История строительства вокзала "Новосибирск-Главный". Part I

Jan 11, 2010 23:02



Новосибирск-Главный - крупнейшая пассажирская железнодорожная станция в Новосибирске и Новосибирской области, а также железнодорожный вокзал на указанной станции. Привокзальная площадь названа именем Гарина-Михайловского. По официальной версии именно ему принадлежит заслуга в определении местоположения железнодорожного моста через Обь, сразу же после начала строительства которого возник поселок, превратившийся сегодня в Новосибирск.




Вокзал станции Обь. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1896-1906 гг



Среди первых сооружений города была станция Обь. Здесь в 1893 году построили вокзал для пассажиров пятого класса. ,



В 1897 году был выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом





Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1909-1917 гг

В 1906 году к деревянному зданию пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году ещё одну.
Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 миллионов пудов в 1897 году к 1907 году он увеличился до 11,2 миллионов пудов. Станцию Обь в 1909 году переименовали в Ново-Николаевск.



Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1915-1917 гг.



В 1926 году станцию переименовывают в Новосибирск

После революции началось развитие Сибири и в связи с этим бурный рост города. Возникла необходимость в строительстве нового вокзала. В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции «Новосибирск-Главный»



Проект вокзала Новосибирск-гл. 1930 гг.
Жюри конкурса состояло из ведущих зодчих страны под председательством академика архитектуры А.В.Щусева







На конкурс поступило 45 проектов, из которых в марте 1930 года 13 проектов были премированы жюри.



Лучшим был признан проект под девизом: «Прямое движение» архитектора Н.Г. Волошинова.



Здание вокзала в этом проекте представляло собой вокзал «прибрежного типа», состоящий из прямоугольного корпуса, расположенного вдоль путей и большого конкорса над путями длиной 90 метров с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам.



Но Новосибирский горсовет и общественность города представленный проект встретили жесткой критикой и предложением внести в него целый ряд изменений.



Так как архитектором Волошиновым эти пожелания полностью во внимание приняты не были, президиум Новосибирского горсовета от 29 декабря 1930 года вынес постановление о необходимости переработать внешнее оформление здания вокзала с учетом выставленного в конкурсном задании требования.



Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г



"Сибстройпуть" по собственной инициативе осуществил изменение проекта и в переработанном виде проект рассматривался в Городской планировочной комиссии 26 декабря 1931 года.



К дальнейшему проектированию здания привлечен архитектор Б.А.Гордеев с группой архитекторов.



В результате переделок проекта и исправлений в ходе строительства окончательно утрачивается функционально-планировочная схема проекта Н.Г.Волошинова.



Из проекта устраняются ресторан, зал ожидания и проходы к лестницам-спускам на посадочные пассажирские платформы, которые размещались на конкорсе над станционными путями.



То, что являлось основополагающим в проекте архитектора Волошинова,- кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами, в значительной мере утеряны.



28 мая 1931 г. Вид строительной площадки

По обновленному рабочему проекту в 1931 году заложены фундаменты здания. Планировалось закончить строительство здания вокзала за период 1931-1933 гг.



15 июля 1931 г.

Но инженерно-техническими работниками и руководством треста Сибстройпуть в рабочем проекте "Гипротранса" был обнаружен ряд просчетов. В результате сроки строительства были значительно увеличены.





Вывозка земли (Лето 1931)



Фундамент здания вокзала



Перекрытие над подвалом. Вид с юга (Декабрь 1934)



Вид с юго-востока (Март 1935)



Армирование перекрытия над подвалом башни. (Май 1935)



Выемка грунта под строительство площадки для вокзала (Май 1935)



Кладка подпорной стены



Вид с юго-запада (Июнь 1935)





Вид с юго-востока (Август 1935)





Опалубка железобетонного каркаса восточной стороны здания (1937 год)





Железобетонное арочное покрытие средней части здания. (Июль 1937)



Бетонирование арки (Сентябрь 1937)



Группа ИТР строительства вокзала.



Кулаков А.П. - главный инженер



Носков И.А. - старший прораб



Группа коллектива строительства вокзала и стройучастка



Люстра



25 января 1939 года Государственная комиссия приняла здание железнодорожного вокзала в эксплуатацию.



В итоговом проекте центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.





Кассы операционного зала



Правительственная комната



Входные двери в красноармейский зал



Капитель



Комната матери и ребенка





Ресторан. 70-е















За предоставленный материал благодарю Музей истории Западно-Сибирской железной дороги

1. Вокзал "Новосибирск-Главный". История строительства
2. Вокзал "Новосибирск-Главный". Интерьеры вокзала
3. Вокзал "Новосибирск-Главный". Крыша вокзала
4. Вокзал "Новосибирск-Главный". Территория станции
5. Пассажирское вагонное депо ЛВЧД-7

На главную страницу
Поиск по сайту

history

Previous post Next post
Up