9 июля
Снова дождь. Ну и ладно, мы уже привыкли. Сегодня нам дождь по барабану, потому что мы всё равно собирались завалиться на весь день в музей.
Государственные музеи в Лондоне как бы бесплатны. Этот обычай ввела королева Виктория, направив на культурное развитие средства от Всемирной Выставки.
Почему как бы?
Ну потому, что в музее повсеместно стоят "копилочки" для пожертвований, причем сумма пожертвования написана рядом. Аудиогид недешевый. План музея вроде бесплатный, но рядом тоже копилочка с расценками. Однако всё на добровльной основе! (Кстати, билет в Тауэр стоит 21 фунт, из них 19 сам билет, а 2 - тоже добровольное пожертвование, можно сказать кассиру "No donation" и не платить, ругать, наверное, не будут).
Так что кто платить не хочет или не может, волен гулять по музею совершенно бесплатно, никто за donations не следит. Рюкзак можно оставить в камере хранения, там тоже копилочка :)
В музее есть экспресс-кафе, просто кафе (посерьезнне) и что-то типа столовой. Так что вполне можно забуриться туда на весь день и, не выходя вообще, осмотреть всё, она не такая большая, как Эрмитаж или, скажем, Лувр.
(В кафе очень вкусная выпечка, по крайней мере та, что несладкая. На кассе нас обслуживал улыбчивый афроангличанин. Стандартный вопрос "Откуда вы?" Стандартный ответ "Из Израиля". Обычно за этим следуют два стандартных варианта реакции: "Оооо, у меня там родственники!" и просто "Оооо". Этот отреагировал несколько нестандартно: "Оооо. Так вы евреи?")
В кафе национальной галереи. За левым плечом Алика виден тот самый кассир.
Мы взяли аудиогид, он у них очень хороший на русском языке и рассказывает о
30 "must see" картинах, интересно.
Уродливая герцогиня, Квентин Массейс
Картина написана в 1513 году. Понятное дело, это не портрет, а карикатура, идея состояла в том, чтобы нарисовать все черты лица "от противного" по отношению к законам красоты.
Предполагается, что Массейс использовал в качестве источника вдохновения тот же рисунок, который впечатлил в свое время Леонардо.
Но вот мне кажется, что он просто раскрасил рисунок Леонардо. И дал девушке в руки цветочек, чтобы смешнее было. Ну в общем, картина завораживает, конечно, но плагиат же налицо? Или на лице... Когда Массейс это рисовал, Леонардо уже умер.
Мадам Муатессье, Жан Огюст Доминик Энгр, 1842 - 1856
Как вы догадываетесь, годы, указанные после автора, - не годы его жизни, а просто он писал эту картину 12 лет. Неудивительно, учитывая, что он вообще ее не хотел писать с самого начала. Его упросили хотя бы посмотреть на модель, он посмотрел... и впечатлился. Сел за мольберт. Потом все-таки бросил. Через 7 лет заказчик (муж) начал спрашивать, где же, собственно, портрет любимой жены. Вздохнув тяжело-тяжело, художник вернулся к работе, и еще пять лет тянул кота за хвост. На картине должна была присутствовать дочь модели, милое дитя, но за время пути долгостроя детка выросла и перестала помещаться на холсте.
Мистер и миссис Эндрю, Томас Гейнсборо, 1750
Счастливые молодожены в своих владениях. История портрета практически обратна предыдущей. Видите непрокрашенное пятно на коленях юной супруги? Там тоже должен был быть младенец. Его планировалось добавить впоследствии, но что-то не срослось (а нечего было так быстро работать, эвона как, у одних дети вырастают в процессе позирования, а у других даже родиться не успевают). Вообще, позже он писал портреты для денег, а природу для души. Это ранний Гейнсборо, но тенденция уже видна, портрет заказной, конечно, но умище талантище-то куда девать...
Мадонна с гвоздикой, Рафаэль, 1506
Аудиоголос вкрадчиво намекает на еще какую-то, кроме материнской, связь ее с младенцем. "Дева Мария не только мать его, но и нареченная" - это Алик заметил, а я просто решила, что этот бред мне послышался. (Кто-нибудь, когда-нибудь, объясните мне уже, каким образом она осталась девой при муже-плотнике? Ну, предположим, утверждают, что ребенок был зачат непорочно до брака. А потом-то что? Она же и впоследствии, и после рождения ребенка, и после бегства от римлян, и потом тоже называется девой во всех источниках.) Картину галерея купила за 42 миллиона фунтов, и тут же поползли слухи, что это поздняя подделка. Провели тысячу экспертиз и решили, что все-таки настоящая, ну правда же, за такие деньги...
Венера и Марс, Сандро Ботичелли, 1485
Классика... Утомленный любовью мужчина отвернулся к стене и храпит, а девушка-то, похоже, была настроена поговорить. Картина нарисована по заказу семьи Веспуччи (Америго?) к свадьбе одного из детей, и она портретная. Интересные у людей были идеи, надо взять на заметку. По-моему, сообразуясь с нынешними нравами, это всё равно, что порнофильм снять с дублерами молодоженов в качестве подарка к свадьбе...
Самсон и Далила, Рубенс, 1609
Тут, понятное дело, библейский сюжет: Далила выпытала у Самсона секрет его силы, и, когда он уснул, позвала филистимилян, чтобы они отрезали ему волосы - источник его могущества. Опять уснул, не поговорив? Или, напротив, слишком много говорил? Девушке его явно жалко, и совершенно непонятно, зачем она с ним так. Причем, ничему его жизнь не научила! Он уже был женат прежде на другой филистимилянке, и она тоже некрасиво выдала его: "Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш". И после этого он сообщает женщине, что вся его сила в волосах? Точно не в мозгах...
Битва при Сан-Романо, Паоло Учелло, 1438-40
Я долго на нее смотрела, но так и не поняла, почему она в "топе". Всадники с зелеными лицами и деревянные плоские лошадки на переднем плане... Он, говорят, мастер перспективы, вон как слева внизу перспективно распростерся убитый воин. Нет, не понимаю.
Послы, Ганс Гольбейн Младший, 1533.
На картине изображены два молодых человека, посол Франции в Англии 29 лет от роду и его друг, 25 лет, тоже куда-то иногда посылаемый, а вообще он епископ (в 25 лет!) Выглядят они вполне солидными, соответственно своим знаниям и званиям, окружены предметами своей жизнедеятельности - и музыку они любят, и вон астрономию... а если наклонить голову немного влево и посмотреть внимательно, то валяющийся у них под ногами предмет предстает во всей красе: это странно деформированный череп. Такой вот ребус.
Будуар помпадур. Нет, Помпадур в будуар. То есть Мадам Помпадур за вышиванием, Франсуа Юбер Друэ, 1763-1764
Тут мадам 42 года, это последний год ее жизни. Умерла она то ли от застарелого туберкулеза, то ли от рака. При жизни художник успел написать только лицо, остальное доделывал после. Я не могу сказать, чем меня зацепила эта картина. Но какая-то заноза в ней есть...
Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434.
Вы думаете, что супруга Путина беременна? Я тоже так думала, но в данный момент нет, просто так раньше модно было.
На этой картине есть, возможно, мааааленький автопортрет ван Эйка, отражение в зеркале на стене. И вообще, она необычна именно прорисовкой мелких и мельчайших деталей и сложной игрой света а вовсе не как свидетельство того, что Путин, оказывается, в 15 веке был богатым купцом
А потом мы пообедали в таиландском ресторане и просто гуляли по медленно погружающемуся в сумерки Сохо.
Все магазины уже были закрыты, и постепенно загорались огни. И тут мы заметили забавную вещь.
Смотрите, как интересно посажены цветы в горшках на уровне окон второго этажа.
Ряд мелких белых цветов. За ним ряд синих цветов покрупнее. Следом ряд красных еще повыше. А за ними какие-то лиственные ёлочки. И под каждым окном такой горшок. На всех зданиях квартала. На всех-всех. И нигде ничего не засохло! Ну, собственно, если люди способны 200 лет подстригать газон каждые две недели, то ничего удивительного в одинаковых цветочных композициях, наверное, нет.
Это Алик разговаривает с Иланом. А над ним - те же горшки.
А это я слушаю гудок...
По дороге домой мы подумали, что, живя рядом с вокзалом Кинг Кросс, нельзя не заехать в Хогварц посетить знаменитую платформу.
На сегодня всё.