Полный текст здесь:
Солярис, Ницше, невозможное богословие и другие головоломки. Горизонты этики Этот этюд - о некоторых вопросах философии этики. Здесь нет систематического изложения в настоящем смысле этого слова. Более того, сама возможность такого систематического подхода ставится под сомнение. Однако определенное единство темы все-таки
(
Read more... )
Comments 84
Reply
Более того, ставя сакральное выше этического, Вы пользуетесь этическим приемом расстановки приоритетов и властных отношений. Вы привели эту пару внутрь этической сферы, чтобы по ее законам рассудить их? И своими руками утвердить безусловную судебную власть этического?
Reply
Reply
Вторую - нет. Прислушайтесь внимательно, к такого рода суждениям в эстетике - "высокое", "благородное", "совершенное", "уродливое", "безвкусное"... Это - этика в чистом виде. Используя эти слова, вы указывает свои предпочтения, вы указываете, чтобы вы хотели видеть, а от чего следует избавться. Но в эстетическом переживании вы охвачены содержаним, а не хвалите или осуждаете произведение по сравнению с чем-то.
Может быть так будет лучше сказать - в искусстве нет иерархии, нет главных и второстепеных, значимых и случайных.
Reply
Связь личной мотивации с социумом у Вас "по умолчанию" каузальная. А что, если тут не каузальность срабатывает, а когерентность - резонансная взаимоподдержка индивидуальных мотиваций? К такой версии можно прийти, если задаться вопросом: а социум-то откуда взялся?! Общности территории, даже генетической общности для образования оного недостаточно. Мне как бывшему физику на ум приходит аналогия с химической связью, сверхпроводимостью, лазерным эффектом - явлениями, объясняемыми все той же когерентностью.
Reply
Но уж точно не каузальность.
Reply
Да вот он, сын того народа, с Вами нынче беседует!
"Разве у него были предки, которые охотились, корчевали пни под пашни, приручали лошадей, умирали от болезней, заключали договора с ненадежными соседями, ставили часовых, чтобы ждать врага? Где та смертельная опасность, от которой он должен был отбиваться ежесекундно, не зная отдыха? Если всей этой истории у него не было - а из нее и рождается нравственная сфера - то как же этого бога можно отличить от индифферентного потока бытия, скользящего мимо человека или сквозь человека?"
Нашел бы что возразить...но решил, что лучше меня Вам ответит автор вышеупомянутой книги. Если верстка до Вас дойдет, прочтите "Язык пламени" - этот текст я поставил в начало монографии.
Reply
Reply
Reply
событие "вписывается" в наши априорные установки. То есть, в миф. Словом этим я называю все то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Можно ли миф поставить в самое начало, как прото-ментальность? Не знаю. Рациональность современного мышления тоже миф, если речь заходит об отдельном человеке. Одних только политических и идеологических мифов предостаточно. Отелимы ли эти виды мышления друг от друга ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment