Мысли о туризме

Nov 03, 2014 20:00

Пока тезисно, далее можно будет развернуть по пунктам.

Первый визит в Грузию у туриста происходит в Тбилиси. Тбилисский аэропорт принимает кучу рейсов каждый день, Батумский и Кутаисский - менее десятка. Из аэропорта турист едет в город, это первый и главный его психологический "якорь", он должен зацепить, влюбить в себя, стать незабываемым, таким чтобы вернувшись, турист рассказал всем своим друзьям - ребята, там всё изумительно, срочно все туда.

Для этого у Тбилиси практически всё есть - есть замечательная фактура, стилистика, архитектура, климат, рельеф, история. Есть прекрасная еда, традиции, очень дружелюбные люди, теплая атмосфера при личных контактах, гостеприимство и открытость.

Чего же на мой взгляд не хватает?





Перво-наперво не хватает ощущения постоянного праздника. Его нужно создать для каждого приехавшего в гости человека, вообще сделать целый бренд "Тбилиси - город-праздник".

Такой бренд вообще нужен для каждого региона Грузии, и он много где уже существует, в виде первичных ассоциаций с разными землями и городами. Мы говорим "Сванетия" и подразумеваем горы, лыжи, снег. Батуми это море, пляжи, веселый юг. Мегрелия - история Золотого Руна и аргонавтов, Кахетия - виноградники и винодельни, Боржоми - вода и горы. Так вот, у Тбилиси брендом должно стать именно ощущение праздника для каждого, кто в него приезжает.

Многого для этого не нужно.

Возьмем обычного туриста, который прилетает в Грузию первый раз, на несколько дней. Если это не июль-август, когда он сразу стремится на запад, на берег, и к морю, ему нужно в первый визит осмотреться и вообще понять, куда он приехал, что ему делать, стоит ли вернуться снова уже всерьез на весь отпуск. За основу можно принять визит на уикенд, с прилетом в обед пятницы и улетом вечером в воскресенье, или утром в понедельник.

Получается, что два дня - суббота и воскресенье - должны для него стать насыщенными впечатлениями, прогулками, и главное - ощущением что он приехал не просто так, что вокруг него происходит что-то волшебное, яркое и замечательное.

В году четыре сезона, двенадцать месяцев, пятьдесят две недели. Нужно всего лишь найти или придумать какое-нибудь праздничное событие на каждый выходной, распланировать их заранее на целый год, а затем планомерно по графику воплощать. Каждый год нужно сделать тематическим, а также - каждый сезон. Сезонам дать свои цвета, логичные и ассоциирующиеся - Белая зима, Зеленая весна, Синее лето, Золотая осень. Соответственно брендировать эти сезоны, выработать палитру оттенков на каждый из них.

Далее, прошерстить весь церковный и светский календарь, вычленить главные праздники и привязку их к неделям года. Рождество, Тбилисоба, День любви (15 апреля), День матери (3 марта), Пасха, Георгиоба, Моцаметоба и так далее.

В каждый выходной в городе должно что-то отмечаться, причем делаться без особых затрат от государства, на воодушевлении самих жителей. Тут кстати очень важно развернуть информационную компанию, упирающую на гостеприимство как основу менталитета. Что каждый турист - это гость, нужно позаботиться о нем, встретить так, чтобы он полюбил народ, город, страну и обязательно вернулся снова, и рассказал у себя всем друзьям. Чтобы не было противопоставления "нас" и "их, приехавших", которое иногда проявляется. Чтобы весь город развернулся в сторону туриста, обнял его и принял.

Для разворачивания еженедельного праздника тут есть уже всё, нужно только это систематизировать и подтолкнуть. В каждой школе, которую я видел, есть танцевальный ансамбль, множество детей с первого по последний класс что-то поют, играют на всем подряд, танцуют. Это всё нужно организовать и привозить в город, со всех окрестных поселений. Сделать им постоянные площадки в центре Тбилиси, подвести свет и звук, дать возможность выступать - они сами ей будут рады как никто, поскольку до сих пор танцуют и поют только для друзей и родственников, а потребность в зрителях у них огромная.

Далее, есть множество регионов со своими брендами. Нужно устроить для них постоянные, закрепленные за ними даты фестивалей в Тбилиси. Допустим, у Сванетии есть те же сванские шапки, известные на весь мир. Выделить Сванетии уикенд в середине, например, сентября. Привезти с гор их мастеров, сырье, инструмент для производства. Поставить павильон посреди парка Рике, прямо на набережной. Устроить распродажу, мастер-классы, привезти под это же дело оттуда же танцоров, музыкантов, певцов, подрядить возящие в Сванетию турагентства для печати полиграфии, напечатать постеры, флаеры. Горнолыжный курорт в Местии - замечательно, сделать раздачу скидок в 80% на всё тем, кто вернется в Грузию зимой и приедет в сезон кататься на лыжах. Он может быть и не приедет, но ощущение что тебя ждут останется надолго.

Под это дело и под ощущение праздника туристы, оказавшиеся на таком фестивале, раскупят вообще всё что оттуда будет привезено, особенно если не жадничать и не заворачивать двойные-тройные цены на радостях от такого наплыва. Но про цены еще отдельная тема будет.

Точно так же устроить с фестивалем Кахетии, или днями Батуми в Тбилиси. Привезти сотрудников и информацию из гостиниц, ресторанов на побережье, всё это выставить и рассказать.

Далее, фестивали искусств.

Летом в Тбилиси жарко, все тянутся к воде. Рядом есть Тбилисское море, то есть водохранилище. Нужно перенести центр активности из жарких кварталов именно туда. Например, прямо на воде устроить фестиваль фейерверков.

Нынче это весьма отработанная процедура, и требует она именно воды. На нее спускается пиротехническая баржа, водная гладь является барьером безопасности для публики. Основную массу зрителей пустить бесплатно, на лучшем месте построить трибуну с сиденьями, навесом, столиками, напитками, всяким приглашенным кейтерингом - и эти места продать по билетам, опять же не по несусветной цене, а только чтобы отбить расходы на мероприятие. В мире есть множество фейерверковых команд, которые на такой фестиваль с удовольствием приедут, сами устроят отличное шоу. Посадить профессиональное жюри, устроить соревнование с местами, призами, отборочным туром в пятницу вечером и финалом в субботу. Назначить для этого тоже определенный уикенд, например первые выходные августа, самая жара.

Фестиваль цветов, в начале мая. Выделить площади газонов, позвать цветочные фирмы, устроить соревнование, жюри, победитель получит какой-нибудь мегазаказ на озеленение, допустим, целого санатория в Цхалтубо, плюс пиар на целый год. Да они за неделю засадят своими цветами весь город, если правильно замотивировать.

Народные ремесла. Уикенд, полностью посвященный всяким местным поделкам, которые малоизвестны за границей. На трассе Кутаиси - Батуми есть деревня Шроша, едешь по дороге, а все обочины уставлены глиняной посудой. Набрать этой посуды, привезти мастеров, устроить мастер-классы, лекции по истории, презентации, распродажу. В Зестафони все обочины увешаны плетеными гамаками, уставлены креслами, увешаны кашпо - почему? Найти кто делает, закупить, привезти, рассказать, показать, научить. В каждом районе можно найти что-то подобное.

Фестиваль графити. Позвать со всего мира самых известных художников, которых на родине гоняет полиция и гнобят бдительные сограждане. Отдать им под растерзание целый квартал ветхих строений, которые не подлежат реставрации. Отдать им заброшенные советские цеха и целые заводы. Унылые склады на окраинах, воинские части, вообще всё что не представляет ценности. Пусть рисуют всё что захотят. Устроить конкурс, жюри, призы.

В качестве призов дать победителям под разукрашивание что-нибудь особо впечатляющее. Заброшенный сталелитейный завод в том же Зестафони. Или плотину ИнгуриГЭС, целиком. Представляете, 270 метров высоты, почти километр длины - и всю эту стену из серого бетона разрисовать райскими цветами. Или фантастическими животными. Да хоть антивоенными лозунгами. Нигде в мире такого не будет, а в Грузии будет - и поглядеть на это приедут еще десятки и сотни тысяч человек, и поедут они через Тбилиси.

Туристический потенциал Тбилиси не раскрыт даже на одну десятую. В 2013 году приехало чуть больше миллиона человек. Для сравнения - Лондон принял 17 миллионов. Стамбул - 12 миллионов. Сингапур - 11.

Можно возразить, что при нынешних властях все перечисленные выше мероприятия маловероятны, и что они заняты совсем не тем, и что на всё нужна политическая воля и так далее. Но это значит, что пока нет воли у власти, не нужно вообще ничего не делать, только сидеть и ждать, когда власть сменится, и народ выберет новую, получше, ориентированную на туризм.

Так он и не выберет, если не увидит, как именно туризм сдвинет Грузию, вырвет ее из наступившей стагнации и запустит внутренние экономические механизмы. Промышленности почти нет, сельское хозяйство находится в архаической стадии, и если еще более-менее обеспечивало страну при закрытых границах, то конкурировать с гораздо более развитыми агропромышленными странами ему пока - и долго еще будет - не под силу. В то время как в 21м веке именно туризм является тем локомотивом, который вытягивает экономики развивающихся стран. Уже миллиард человек путешествует по миру. Туризм обогнал в ВВП кучу отраслей, на которых базировалась экономика долгие десятилетия. Нужно брать эту волну и выплывать в будущее именно на ней.

И вот когда население увидит реальные сдвиги от туризма, его профит, то как он влияет на жизнь его страны, только тогда оно начнет голосовать за прогрессивных политиков, честным прямым голосованием без мирных и не очень мирных революций.

Пока же у власти нет мотивации для разворота экономики в туристическую сторону, эту роль должны взять на себя туристические холдинги - причем не просто агентства или их ассоциации, а холдинги вертикально-интегрированные, контролируемые одним владельцем, включающие в себя и тургагентства, и гостиницы, и хостелы, и рестораны, подсобные хозяйства, виноградники и транспортные компании.

Почему именно такие холдинги способны решать глобальные туристические задачи в Грузии - расскажу далее.

Вдогонку к предыдущему. В пайнте разрисовал в первом приближении календарь на, допустим, 2015 год в Тбилиси. Синие кружочки 1 декабря, 1 марта, 1 июня и 1 сентября - праздники начала Нового Сезона. Смена бренда, палитры на новый, сезонный, под новым слоганом. Что-нибудь типа "Осень любви в Тбилиси", в таком духе. Или "Лето танцев".



Цветные окружности - другие праздники.

В идеале на конец каждой недели должно быть назначено свое отмечание чего-либо. Если поводов не хватит (а должно хватить с лихвой), всегда можно найти в исторических источниках интересную дату - день рождения царицы или царя, день победы над кем-нибудь (хотя войны лучше не привлекать, поскольку победа одного это поражение другого, и отмечать победу праздненством в 21м веке уже не этично), день воссоединения с кем-нибудь, и тому подобное.

Если опять не хватит - нанять пиарщиков, покопаться в литературе и придумать, наконец, поводов, которые будут привязаны к местности и легендам. Придумать и описать так, чтобы это было без пафоса, с самоиронией, мол, у нас тут выпал день в календаре, а повода нет, ну вот мы и назначили его днем такого-то и такой-то, пусть будет, им приятно, а вам лишний повод повеселиться.

мысли, картинки, туризм, грузия, тбилиси

Previous post Next post
Up