Воспоминания Анатолия Елисеева в новом номере журнала "ХиП"

Oct 08, 2013 14:45

Статья опубликована в 18-м номере журнала "ХиП" (Художник и писатель в детской книге")

Анатолий Михайлович Елисеев
Народный художник России Анатолий Михайлович Елисеев - один из родоначальников советской «весёлой книги», столь любимой детьми прошлых десятилетий. Он окончил Полиграфический институт в 1953 году, а работать в детской книге начал ещё на студенческой скамье. Больше чем за полвека иллюстрировал немыслимое количество сказок, потешек, прибауток, Пушкина, А. Толстого, Ершова, Шергина, за что имел признательные дипломы отечественных конкурсов. А ещё целое последнее десятилетие 20 века главным художником сочинял Елисеев сказочный облик литературного журнала для маленьких «Жили-были», заказывал картинки самым маститым, талантливым и остроумным. Но, увы, нынешнее безразличие к культуре детства погубило журнал, для него не нашлось средств, как и для замечательного Музея сказки в Серебряническом переулке на Яузе, где Елисеев давал волю своей неуёмной фантазии остроумца. Сейчас ему 83 года, он не перестаёт что-то придумывать, шутить, рисовать и - издаваться. Не так давно вышли «Приключения барона Мюнхгаузена» с его лихими иллюстрациями, «Сказка о молодильных яблоках» А. Толстого. Только что Анатолий Михайлович закончил иллюстрировать сказку в прозе Корнея Чуковского «Собачье царство», разысканную в анналах истории издательством «Оникс». Конечно, очень смешную.
Публикацией его воспоминаний мы продолжаем серию размышлений о детстве известных писателей и художников.

ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ
С прискорбием замечая, как дряхлеет рюкзачок моей памяти и из него высыпаются и исчезают события, лица, встречи, я понял, что всего прожитого складно мне не рассказать. Но иногда что­то вдруг вспыхнет в памяти, озарит минувшее, и засветятся лица молодой мамы и отца, зазвенит детский смех моих сестричек, ныне пенсионерок.
Поэтому и название...
Посреди весны, как раз 15 апреля 1930 года в Верхние Сыромятники, что у Курского вокзала, во дворик с земляным покрытием, окружённый двумя облупленными двухэтажками, каменным забором и дощатыми сарайчиками, минуя бочки, сломанные ящики, рваные рогожи, вошла моя мама, покачивая свёрток, перевязанный ленточкой. Я это видеть не мог, поскольку в этот торжественный момент находился в том самом свёртке.
И первые воспоминания вовсе не мои, а моих старших сестричек - это они рассказывали, как меня, упакованного в тулуп, катали на чьих­то тяжеленных санках. Я выпал из них и без плача и писка из сугроба наблюдал, как они ещё долго таскали по двору пустые сани. Как однажды я упал со стула и тихо лежал, пока меня не подобрали и снова не посадили на стул... Они вспоминали с укором, удивляясь, как это меня, такого спокойного, угораздило превратиться в отпетого обормота.
В те годы двор был полнокровным государством, со строгими границами и чёткими понятиями «с нашего двора», «с чужого», со своими законами и обычаями. Помню мы, карапузы, выходили в наш двор с огромными ломтями хлеба, посыпанного у кого солью, у кого песочком, а Рыба со второго этажа выходил с ломтём, политым вареньем. Парад ломтей переходил в осторожное ощупывание взглядом соседних ломтей, а затем начинался второй акт: «Дай куснуть». Все кусали, вдумчиво жевали и одобрительно кивали головами. Что это было? То ли недоразвитая пролетарская солидарность, то ли кусательный инстинкт, всплывший ещё из хвостатого прошлого?
Двор наш был маленький, загромождённый самой разнообразной тарой: задняя дверь магазина выходила на нашу площадку. Бочки с капустой и огурцами уживались с дырявыми корзинами, на обглоданных досках отдыхали драные рогожи. Для нас, пацанов, всё это превращалось в дворцы, крепости, пароходы. Пять минут - и на новом могучем ледоколе мы плыли спасать челюскинцев или на льдине из досок и рогожи дрейфовали вместе с Папаниным. Среди развешанного белья мы целыми днями строили, воевали, догоняли, перепрыгивали, пока мамаши не высовывались из окон и не кричали:
- Вася, домой! Петя, Игорь, обедать!
Истинным общим домом был двор, и в квартиру с печками, с двумя малюсенькими комнатами мы забегали только поесть да выспаться.
Дом был какой­то непоправдашний: явно он выглядел иначе до того, как турнули купчину толстопузого, и хваткий крестьянский ум начал приспосабливать город для своего многолюдья, перегораживая комнаты, обживая коридоры, прорубая входы во вновь образовавшиеся квартирки, загромождал их сундуками, узлами и бесчисленными чемоданами, запихивая их под кровати и вздымая под самый потолок, на шкафы.

Наша кухня, одной стеной примыкавшая к магазинному складу, была без окон, мрачная, но довольно большая; чем и кому она служила прежде - осталось во тьме прошлого. В наши дни она обзавелась пандусом с лестницей на второй этаж в обиталище колдуна, угрюмого, необщительного милиционера (потому и колдуна).
И вот эта кухня, пропахшая керосином и сто раз выкипевшими щами, кухня, где дверь туалета касалась стола с керосинками и примусами, где, выходя из комнаты, можно было встретиться с равнодушным взглядом здоровенной крысы, отдыхающей меж кастрюль, - эта кухня однажды озарилась, засияла, запламенела высоким искусством.
С вечера моя старшая сестра, старшая из всех трёх, бегала, не замечая нас, мелюзгу, с кем­то шепталась, таскала какие­то свёртки и прятала их на кухне, сосредоточенные мальчишки волокли табуретки, стулья. Готовилось что­то таинственное, не похожее ни на какие наши игры. Мы почему­то заговорили шёпотом: таинство требует почтения, неуместным жестом, грубым словом можно его спугнуть. Спать мы пошли на цыпочках.
И вот тихо подкрались новые сумерки. У дверей кухни замелькали пацаны из соседнего двора, кое­кто из взрослых присел на лавочку у наших окон, на кухне чем­то громыхали, что­то роняли, над чем­то смеялись, и...
Дверь распахнулась. Мамочка! Полкухни закрывала простыня. Перед ней в четыре ряда стояли стулья, табуретки, лавочка. «Зал» заполнился. Полный аншлаг. Заняты все пятнадцать мест, двоим даже не хватило. Тишина, совсем не кухонная, уткнулась в простыню.
И моя сестра - моя! - потянула занавес, и он, роняя бельевые прищепки, поплыл в сторону керосинок. Сцена открылась.
На табуретке сидел Петька. Но, боже мой, как он преобразился! И вовсе это был не Петька. У этого были огромные усы из мочалки, на голове шляпа, побывавшая и в Париже, и на помойке, но как она изменила, как украсила Петюху - не узнать! А он, актёрище, ещё держал в зубах козью ножку размером с хороший фужер. Невероятное было зрелище: вроде он, но не он.
Такого хохота наша кухня, отродясь, не слыхала. Все возбуждённо тыкали пальцами на сцену, теребили соседей: «Гляди, что творят!»
Вдруг из­под лестницы, из­за тёмной занавески вывалился вовсе не знакомый парень в тюбетейке, в халате до пят, с чёрной бородищей - в те поры матрасы набивались конским волосом. Он протопал к курильщику, размахнулся изо всех сил и отвесил ему оплеуху, понарошку. Тот зашатался, смешно замахал руками, и, охая, пошёл кругами по сцене, наконец свалился, задрав ноги, как будто и правда, от боли. Но мы­то понимали: это он нарочно, для нас, чтобы посмешней. Здорово у Петюхи получилось.
Подрыгал он, подрыгал ногами, потом вскочил, схватил этого в тюбетейке и стал его куда­то тащить, но тюбетейка тоже смешно отбивался, пока наконец не вышел Игорь. Он был старше всех и выше, а теперь и толще в сто раз; из­за огромного пухового живота его голова еле виднелась, высовывалось только такое свирепое лицо, такие чёрные­пречёрные сдвинутые брови, что всем до смешного стало страшно.
И тут Петька заговорил стихами, выкрикивая отдельные слова, как будто перед ним был не Игорь в подушках, а целый полк стоял в чистом поле. Потом он опять сел на стул, опять его наградили оплеухой, опять он потащил обидчика, снова из­под лестницы выскочил грозный толстяк... Умора! Общий хохот.
Недели две мы вспоминали представление, передразнивая то Петьку с козьей ножкой, то татарина с бородой, то старосту с подушками на животе. Было здорово весело, пацаны­представляльщики снисходительно хихикали и покровительственно похлопывали нас по спинам: мы ещё и не такое покажем!..
Всех, наверное, тянет в родные места, но это сладкое чувство как­то вяло тревожит дальние уголки нашей души. Однажды я сказал себе: «Надо!» И поехал в Верхние Сыромятники.
Конечно, никаких уютных двориков и домишек я там не обнаружил. Не грохотали по брусчатке самокаты на подшипниках, не бегали пацаны за металлическими обручами от бочек, да и самих бочек было не видно. Не слышалось криков «Старьё берём!», «Точу ножи­ножницы!», не ходили девчонки в фартучках, облизывая мороженое в вафлях по три копейки, а то и громадное, за целых пять.
Огромный дом, утыканный окнами, влез на наши дворики - ни складочки, ни сучка, ни задоринки, и не стукнет никому в голову крикнуть в эти бесчисленные окна: «Колян! Выходи!»
Наш маленький тесный дворик не выпускал на улицу детишек до пяти­шести лет, только со старшими, а у меня их было трое. Иногда сёстры выводили меня в сквер с пышными деревьями и густым кустарником. Он рос против наших ворот - улицу перейти, пять­шесть метров. Машины, конечно, ездили - раза три в сутки, но всё равно, одному нельзя. Через улицу они меня переводили, но тут же меня бросали и исчезали в своих не ведомых мне играх.
Одному везде страшно, а тут кусты, да кто­то в них шевелится. Я, конечно, понимал, что там разбойники, и охотятся они на принцессу, но всякое может случиться, одному как­то неуютно, тревожно, а дождаться, посмотреть хочется. Как они выскочат, окружат карету, кучер их кнутом, они этим кнутом кучера свяжут, а тут, откуда ни возьмись, принц с ружьём, и ну их колотить по их дурацким шляпам, тогда они опять в кусты и выведут оттуда здоровенного усатого атамана. У него шпага три метра, и все пули отбивает, тогда принц...
Тут старшие берут меня за руки, тащат домой... Всё, наигрались.
И вот я стою у этого скверика, а там три деревца и хилый кустик - где, где пышный сад и громадные деревья? Ну, хорошо, я вырос, и деревья не кажутся такими большими, но не настолько же, - что же они такие голые, чем же тогда, какими ветками и листьями они были украшены? Какая поросль скрывала принцесс и разбойников, и кто этот тайный мир умудрился спрятать за жалкий кустик? Кому удалось приворожить пяти­шестилетнего мальчишку к этим зарослям, да так, что десятки лет я носил в себе чары этого сада?
Сожрала громадина миллионоокная милые облупленные двухэтажки, наши дворики с бригантинами и папанинскими льдинами, с лабиринтом из веревок с бельём, пропитавшимся солнцем; куда скрылись потаённые уголки, закуточки, норки, куда приткнуться, где призадуматься, а то робко и сладостно помечтать о несбыточном? Но я всё равно знаю: сад был, и он остался с нами, теми, просто его заслонили годы и этот самодовольный домище.
Дворовые стаи в те поры были пёстры, особенно в маленьких дворах. В больших они делились по возрасту. У нас старший был в два раза выше меня. Побежал старший - и все за ним. Куда, зачем - неважно. Важно не отбиться от стаи. Кругом чужие дворы, чужие пацаны. Однажды наши большие вдруг стали обмениваться многозначительными взглядами, оглядываться, перешёптываться... Мы, малявки, только вертели головами: что­то готовилось. Как только начало темнеть, мы привычно сгрудились у лавочки, ожидая баек от старших, но атаман лишь процедил: «Тихо!», и все замолкли. Наконец из подворотни появился, постоянно оглядываясь, пацан, видимо, разведчик, тихо свистнул, и стая сорвалась с лавки, облепила бочку с огурцами, давно стоявшую в нашем дворе, и буквально разодрала её. Я же никак не мог дотянуться до края бочки, кто­то подхватил, приподнял меня, и я успел ухватить один огурец.
Бегство было молниеносным. Секунда, и двор опустел. Я вбежал в комнату и - сразу под кровать. В руках у меня была добыча - здоровенный плоский огурец. Я помню его до сих пор. Зелень почти сползла с него, появились охристые пятна, на конец огурца наплыла какая­то беловатая слизь. Резкий запах рассола поплыл из­под кровати в комнату.
Найдут - и мне конец. Вот сейчас я увижу сапоги, и строгий милицейский голос прикажет:
- Марш в тюрьму!
Что будет с родителями? Мать меня убьёт, про отца даже страшно подумать.
Не знаю, чем в те поры занималась милиция, но ограбление бочки она проморгала. Никого не замели, никого не упекли; и только огурец, несчастная жертва разбоя, иногда нагло вставал перед глазами и терзал мою неокрепшую пиратскую совесть.
Кроме разбоя, были и другие развлечения. Моя самая старшая сестра, мастер вздыхать на Луну и печалиться, учила меня стихам. Читать в пять лет я не умел, так что запоминал стихи со слуха. Всех удивляли не стихи и не с какой страстью я их читал, а как такие длинные мог запомнить этот шпингалет. Меня ставили на стул, и я долго мучил гостей своей памятью. Мучился и сам, ощущая искусственность навязанного. Смысла стихов тогдашних поэтов я не понимал, но состояние тревоги будоражило воображение, ощущение опасности волновало:

Страшно трещат барабаны.
- Что это, мама, скажи?
- Дети, вставать ещё рано...

Как­то родители взяли меня с собой в гости, видно, к особе значительной. У нас в доме книжек с картинками я не помню, а тут меня отвели в отдельную комнату с игрушками и книжками, оставили одного на пушистом ковре за закрытой дверью. Хозяйский отпрыск, видимо, отсутствовал.
Я первый раз в жизни взял большую, просто огромную книгу. Цветную. Тоже впервые я лёг, нет, не лёг на ковёр, а опустился и сладостно растворился в нём. С трепетом я раскрыл книгу посередине. Цвет, небывало яркий, переливался, сверкал по всему развороту. Рисованные обезьянки прибивали солнце к небу, а здоровенный крокодил мешал им, угрожал широко раскрытой пастью.
Я сразу принял сторону обезьянок. Большая их часть из­за крокодила не могла подняться на высокую пальму, чтобы помочь, поддержать, примостить, приладить солнышко к небу. Надо было как­то обхитрить этого зверюгу, запутать, чтобы успеть перебежать на ту страницу с пальмой, чтобы он никого не укусил, надо незаметно привязать ему хвост…
Когда я в дрёме под звяканье трамвая подъезжал к дому, я так и не догадался, как одолеть зубастое чудовище, и жалел, что не перелистнул больше ни одной страницы той чудесной книги.
(Продолжение следует)







Все записи воспоминаний Анатолия Елисеева на видео
Комментарии и новые эпизоды в процессе обсуждения и рождения будущей книги "Зарницы памяти": о съемках в кино у Бориса Бабочкина, работе в журнале "Физкультура и спорт" и зарождении театра "Современник", дружбе с Виктором Сергачевым, и о многом другом.
Беседуют Юрий и Евгений Курнешовы
Съемка - Евгений Курнешов, 6.06.2013 г.:

image Click to view

наши журналы, ХиП, Елисеев

Previous post Next post
Up