(Из истории отечественной грамзаписи)
Как и обещал, продолжаю публикации о разнообразных дизайнерских работах Евгения Тихоновича Мигунова.
Многие мои ровесники, вероятно, помнят серийное оформление обложек детских грампластинок фирмы «Мелодия», выполненное Е.Т.Мигуновым:
Помимо детских записей, Мигунов оформлял и новогодние эстрадные сборники, причём иногда использовал для этого свою любимую технику аппликации:
Были в его «послужном списке» и несерийные пластинки. Обложка к записи чтения Сергеем Михалковым трилогии (тогда ещё) о дяде Стёпе - блистательный образец использования формата конверта для представления масштаба фигуры без сопоставления с посторонними деталями. Ниже - конверт грампластинки и его эскиз:
Кстати, черновые эскизы к такого рода работам Мигунов тоже часто делал в аппликационной технике, причём иногда - в миниатюрном формате, в масштабе спичечного коробка:
Однако помимо этих, Мигунов предлагал и другие варианты оформления конвертов, эскизы к которым сохранились в его архиве:
Гораздо менее известно то, что Мигунов оформлял не только конверты, но и этикетки пластинок. Кое-кому, возможно, повезло столкнуться в детстве с подобной продукцией:
Однако, как и во многих других случаях, истинный масштаб возможностей, которые таились в этой прикладной задаче, становится ясен из черновых вариантов. Их сохранилось много.
Обратите внимание, как по-разному обыгрывается не только круглый формат этикетки, но и центровое отверстие.
Фантазии на тему граммофонной иглы - тоже частый приём.
Для некоторых персонажей Мигунов пробовал использовать несколько различных подходов к отображению «грампластиночной» специфики.
В серии этикеток для детских записей, разумеется, использовались сказочные персонажи, причём - очень разные.
Ещё несколько нестандартных решений, в том числе с использованием динамической функции вращающейся грампластинки:
В отличие от «детских» этикеток, «взрослые» выглядели строже.
Варьировалось размещение названия фирмы.
Предлагалось использование музыкальной символики.
«Э» - видимо, маркировка записей эстрадной музыки.
И, наконец, несколько оригинальных композиционных решений.
Так или иначе, увидеть сегодня то, какими могли бы быть грампластинки нашего детства, можно разве что при соприкосновении с архивом художника.
В следующем посте постараюсь продолжить рассказ о неизвестных проявлениях дизайнерских способностей Е.Т.Мигунова. Впереди - много интересного…
Благодарю Романа Кобзарева за помощь в подготовке этого поста.