беседа с ветераном Нормандии-Неман

Jun 06, 2011 09:58



Федорин Юрий Филиппович, во время войны механик самолета Роже Соважа, одного из лучших летчиков полка, восьмого по результативности французского пилота второй мировой войны. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, общественного Александра Невского, медалей "За Победу над Германией", "За взятие Кенигсберга". Рыцарского креста Почетного Легиона и двух Военных Крестов с серебряной звездой. После вывода Нормандии-Неман из СССР продолжал службу в Ле-Бурже до осени 1945 г.

С.Д. Как Вы попали в Нормандию-Неман?

Ю.Ф. я был призван в армию в 1940 г. с первого курса Новосибирского инженерно-строительного института. Сначала был направлен в полковую школу общевойсковой части, а через некоторое время был переведен в Иркутское военное авиационнотехническое училище, по окончании которого в марте 1941 года получил специальность механика по обслуживанию и ремонту самолетов в воинском звании сержанта. Это было новое, впервые введенное в армии звание младшего командира. Был направлен в Новосибирскую школу пилотов, а в 1942 году в составе сформированного там авиационного бомбардировочного полка, воевал на Северо-западном фронте (район Старой Руссы), где был тяжело ранен в январе 1943 года. После лечения в октябре 1943 г. был направлен в Тулу, где тогда формировался полк "Нормандия".

С.Д. Был какой то специальный отбор? При направлении к французам Вас как то специально инструктировали?

Ю.Ф. Нет. Никакого инструктажа не было. Мы хорошо знали конструкцию самолета и мотора, чтобы обеспечить готовность к полетам.

С.Д. 1943 г. это замена французского технического состава на советский. Как это проходило?

Ю.Ф. Зимой 1942 года температура окружающего воздуха была -30 С и ниже. Фрацузский технический персонал не смог готовить самолеты к боевым вылетам, поэтому было принято решение поменять его на русский.

С.Д. Французы пишут, что их техников было по 2-3 на самолет, а, сменивших их советских, было по 5. Это правда?

Ю.Ф. Каждый самолет обслуживал механик и его помощник-моторист. Спец.оборудование, вооружение-механик-оружейник на 3-4 самолета, приборы - механик-приборист на 3-4 самолета и радист на все самолеты эскадрильи.

С.Д. Каким образом общались с пилотами?

Ю.Ф. Через переводчика. Переводчиков не хватало. Прилетит пилот из боя, спросишь "как сомолет", он отвечает "хорошо", или "не хорошо", и потом приходиться искать что за "не хорошо".

С.Д. Марсель Лефевр погиб из за неисправности своего самолета, когда во время патрулирования в кабину стал брызгать бензин. В частности об этом пишет Франсуа де Жофр, который в тот день был ведомым Марселя Лефевра, в своей книге, единственной переведенной французской книге на русский язык. Советские ветераны говорят, что он получил повреждение в бою. Кто прав?

Ю.Ф. Никакой неисправности не было. Не знаю зачем это придумал де Жофр. Нам сообщили, что "во время воздушного боя Марсель Лефевр был тяжело ранен, но он сумел дотянуть до своего аэродрома, посадить, выключить мотор. В это время произошел взрыв, пожар. Под действием пламени стали взрываться снаряды, которые оставались после боя. Самостоятельно вылезти из кабины Лефевр не смог из-за ранения. Оказать помощь Лефевру стало возможным лишь после того, когда разорвался последний снаряд, а пламя уже проникло в кабину. В тяжелом состоянии, с многочисленными ожогами Лефевра вытащили из кабины и отправили на другом самолете в Сокольники."

С.Д. То же самое с Морисом де Сейном. Французы пишут, что произошла аналогичная неисправность.

Ю.Ф. Нам было сообщено, что пролетев территорию от Дубровки, уже в Литве, над лесным массивом и на низкой высоте самолет де Сейна был обстрелян окруженной группировкой немцев. Через несколько минут от де Сейна поступил тревожный сигнал: мотор работает с перебоями, в кабину проникает бензин, теряется видимость окружающего. Это означает, что только в результате обстрела была нарушена герметичность бензосистемы. На все команды Пуйяда и Агавельяна покинуть самолет де Сейн ответил отказом, мотивируя тем, что у него в фюзеляжном отсеке находиться его механик, его друг Володя Белозуб без парашюта. Во время третьей попытки посадить самолет, его Як врезался в землю и развалился. Погибли оба. Были похоронены в Дубровке в одной могиле. Идею такого перелета предложил, конечно же, Белозуб, который был уверен в безопасности его осуществления. Вина де Сейна в том, что он дал согласие, хотя оба понимали, что без парашюта подниматься в воздух опасно. Заслуга же де Сейна в том, что он до последней минуты пытался спасти своего механика, своего друга Володю Белозуба.

С.Д. Ролан де ля Пуап в своей книге пишет, что у Як-3 при высоких скоростях отваливались крылья. И что из за этого погибло два пилота и им запретили набирать скорость выше 750 км/час.?

Ю.Ф. Мне довелось видеть как Робер Марши вернулся из полета без фонаря кабины. В возбужденном состоянии (его буквально трясло), вылезая из кабины он произнес: "Бертран капут!" А дальше Марши в спокойной обстановке рассказал Агавельяну, а он потом нам, как все произошло. В зоне немецких самолетов не оказалось, и они обнаружили движущийся поезд или автоколонну (не помню) которую решили атаковать. Увлекшись атакой, в пике не заметили, как скорость возросла до недопустимой. Марши сумел выйти из крутого пике, хотя при этом воздушным потоком сорвало фонарь кабины. А Бертран поторопился, взял резко, при этом обломалась плоскость, и самолет вошел в штопор и врезался в землю. После этого был запрет - летать не больше 750 км в час.

С.Д. в 1944 г. в «Нормандию» стали прибывать пилоты из Северной Африки, в том числе те, кто воевал против союзников и де Голля. В мемуарах пишут, что не со всеми удавалось наладить отношения и существовала напряженность. Это как то было заметно? Что Вы об этом думаете ?

Ю.Ф. мы механики этого не знали. Внешне никаких проявления я не видел.

С.Д. Вы были механиком Роже Соважа, который дружил с Константином Фельдзером, и который уговорил его поехать в СССР. Какие у него были отношения с Соважем? Вы помните его?

Ю.Ф. Фельдзера я не знал. Он был в другой эскадрилье. Какие у них были отношения я не знаю. Знаю, что он был сбит, бежал...

С.Д. Ведомым у Соважа летал Ростислав (Леон) Углов. Их называли «Нуар и Блан» - «Черный и Белый». Вы помните его?

Ю.Ф. Соваж и Углов летали в паре, поэтому я достаточно хорошо знал Углова. Какие же у них были взаимоотношения мне неизвестно. Хорошая беседа с Угловым у меня состоялась, когда мы оказались рядом за столом на торжественном приеме в ПАриже, а в конце приема на обратной стороне приглашения Углов сделал памятную надпись: "Привет другу на память от француза, который по сердцу очень близок с вами." О себе он мало рассказывал, больше о самолетах, о достопримечательностях Парижа.

С.Д. Белая стрела стала эмблемой Нормандии-Неман. Но во время войны это была эмблема 303 авиадивизии. Судя по фотографиям, не на всех самолетах она была. Ее нарисовали перед отправкой самолетов во Францию?

Ю.Ф. Как только самолет или группа появлялись в полку, на них белой краской наносились опознавательные знаки. На борту -звезда, зигзагообразная молния (символ стремительности 303-ей дивизии) с обеих сторон, на коке винта мотора - трехцветный, на плоскостях снизу и на хвосте с обоих сторон - звезды.

С.Д. в Штутгарте на хвостах самолетов были закрашены звезды и нарисован символ де Голля «Лотарингский Крест».

Ю.Ф. Да, в Штутгарте вместо звезд на хвосте были нарисованы кресты.

С.Д. Где вы жили во Франции?

Ю.Ф. В Париже мы жили в отеле "CELTIK" на рю Одесса. На аэродром нас возили на автобусе.

С.Д. В 1945 г. во Франции находилось значительное количество советских перемещенных лиц, военнопленных, так же советских партизанских отрядов. Вам приходилось с ними встречаться?

Ю.Ф. Да, встречались. Мы и они всегда радовались встрече, много говорили, вспоминали Родину, а вот где и когда не помню.

С.Д. Как реагировали французы когда видели советских военных в Париже?

Ю.Ф. Встречали как дорогих гостей, как воинов-победителей. Дарили цветы, обнимали, жали руки, а порой и целовали.

С.Д. Служба во Франции была отмечена в Вашем военном билете?

Ю.Ф. Мы были в служебной правительственной командировке. Время пребывания во Франции засчитывалось как служба в советской армии и была записана в военном билете.

С.Д. У Вас два французских Военных Креста второй мировой войны с серебряными звездами. Одним Вы были награждены во время службы во Франции, а второй?

Ю.Ф. Первый военно-боевой крест с серебряной звездочкой мне вручил командир полка Луи Дельфино 20-го мая 1945 года. Второй - генерал Буска в Париже 10 июля 1945 года. 8-го мая 2010г. в Москве, в Лефортово у памятника "Нормандии-Неман" послом Франции мне был вручен орден Почетного легиона.

С.Д. Вам нравиться фильм Жана Древиля о Нормандии-Неман?

Ю.Ф. Нет. Это просто художественный фильм. Имена и фамилии действующих героев вымышленные. Фронтовая жизнь и боевые действии их показаны примитивно. Никакого сравнения с действительностью нет.

С.Д. Роже Соваж представлялся к званию Героя Советского Союза за 16 сбитых самолетов противника. Награждение не было утверждено. Официально потому что он сбил лично только 9, а остальные в группе. Что Вы думаете об этом?

Ю.Ф. Все так и было. Непонятно только почему сбитые Соважем самолеты разделены на "сбитые лично" и на "сбитые в группе"? А что это значит "сбитые лично и в группе"? Сбивал-то и тех и других он же - Соваж. В этом он был твердо убежден. А ведь в это время было известно, что ведение воздушного боя (групповое) признано лучшим способом поражения противника. Сбивал-то в группе только один летчик, а не вся группа одновременно.

С.Д. В своей книге он откровенно рассказал о своих амурных связях с женщинами в СССР. И достаточно откровенно писал, что не желал оставаться ни с одной из них, поскольку хотел вернуться к своей жене, оставшейся в Алжире, хотя ему предлагали остаться в Москве. Как Вы думаете, может быть из за этого ему не присвоили звание Героя?

Ю.Ф. Не думаю, к присвоению звания Герой Советского Союза это не имеет никакого отношения.

С.Д. В его книге чувствуется обида на это и не все французские ветераны принимают эту книгу однозначно.

Ю.Ф. В середине 1944 года в полку стало известно, что Жак Андре и Роже Соваж представлены к присвоению звания героя Советского Союза. Шла усиленная подготовка к этому событию. Приезжали кинооператоры, фотографы. Делали снимки Соважа и в кабине и на фоне самолета. Приезжал Илья Эренбург, вел беседы с Соважем и писал в СМИ. А вот кандидатура Соважа не была утверждена. Конечно Соваж был возмущен и глубоко обижен и не понятно для меня и всех других однополчан, почему у Жака Андре все 16 сбитых самолетов зачислены за ним, а у Соважа разделены на "сбитые лично" и "сбитые в группе". Истинная причина этому была в чем-то другом...

С.Д. В Прибалтике живет дочь Роже Соважа. Как он сам относился к этому факту?

Ю.Ф. Было это на аэродроме Литовского г.Алитус, когда Соваж познакомился с медсестрой-литовкой. Некоторое время дружили, общались, а потом полк перелетел на другой аэродром, затем на следующий и так до Кенигсберга. Никакой переписки, связи между ними не было. Не было даже какого-нибудь адреса. После войны Соваж улетел в Париж, вернулся к своей семье - к жене и матери, а через многие годы узнал, что в Алитусе живет его дочь - Анжелика. Как только он узнал об этом, то сразу признал ее своей, а ей в то время уже было 25 лет. Встретиться им так и не удалось, а вот почтовую переписку вели активно. Еще Соваж присылал дочке подарки. Cейчас в Алитусе сын этой женщины сделал памятник Роже Соважу.


С.Д. В настоящее время, как Вы, наверное, знаете из документального фильма, показанного на телеканале Россия, во Франции, как и в России начинают муссировать историю взаимоотношений Марселя Альбера и Нины Горчаковой, закончившиеся ее самоубийством. Утверждают, что Нину довел до самоубийства некий «комиссар». Что Вы знаете об этом?

Ю.Ф. В Туле Марсель Альберт и Нина Горчакова познакомились, подружились, полюбили друг друга и наступили более тесные взаимные отношения. Нина вскоре ощутила, что она беременна, а затем и для близких окружающих ее стало известно, что с ней происходит. Нина решила обрадовать Марселя, что у них будет ребенок, но прежде надо узаконить их отношения - зарегистрироваться. Но это не входило в планы Марселя, и он ответил, что такого не может быть и предложил сделать аборт. Нина много и долго думала об этом и пришла к заключению, что воспитать своего ребенка она одна не сможет (надо потерять работу, жилья нет, накоплений нет, обращаться к родителям за помощью - неизвестно как они поступят) остается одно - тихо спокойно, в один миг уйти из жизни. Время было достаточно, чтобы приобрести средство для этого - пистолет и в один злополучный день прогремел выстрел и Нины не стало. Об этом после смерти Нины многие однополчане сделали именно такое заключение. Зачем к этой трагедии еще третьих лиц прилетать не понимаю.

С.Д. Пьер Лорийон утверждал в фильме, и в беседе со мной, что после смерти Нины обстановка в дивизии была очень натянутой. И что между пилотами 18 полка и Нормандии-Неман произошел воздушный бой или перестрелка в воздухе. Он не преувеличивает?

Ю.Ф. Считаю,что Пьер Лорийон специально, продуманно утверждал, что обстановка в дивизии после смерти Нины была натянутой, чтобы как можно больше запутать события: Прежде всего напрашивается вопрос-какое отношение имел 18-ый гвардейский полк к этой трагедии? Ведь ее там никто и не знал, а тем более в других полках дивизии. Обстановка же действительно была натянутой, но после того как молодой французский летчик Морис Шалль ошибочно сбил русского капитана Василия Архипова. В это время среди французских летчиков кем-то была пущена утка - "берегитесь в воздухе русских, они будут мстить за погибшего Архипова". Много труда и усилий надо было Захарову и Пуйяду, чтобы убедить французов, что никакой угрозы нет, что это произошло случайно, а потому Морис Шалль оставлен в составе полка. Он отлично воевал, сбил десять немецких самолетов, был награжден орденом Красного знамени, орденом "Отечественной войны" первой и второй степени, а в марте 1945 года пропал без вести.

С.В. Чем Вы занимались после войны?

Ю.Ф. В 1946 г. демобилизовался и поступил в Томский институт инженеров железнодорожного транспорта. После окончания работал инженером на Западно-Сибирской железной дороге.
В 1970 переехал на Украину, где работал на Приднепровской железной дороге. После выхода на пенсию живу в г. Мелитополь.







свидетельства

Previous post Next post
Up