Где-то что-то мельком ещё мелькало. Но это не меняет общей картины холодного, мягко говоря, отношения советского кинематографа к фантастике. Притом, что на Западе это был весьма внушительный пласт фильмов.
Честно говоря, не знал даже, что «Туманность...» была экранирована. Это была моя первая мысль за «произведение искусства, раскрывающее тему», сам читал Ефремова в первоисточнике, мало понял в 11 или 12 лет (хотя, Лем, Саймак, Будычёв, Стугацкие даже, другие авторы нормально заходили), желания перечесть до сих пор не возникало, но ощущение масштабного полотна именно в обсуждаемом здесь аспекте осталось. Мне кажется, вы читал и больше, и вдумчивее, у меня вопрос: а в советской литературе фантастической раскрывался ли образ коммунистического будущего более, нежели в кинематографе?
Ефремов и Казанцев старались как могли. а "Туманность" экранизировали только кусок, где звездолёт попал на планету с чужим звездолётом. Ну и были мелкие вкрапления земных сцен.
Всё так Я где-то читал, что в СССР доля фантастических фильмов от общего числа советской кинопродукции составляла жалкие 1,4 процента. По моему всё таки меньше, на Вике лежит список научно-фантастических фильмов СССР, он весьма скромен.
Это потому что жанр фантастики был размыт, и зрители часто причисляли к фантастике фильмы с несколько иным направлением, где фантастическое было только приемом. "Электроник" - сказка с фантастическим подтекстом (фантастический там только робот, да и то, что буржуазные гангстеры как-то о нем узнали, хотя в СССР существование Электроника якобы было засекречено). "Кин-дза-дза" - притча-антиутопия. "Иван Васильевич" - комедия, где фантастика - в машине времени, да и то приснившейся. "Собачье сердце" - антибольшевистская сатира. "Эта веселая планета" - мюзикл, где инопланетян вполне можно заменить, например, иностранцами или еще кем-то. "Человек из ниоткуда" - сатирическая комедия, где фантастика только в попадании первобытного человека в советское общество. Т.е. смысл этих фильмов не в фантастике, она там только прием.
C другой стороны к фантастике по праву причисляются экранизации западной классики вроде Верна и Уэллса, в которой показа коммунизма просто не могло быть по понятным причинам. Но в 1,4% фильмов они, конечно, входят.
Строителю коммунизьма не пристало попусту мечтать и фантазировать. Партия сказала, что коммунизьму быть - значит надо верить Партии на слово. (Или ты не веришь Партии на слово, %юзернейм%?) А пустые и бесплодные фантазии присущи лишь миру загнивающего империализма. Стало быть и социалистический кинематограф должен снимать не о фантазиях, а о реальности: о классовой сознательности советских трудящихся в борьбе с пережитками старой морали, о крепкой интернациональной дружбе и взаимопомощи, о миллионах тонн выплавленного чугуния, о росте надоев, о крепости напасов…
К слову сказать, когда Партия чуть ослабила хватку и недоглядела, то сразу же появилась какая-то «Кин-дза-дза» со странными и, не побоюсь этого слова, вредительскими параллелями.
Comments 773
Reply
Reply
Мне кажется, вы читал и больше, и вдумчивее, у меня вопрос: а в советской литературе фантастической раскрывался ли образ коммунистического будущего более, нежели в кинематографе?
Reply
Reply
Reply
Reply
Я где-то читал, что в СССР доля фантастических фильмов от общего числа советской кинопродукции составляла жалкие 1,4 процента.
По моему всё таки меньше, на Вике лежит список научно-фантастических фильмов СССР, он весьма скромен.
Reply
Reply
Reply
Reply
К слову сказать, когда Партия чуть ослабила хватку и недоглядела, то сразу же появилась какая-то «Кин-дза-дза» со странными и, не побоюсь этого слова, вредительскими параллелями.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment