Ереван, Арарат и прочие драмы -4

Oct 31, 2019 01:04


Ой, я же забыла - в Гегарде удалось послушать пение. Там так интересно - певчие поют в верхнем помещении в скале, а из него есть отверстие в притвор Главного храма. То есть, если ты в храме, то ангельские голоса до тебя доносятся в прямом смысле слова с небес. Поют армяне волшебно, очень музыкальные ребята. И голоса хорошие.

Дальше у нас, на пути к Гарни, планировалась развлекуха - мастер-класс по выпечке лаваша. И нас завезли в специально подготовленный ресторан с максимально аутентичным антуражем.



Вот это, думаете,что за хрень? Я тогда не знала. Это я уже потом, увидев подобную штуку, поймала местного дяденьку и он мне рассказал, что это фигня для мацонеделанья. Заливаешь молоко и болтаешь, пока не надоест.


И машинка там внутри ресторана хорошая стоит. Не часто встретишь.



Армяне, как известно, бились, бились и добились - совсем недавно, в 2014 году, армянский лаваш включен в мировое культурное наследие, хотя подобные лепешки пеклись на всем Кавказе, в Турции, Иране, Азербайджане , Афганистане и вообще, вся Передняя Азия живет на идее пресного тонкого хлеба длительного хранения. В лаваше ведь в чем прикол  - можно наделать много-много таких лепешек, сложить их компактно, в высохшем, хрупком состоянии хранить до полугода, а понадобился хлебушек - ты лаваш в мокрую простынку завернул - и опа, можно опять есть, не боясь разодрать себе рот в клочья. И завернуть в него что-нибудь уже тоже опять можно - сыр, мясо, зелень, получается отличная, сытная еда.

Я точно не знаю, какими источниками и археологическими находками руководствовалось ЮНЕСКО, но теперь мы точно знаем - лаваш исконно армянское блюдо.
Готовят его  в тандыре - глиняной земляной печи. Сначала тесто очень тонко раскатывают, потом натягивают на большую выпуклую подушку, а потом с помощью этой подушки прилепляют лепешку к раскаленной стенке тандыра. Через минуту вытаскивают с помощью длинного загнутого крюка.


Ну вот и нас привезли развлекаться и даже предложили желающим поучаствовать в изготовлении. Я, если честно, участвовать вообще не рвалась, желания поелозить штанами по земле и муке у меня как-то не возникло. Вот если бы дали сунуться в тандыр… Но техника безопасности есть техника безопасности и лепешку налепляла специальная тетенька.
Зато к раскатке двоих из сорока допустили - один дяденька и одна тетенька по очереди  смело кинулись на землю и раскатали-таки мировое культурное наследие.

После того, как их лаваши были испечены и торжественно вручены авторам, вынесли еще кучу заготовленных, домашнего сыру (очень острый и специфический на вкус), зелени ( в основной массе- кинзы, которую мы с Ховановым не очень) и пригласили угощаться. Отлично, я вам скажу. Острый сыр с пресной лепешкой и зеленью, особенно если удалось поковыряться в пучке и избежать кинзы - это, я вам скажу, пища богов.

Хлеб вообще у всех народов вещь сакральная. Вот у нас молодых заставляют кусать свадебный каравай, а армянским молодоженам для призвания богатства, достатка и спокойствия, перед входом в дом мать невесты складывает лаваш на плечи.

Перед загрузкой в автобус я долго пырилась вот на эту конструкцию в заборе. Зачем она - так мне и не понятно. Это окошко, закрывающееся дверцей с решеткой.



Ну вот, а теперь к храму. Самому, пожалуй,оригинальному храму Армении.


Александр наш Македонский, во время своих азиатских походов, так и норовил оставлять где ни попадя, гарнизоны. Мужики оставались, женились на местных, окапывались, ну и несли эллинистическую культурку в массы.
В первом веке нашей эры армянский царь Трдат Первый взял и построил для дорогой супруги своей храм Митры, то есть Солнца. Соответственно, по образу и подобию греческих. Правда, в украшение фронтонов внес некоторый местный колорит в виде цветов и гранатов, но издалека посмотришь - ах, эти Афины, ах, этот Акрополь.

А это, собственно, руинки церкви и царского дворца.



Окрестности, конечно, впечатляют. Несмотря на погоду.


Во-первых, посмотрите, друзья - это мозаика.И какая! Во-вторых, намекаю - это Хованов. То есть, ездила я не одна, у меня и фоточка есть две штуки за отпуск. Ну, может, три.



Не, точно он - я милого узнаю по фигуре. Хоть и против света, но поверьте опытному пользователю.


Вот это классический ракурс. Прямо трудно поверить, что не Акрополь.



А это, как вы догадались, банька. Теплый пол!


А это просто красивая картинка, мне нравится, хоть храм немножечко не настоящий.



Зато я совершенно настоящая и там была! Как и Хованов. Хотя никому не запрещено предположить, что и были мы там в разное время, ведь даже стороны храмовой лестницы у нас разные:)



Внутри все очень скромненько и помещение небольшое.



Место было выбрано стратегически верное, климат хороший, поэтому царские семьи долго пользовали Гарни как летнюю резиденцию (кроме основной функции крепостей - защиты рубежей, так сказать). Все у них там было - и церковь своя, и покои, и даже баньку построили как положено - с теплыми полами, раздевалкой и даже мозаика в стиле древнегреческих тоже присутствует. Википедия нам говорит, что баньку построили рабы-греки и даже, говорят, оставили там на греческом языке жалобу, что им не заплатили за работу.  Так вот, фигня это, дорогие товарищи. Какие греки, тем более рабы, могли ожидать и не получить оплату за свою рабскую работу, ну чушь же собачья. Эта мысль не давала мне покоя.
И я нашла, уже дома, гораздо более внятное объяснение этому банному недоразумению.
Точный перевод надписи: “Мы ничего (даже рыбы) не получили ни с моря, ни с океана”, или в свободном переводе - «Работали, ничего не получив взамен».
ΜΗΔΕΝ ΛΑΒΟΝΤΕΣ ΗΡΙΑΣΑΜΕΘΑ ΚΑΝΕΝΑ ΝΕΚΡΟ ΔΕ ΜΑΣ ΕΔΩΣΕ Η ΘΑΛΑΣΣΑ ΟΥΤΕ Ο ΩΚΕΑΝΟΣ

У греков и в эллинистическом мире было принято делать надписи как бы от лица изображенных (например - на керамике надписи делаются от лица персонажей, а иногда и самого сосуда, типа "Я - кратер Крития") так что скорее всего, этот текст относился к изображенным водным божествам, которые подают воду в баню ничего не беря взамен.
Или второй вариант -  это просто уточнение, что баня построена не по заказу за деньги, а в подарок. Ну и тогда, конечно, какой оплаты можно ждать.
Короче, мутная история.
Когда прошла мода на эллинские поделки, храм еще раз пытались сравнять с землей, но его спасла супруга текущего царя, которая сказала: «Дорогой, ты вот там занимаешься сносом, а беседочку не трогай, пожалуйста, очень она мне нравится, гостей там буду принимать».
И простоял храм до 1676 года, когда коварное землетрясение и погубило его. И сегодняшний облик храм приобрел уже в 20 веке, после почти двух десятилетий реконструкции.

Ну вот, экскурсия и заканчивается, движемся в сторону Еревана. По пути обозреваем серые высотки окраин - в Кентроне люди, в основном, не живут, а работают.





Мрачноватое зрелище.
У заведения, где на всех окнах решетки и что-то явно кгбшное в облике (я догадываюсь, что - вот эти елки прямо выдают:)), около люка сидит дяденька. И увлеченно перекручивает провода из толстого мотка. Одну пару развинтит, другую свинтит. Что-то обрежет. Чует мое сердце, неспроста он там сидит.





Приезжаем в Ереван и любуемся горлицами. Голубей я активно не люблю, а эти прямо хорошенькие.



Для меня, как для человека с низким давлением, кофейные автоматы явное спасение. Заодно цены посмотрите, как мы помним курс "семь драм рупь". Кофе в Армении, кстати, если приходишь в ресторан, есть двух видов - растворимый с сахаром. и нормальный. Нормальный - это сваренный в турке кофе без сахара. Если с сахаром или молоком - это уже не гуд.
Нет, будешь приставать принесут. Молоко не обещаю, а сахар может быть. Но его может не быть, вы же понимаете.



А это счастливый Хованов сидит. Мы сейчас пойдем с ним домой, зайдем в магазин и я единственный раз за отпуск приготовлю еды - потушу баклажанов с помидорами и мясом. Нечего загружать женщину готовкой в отпуске. Он просто еще не знает, что эта готовка встанет ему боком - не будет у него спокойного вечера.



Ну вот, пришло время вечернего выгула. И мы опять премся пешедралом за край географии, то есть Кентрона.
Сальсатека-то еще не освоена. Хотя и найдена.

Это не сальсатека, это манекен в магазине домашней одежды. Они реально это носят дома?



Вот он, тот самый парк с обсерваторией. Народу тут не в пример меньше, чем в центре. Хотя ощущение полного спокойствия и безопасности. Даже иногда встречающиеся по дороге группки восточных людей, разговаривающих на непонятном языке, вообще не вызывают никаких отрицательных эмоций. Ну, стоят себе люди ночью в тени дерев, разговаривают.



Это сетевой ресторан. Мы видели подобных как минимум три. И везде эти перснажи в рост.



Ура! Мы добрались. Правда, чуть раньше, чем предполагали. Сальсатека еще не началась, зато попали на мастер-класс по бачате и даже увеличили количество партнеров своим присутствием.


Народу не скажу, что много. Но потанцевать удалось. И с мальчиками, и с девочками. В этом клубе тусуются касинщики,спасибо дорогому провидению.



Почти перед нашим уходом (был уже первый час, наверное) на меня напал иранский юноша, желавший, кроме потанцевать, еще и поговорить со мной по-анлийски. Обломался, но натанцевался, на выходе припадал к моей широкой груди, жал руку Хованову  и сенькал как заведенный.



День подошел к своему логическому завершению.

Всем до завтра.

Армения 2019

Previous post Next post
Up