Новосибирск-Главный - крупнейшая пассажирская железнодорожная станция в Новосибирске и Новосибирской области, а также железнодорожный вокзал на указанной станции. Привокзальная площадь названа именем Гарина-Михайловского. По официальной версии именно ему принадлежит заслуга в определении местоположения железнодорожного моста через Обь, сразу же после начала строительства которого возник поселок, превратившийся сегодня в Новосибирск.
Вокзал станции Обь. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1896-1906 гг
Среди первых сооружений города была станция Обь. Здесь в 1893 году построили вокзал для пассажиров пятого класса. ,
В 1897 году был выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом
Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1909-1917 гг
В 1906 году к деревянному зданию пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году ещё одну.
Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 миллионов пудов в 1897 году к 1907 году он увеличился до 11,2 миллионов пудов. Станцию Обь в 1909 году переименовали в Ново-Николаевск.
Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1915-1917 гг.
В 1926 году станцию переименовывают в Новосибирск
После революции началось развитие Сибири и в связи с этим бурный рост города. Возникла необходимость в строительстве нового вокзала. В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции «Новосибирск-Главный»
Проект вокзала Новосибирск-гл. 1930 гг.
Жюри конкурса состояло из ведущих зодчих страны под председательством академика архитектуры А.В.Щусева
На конкурс поступило 45 проектов, из которых в марте 1930 года 13 проектов были премированы жюри.
Лучшим был признан проект под девизом: «Прямое движение» архитектора Н.Г. Волошинова.
Здание вокзала в этом проекте представляло собой вокзал «прибрежного типа», состоящий из прямоугольного корпуса, расположенного вдоль путей и большого конкорса над путями длиной 90 метров с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам.
Но Новосибирский горсовет и общественность города представленный проект встретили жесткой критикой и предложением внести в него целый ряд изменений.
Так как архитектором Волошиновым эти пожелания полностью во внимание приняты не были, президиум Новосибирского горсовета от 29 декабря 1930 года вынес постановление о необходимости переработать внешнее оформление здания вокзала с учетом выставленного в конкурсном задании требования.
Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г
"Сибстройпуть" по собственной инициативе осуществил изменение проекта и в переработанном виде проект рассматривался в Городской планировочной комиссии 26 декабря 1931 года.
К дальнейшему проектированию здания привлечен архитектор Б.А.Гордеев с группой архитекторов.
В результате переделок проекта и исправлений в ходе строительства окончательно утрачивается функционально-планировочная схема проекта Н.Г.Волошинова.
Из проекта устраняются ресторан, зал ожидания и проходы к лестницам-спускам на посадочные пассажирские платформы, которые размещались на конкорсе над станционными путями.
То, что являлось основополагающим в проекте архитектора Волошинова,- кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами, в значительной мере утеряны.
28 мая 1931 г. Вид строительной площадки
По обновленному рабочему проекту в 1931 году заложены фундаменты здания. Планировалось закончить строительство здания вокзала за период 1931-1933 гг.
15 июля 1931 г.
Но инженерно-техническими работниками и руководством треста Сибстройпуть в рабочем проекте "Гипротранса" был обнаружен ряд просчетов. В результате сроки строительства были значительно увеличены.
Вывозка земли (Лето 1931)
Фундамент здания вокзала
Перекрытие над подвалом. Вид с юга (Декабрь 1934)
Вид с юго-востока (Март 1935)
Армирование перекрытия над подвалом башни. (Май 1935)
Выемка грунта под строительство площадки для вокзала (Май 1935)
Кладка подпорной стены
Вид с юго-запада (Июнь 1935)
Вид с юго-востока (Август 1935)
Опалубка железобетонного каркаса восточной стороны здания (1937 год)
Железобетонное арочное покрытие средней части здания. (Июль 1937)
Бетонирование арки (Сентябрь 1937)
Группа ИТР строительства вокзала.
Кулаков А.П. - главный инженер
Носков И.А. - старший прораб
Группа коллектива строительства вокзала и стройучастка
Люстра
25 января 1939 года Государственная комиссия приняла здание железнодорожного вокзала в эксплуатацию.
В итоговом проекте центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.
Кассы операционного зала
Правительственная комната
Входные двери в красноармейский зал
Капитель
Комната матери и ребенка
Ресторан. 70-е
За предоставленный материал благодарю
Музей истории Западно-Сибирской железной дороги 1.
Вокзал "Новосибирск-Главный". История строительства2.
Вокзал "Новосибирск-Главный". Интерьеры вокзала3.
Вокзал "Новосибирск-Главный". Крыша вокзала4.
Вокзал "Новосибирск-Главный". Территория станции5.
Пассажирское вагонное депо ЛВЧД-7 На главную страницу Поиск по сайту