететь и не попасть в паутину, а также покормили кошек правильной пищей.
Потом поучаствовали в занятии "Переходные формы". Из анонса:
Вам предстоит заполнить «белые пятна» на родословном древе позвоночных животных. Отыщите недостающее звено, связывающее китов с их сухопутными предками, рептилий с птицами, рыб с лягушками, а человека - с обезьянами.
Заполняем пятна. Я тоже взяла себе задание. Не так-то просто, между прочим!
Пойди догадайся, например, сеймурия - чья боковая ветвь, амфибий или рептилий?
Но справились!
А потом принялись за новый квест - путешествие вокруг света на корабле "Бигль" вместе с Чарльзом Дарвиным.
Побывали в тропических морях, на севере, в Австралии, а также на Галапагосах - колыбели теории происхождения видов.
Хорошенькие такие, трудятся! Прямо слышно, как скрипят извилины :))
По дороге встретили живые весы. Развлеклись :).
Сколько Игорь весит в попугаях? А в мышах?
А в слонах?? (тут-то невнимательный мальчик и запутался - 87 слонов, говорит! :))
А если посчитать, сколько мышей в Игоре, а потом умножить на количество Игорей в ките - то будет ого-го!!
Опять столик с ведущими, предлагающими поиграть. На этот раз - "Культурная революция". Нужно снова заполнить "белые пятна" на родословном древе, только здесь уже этапы развития человека.
Справились, молодцы!
Теперь отправляемся в зал Макроэволюции, и там встречаем вот таких милашек.
Каждый час динозавры оживают - двигаются и грозно ревут. И мы как раз вовремя!
Встретили группу школьников, которой что-то рассказывал совсем юный экскурсовод. Так интересно! Проходя мимо, мы заслушались! Детей, правда, заманить не удалось - они были увлечены квестом. Квест - это неплохо, но получается галопом по всему музею. Вот бы прийти сюда на такую обзорную экскурсию и попасть к такому же хорошему рассказчику!
Ну да ладно, сегодня у нас день квестов. Вот очередной :) - игра-бродилка "Найти родственника".
Все живые организмы связаны друг с другом эволюционным родством. Более того, с помощью анализа ДНК для каждой пары существ можно приблизительно оценить, когда на Земле жил их общий предок. Некоторые результаты исследований оказались неожиданными даже для специалистов! Проверьте свою интуицию и для каждого животного, изображенного в центре, найдите ближайшего эволюционного родственника среди тех, что нарисованы вокруг него.
Ну это вообще разрыв шаблона! Ближайший родственник носорога - дельфин, можете себе представить?! А ближайший родственник летучей мыши - не обычная мышь, не белка, не лемур, а... лошадь!
Пока дети бегали в поисках родственников, я успела сфоткать еще парочку интересностей.
Вот такие "мохнатые" экспонаты встречаются тут и там - можно погладить.
А это наш старый знакомец, даже Игорь его узнал :). Сайгак! Мы когда-то были в сайгачьем питомнике в Калмыкии.
Проголодались. В музее очень приятное кафе с адекватными ценами и вкусной едой.
Что может быть заманчивее горячего борща со сметаной? :)
Подкрепившись, с новыми силами мы отправились в кинозал смотреть фильм "Морские динозавры 3D". Но оказалось, что опоздали - последний сеанс начался 5 минут назад :(. Как обидно! Но не успели мы толком расстроиться, как сотрудница музея отправила нас бегом (уже началось!!) на интерактивное занятие "Венец творения?".
Прекрасное занятие, прекрасная ведущая. Так интересно, доступно рассказывала - не только дети, но и взрослые заслушались!
Действительно ли человек - венец творения, как принято считать? Совершенно ли его тело по сравнению с другими организмами?
В человеческом глазу сетчатка находится под слоем нервных волокон. Свет, чтобы добраться до светочувствительных клеток - палочек и колбочек - должен пройти через нервные клетки, а в месте прохождения зрительного нерва вообще образуется слепое пятно. Это связано с происхождением конструкции человеческого глаза от древних хордовых. В то же время у осьминога световые рецепторы лежат непосредственно на внутренней поверхности глазного яблока, слепое пятно отсутствует - т.е. глаз гораздо более функционален.
Проверяем наличие слепого пятна. Закроем правый глаз, а левым будем смотреть на крестик в кружочке. Крестик без кружочка будет виден боковым зрением. Начинаем постепенно придвигать лист с изображением. И какой-то момент крестик без кружочка пропадает совсем! А потом снова появляется. Да, слепое пятно действительно есть.
Оптические иллюзии. Причина их в том, что горе от ума наш мозг обрабатывает визуальную информацию шаблонно. Это ускоряет процесс обработки, однако иногда вводит в заблуждение. Еще одно доказательсство человеческого несовершенства.
Надпись ровная, однако кажется, что буквы пляшут.
Еще некоторые особенности человеческого тела, унаследованные нами от далеких предков.
Икота. Это резкое сокращение мышц, задействованных при вдохе. Сразу после того, как мышцы начинают двигаться, голосовая щель перекрывает дыхательное горло, производя характерное "ик". Те рыбы и амфибии, у которых есть жабры, и легкие, прогоняют воду сквозь жабры, сжимая рот и одновременно закрывая голосовую щель, чтобы помешать воде попасть в легкие.
Варикозные вены на ногах.
Когда наши обезъяноподобные предки перешли к прямохождению, сердце стало располагаться намного выше. Вены ног перестали справляться с транспортировкой крови обратно к сердцу.
Конец занятия. Очень интересно, спасибо!
Подумывая закончить осмотр музея, мы решили напоследок прогуляться в выставочный комплекс - взглянуть одним глазком, что там. Это было неосмотрительно, потому что там мы зависли еще на пару часов :).
А мне придется разбивать рассказ на два поста :).
Спасибо за приглашение сообществу
moscultura (сайт проекта
Москультура) и лично Михаилу
tushinetc.
Продолжение следует!