Политик, наделённый волей и выдержкой, располагающий ресурсами огромной страны и прочной системой союзников, потерпит неудачу, если он не распознал характер своего времени.
Шарль де Голь
Сетецентрическая война, сетецентрические действия или концепция США "Сетевая война" (далее КСВ) значительно активизировала теорию и практику военного дела в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Стоит отметить, что существуют как минимум три различные оценки сущности КСВ.
Одни военные эксперты считают, что из-за неограниченных возможностей США по обмену информацией, максимального расширения форм производства этой информации, необходимого доступа к ней и её распределения, наличия обратной связи, данная концепция определяет способы подготовки и проведения различных "цветных революций". Предполагается, что центральной задачей сетевых войн "является совокупность действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны. То есть, это означает заведомое установление полного и абсолютного контроля над всеми участниками актуальных или возможных боевых действий и тотальное манипулирование ими во всех ситуациях - и тогда, когда война ведётся, и тогда, когда она назревает, и тогда, когда царит мир" (смотрите Дугин А.Г. "Независимое военное обозрение" 25.11. 2005 года).
Вторые, домысливая, уверяют, что данная концепция определяет способ применения войск (сил). Полагаю, что они опережают наших заокеанских коллег в развитии этой теории. В военном искусстве, при наличии информации и средств для её реализации, уже давно применялось и глубокое огневое поражение, и действия обходящих (маневренных) групп. В частности, способ ведения боевых действий американцами в 2003 г. в Ираке, оригинален, но в военном искусстве не является чем-то новым. На рисунке 1 представлено содержание действий немецких войск в ходе операции "Тайфун" под Москвой (1941 год) и действий антииракской коалиции в операции "Свобода Ираку" (2003 год).
Рисунок 1 - Эволюция форм ведения военных действий: от "глубокой операции" к "центрально-сетевой операции"
Основное отличие этих операций заключается только в том, что современные средства вооружённой борьбы позволили увеличить темп ведения операции. В данном случае работает закон зависимости форм и способов вооружённой борьбы от средств её ведения (далее Закон). В настоящее время ведущие иностранные государства интенсивно занимаются развитием материальной основы войны, создавая и развивая средства поражения и управления войсками, совершенствуют организационные структуры формирований, повышая их мобильность. При этом я полагаю, что появление новых форм и способов ведения военных действий происходит как само собой разумеющееся.
В российской армии всё делается ровным счётом наоборот. Игнорируя уже упомянутый Закон, мы пытаемся опередить всех в развитии теории ведения боевых действий - "Центрально-сетевых операций". При этом, в условиях отсутствия материальной основы для реализации этой теории, разрабатывая её "всенародно", на принципах гласности, предполагаю, что мы оказываем противоположной стороне неоценимую услугу, нарабатывая действенные принципы ведения этих операций - именно то, что им необходимо сейчас и что они могут полноценно реализовать уже в ближайшее время. Третьи же утверждают, что смысл сетевого принципа в том, что главным элементом всей модели является обмен информацией, а основное содержание концепции "сетецентрическая война" есть изменение способов управления войсками (силами). Думаю, что данное утверждение наиболее близко к "американской истине".
Очевидно, что изменения возможностей средств вооружённой борьбы, в том числе и управления, формируют новые условия подготовки (в полном смысле этого понятия) и новые условия ведения военных действий.
Наиболее значимым фактором является увеличение с трёх до пяти сфер борьбы. Так к земле, воде и воздуху добавились космос и сфера информации. Изменения условий объективно (то есть независимо ни от кого) должны повлиять:
- на цели военных действий, перечень и содержание задач, посредством которых эти цели достигаются;
- на формы и способы применения войск (сил) при решении этих задач, на порядок планирования их выполнения;
- на развитие и эффективность систем поражения противника, на управление войсками (силами) и оружием.
Кроме того, постоянно повышаются требования к оперативности управления войсками.
На рисунке 2 обозначен пример зависимости времени цикла управления от возможностей средств обработки и передачи информации.
Рисунок 2 - Влияние эволюции средств передачи информации на оперативность принятия и реализации решения
На сегодняшний день Пентагон, следуя вышеупомянутому Закону, внедряет новые информационные технологии в военное дело. Изменив материально-техническую основу системы управления, адаптируя её к целям и задачам военных действий, а также к порядку планирования их решения, американцы неминуемо должны были выйти на вышеупомянутую концепцию сетецентрических войн.
В Вооружённых Силах Российской Федерации со времён Великой Отечественной войны, когда обмен информацией ограничивался радио, телефонной и телеграфной связью, а решения задач управления войсками при подготовке и в ходе боевых действий возможностями человека, ничего не изменилось.