В последний день перед переездом на главный курорт Вьетнама Нячанг и началом пляжного разложения мы устроили обширную культурную программу - отправились в исторические местности
Ми-Шон находится в гористой местности примерно в 70 км от Хойана. Приехав туда рано утром на такси, мы избежали толп туристов, и смогли погулять в спокойной обстановке.
Ми-Шон был священным городом чамов - народа, жившего в центральном Вьетнаме в 8-16 веках. В настоящее время это единственный относительно неплохо сохранившийся чамский город. Однако и он серьёзно потрёпан временем и войнами.
Не Мачу-Пикчу, в общем. Но посмотреть интересно.
Оставшийся день мы провели в Хойане. В 16-18 веках это был главный торговый порт Вьетнама. Торговали в основном с Китаем, поэтому там жило очень много китайцев. Потом река, в устье которой находится Хойан, обмелела, а корабли стали больше, и перестали в неё помещаться. До начала 90-х гг. ХХ века он превратился в тихую деревню, которую даже не удосужились бомбить во время войны американцы. Около 20 лет назад про Хойан вспомнили, раскрутили его как туристический центр, и теперь это одна из основных достопримечательностей страны.
В настоящее время город живёт исключительно за счёт туристов. Впрочем, поскольку их очень много, внимание местных жителей распределяется на всех, и каждому достаётся не слишком обременительное его количество. Торговцы предлагают свой товар не более одного раза, так как иначе они не успеют предложить его всем, а велорикши не навязывают наперебой свои услуги, а спокойно дожидаются, когда они все вместе повезут организованную экскурсию.
В целом улицы города не произвели на нас большого впечатления (кроме, пожалуй, Японского моста).
Город скрывается за жёлтыми фасадами, пряча дворы с декоративными арками
и фонтанами
и трёхсотлетние дома со старинной мебелью
Ещё в Хойане можно посмотреть концерт вьетнамской народной музыки.
и посмотреть как делают разные сувениры, в том числе китайские вьетнамские фонарики.
Но в общем через несколько часов здесь становится довольно скучно. Тем более, что запрет на движение автомобилей в центре города не намного упростил пешее перемещение по нему - мотоциклы-то никто не запретил (да это во Вьетнаме и невозможно), и всё-равно приходится постоянно от них уворачиваться. Так что когда пришло время уезжать, мы не сожалели об этом.
Уезжали мы в курортный город Нячанг ночным автобусом. Ночной автобус во Вьетнаме выглядит следующим образом. От начала до конца автобуса идут три ряда кресел (вдоль стен и по центру), довольно широких и откидывающихся практически до лежачего состояния. Над каждым креслом есть ещё одно такое же сверху (по принципу полок в купейном вагоне). Плюс в проходах тоже организованы лежаче-сидячие места.
В принципе, если бы дороги и стиль вождения во Вьетнаме были бы как в Европе, это было бы довольно удобно. Но дороги там не как в Европе, а скорее как в России, а водят они я уже рассказывал как. Плюс при вьетнамском уровне гигиены постоянно опасаешься подхватить каких-нибудь насекомых (муравьи например в этих автобусах живут, и очень не хотелось проверять, живут ли в них вши). Поэтому поездка на таком автобусе состоит из постоянных забот как бы не прислониться к старой обивке кресла открытыми частями тела, как бы не свалиться с верхней полки при очередном крутом повороте и как бы остаться в живых, когда автобус идёт в обгон по встречной в глухом повороте и тормозит в пяти метрах от такого же встречного автобуса. В общем, когда через 11 часов нас целыми и невредимыми высадили в Нячанге, мы были очень рады этому обстоятельству. На поездах ездить нам понравилось больше.