(дизайн и сатира)
Следующие два поста серии будут посвящены оформлению периодических изданий. В этот раз речь пойдёт о сатирической графике.
Как только Мигунова в конце 1960 года уволили с «Союзмультфильма», он устроился художественным редактором «Библиотеки Крокодила». На этом посту он разработал новое типовое оформление серии и самостоятельно проиллюстрировал несколько брошюр, а ещё в некоторых поучаствовал анонимно, как автор обложек или соавтор иллюстраций.
С этого же момента начинается работа Мигунова и для самого «Крокодила». Уже в 1961 году Мигунов выполняет изрядную часть оформления журнала, а вскоре начинает публиковаться и как карикатурист.
Графическим оформлением «Крокодила» занимались разные художники - Юрий Фёдоров, Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев, Герман Огородников, Леонид Насыров… Но в 1961 году (особенно в первом полугодии) основная часть этой работы выполнялась Мигуновым. При создании заголовков перед художником стояла задача добиться комического эффекта чисто шрифтовыми средствами.
Чаще, впрочем, одними шрифтами дело не ограничивалось:
А зачастую заголовок превращался в полноценное графическое произведение, иногда - с элементами группового шаржа или стилизации под манеру известного мастера.
Неотъемлемой частью оформления «Крокодила» были многочисленные изокомментарии к статьям, очеркам, фельетонам, памфлетам, редакционным колонкам, сатирическим рассказам, новеллам и стихам.
Далеко не все такого рода работы сохранились в оригиналах, многое рассеяно по страницам журнала:
С конца 1950-х годов Мигунов работал и для различных газет и журналов. Среди них - «Литературная газета» (рубрика «Литературный музей»), «Советская культура», «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Вечерняя Москва», «Soviet Land». Здесь от Мигунова тоже требовались рисунки сатирического характера - в форматах карикатуры, шаржа и оформительской работы. В архиве художника содержится немалое количество газетных вырезок той поры. Вот лишь некоторые примеры заголовков:
Подборка иллюстраций к сатирическим текстам выявляет мастерство создания гротескового рисунка даже в крохотном масштабе газетной колонки.
Некоторые произведения графической сатиры, созданные для различных изданий, сохранились и в оригиналах.
При обращении к зарубежному материалу интонация рисунков, как водится, приобретала более зловещий оттенок.
Серия заголовков «в духе Феликса Кривина», иллюстрации к произведениям которого стали одной из самых известных работ Мигунова.
Одним из ярких проявлений дизайнерских способностей Мигунова в работе со шрифтом был «сатирический алфавит», печатавшийся в «Крокодиле» в 1961-м году. Над первыми его буквами работал, видимо, Юрий Фёдоров, а впоследствии «эстафету перехватил» Мигунов. Расшифровки некоторых букв сам Мигунов сделал при подготовке рисунков к экспонированию. Каких типичных героев крокодильских публикаций символизируют остальные буквы - попробуйте догадаться сами…
Следующий пост тоже будет посвящён оформлению периодики, однако речь в нём пойдёт уже не столько о дизайне, сколько о разработке персонажа. И состоять он будет целиком из никогда прежде не обнародовавшихся работ…
Благодарю Романа Кобзарева за помощь в подготовке этого поста.