Apr 30, 2011 13:05
Сегодня ночью пришла в голову такая интересная логическая конструкция.
Допустим, у нас есть некий сферический космооперный сеттинг в вакууме. В этом сеттинге у обеих сторон есть некое оружие (назовём его условно икс-лучом). Икс-луч позволяет с одного выстрела гарантировано уничтожить любой вражеский корабль (кроме оборудованного икс-полем, см. ниже).
И есть защита от этого оружия, назовём её икс-полем. Корабль с генератором икс-поля гарантировано, без затрат энергии, отражает любое количество икс-лучей, то есть попросту может их игнорировать. Беда в том, что ни от чего, кроме икс-луча, поле не защищает.
При этом как генератор луча, так и генератор поля - занимают (по отдельности) более трети объёма корабля, и заметно увеличивают его стоимость.
При этом гарантированно оптимальной стратегии строительства попросту нет. Во всяком случае, для ситуации схватки один на один.
1) Корабль с генераторами луча и поля убивается кораблём, имеющим только генератор поля - за счёт превосходства в обычном вооружении.
2) Корабль только с генератором поля убивается кораблём, вообще не имеющим генераторов - опять же, превосходством в обычном вооружении.
3) Корабль без генераторов убивается любым кораблём с лучом - неважно, имеющим поле, или нет.
4) Корабль с лучом, но без поля убивается кораблём с лучом и полем.
Тем не менее, эти четыре конструкции не равнооптимальны. Посмотрим, кто имеет какой выигрыш против трёх потенциальных конкурентов (схватку с себе подобным не рассматриваем, так как тут победа уже от конструкции не зависит):
ЛП <- 0П (-1)
ЛП -> 0Л (+1)
ЛП -> 00 (+1)
Общая сумма +1
0П -> ЛП (+1)
0П <-> 0Л (0) (Корабль только с лучом, и корабль только с полем - имеют равный объём под обычное вооружение, так что шансы равны).
0П <- 00 (-1)
Общая сумма 0
0Л <- ЛП (-1)
0Л <-> 0П (0)
0Л -> 00 (+1)
Общая сумма 0
00 <- ЛП (-1)
00 <- 0Л (-1)
00 -> 0П (+1)
Общая сумма -1
Получается, что воюющим сторонам в такой вселенной выгоднее всё же строить в основном корабли типа ПЛ - держа три остальных класса в меньших количествах - "на всякий случай" и для всяких хитрых тактических комбинаций.
И что получается? Сходятся две эскадры, долго и утомительно лупят друг друга в хвост и в гриву обычным оружием - а их главное оружие, занимающее две трети корабля - весь бой висит мёртвым грузом, поскольку блокируется таким же не стреляющим хламом на вражеском корабле.
Это не ситуация "ядерного паритета", какая имела место в нашем мире - перед икс-лучом никакого мистического страха нет, его применение не повлечёт за собой эскалации конфликта, включения в него новых сторон или перехода войны на более жестокий уровень. Обе стороны и рады бы пострелять главным калибром - да возможности нет. Но и убрать эту дрянь с корабля никак нельзя - противник тут же воспользуется.
Кстати, пришло в голову, что поскольку корабль с лучом легко уничтожает заметно превосходящее количество кораблей без поля - оптимальным будет неоднородное соединение. Скажем 9*0П + 1*ЛП. При встрече с равным количеством кораблей конструкции:
0Л - уничтожают лучом и обычным оружием
00 - уничтожают лучом
0П - проигрывают в обычном вооружении, но крайне незначительно (соотношение в силах 19/20)
ЛП - уничтожают подавляющим превосходством в обычном вооружении
Разумеется, это условное обозначение, и вместо луча могут быть, к примеру, сверхмощные ракеты, а вместо поля - сверхнадёжная ПРО. Или (хотя это несколько сложнее загнать в концепцию по техническим причинам) - стеллс-система и детектор, позволяющий этот стеллс обнаруживать. Или телепортер и устройство, блокирующее телепортацию... Важно, что у нас есть "суперкопьё, которое пробивает всё, кроме суперщита" и "суперщит, который не отражает ничего, кроме суперкопья". При том то и другое отжирает кучу ресурсов... и практически не используется в большинстве реальных сражений.
Кто-нибудь может назвать примеры таких сочетаний в фантастических сеттингах? Мне на ум приходит только парочка "маг и антимаг" (жандармы-"варвары" из "Мага в законе" Олдей, парии из Вархаммера, бойцы школы Китано у Панова, Юужань-вонги из Расширенной Вселенной Звёздных Войн, Морд-Сит у Гудкайнда).
космоопера,
фантастоведение,
поиск,
идеи