Опрос о современном поэтическом книгоиздании в России
на коленке. - 26.01.2025. -
https://na-kolenke-zin.ru/?p=1665 В ноябре-декабре мы решили провести опрос о современном книгоиздании. Кажется, за последние два года вышло столько книг в новых независимых издательствах и журналах, сколько не выходило раньше. Стало интересно - с чем это связано, на самом ли деле вообще есть так называемый издательский бум, или всё морок. С этими (в том числе, но и не только) вопросами мы обратились к Дмитрию Кузьмину, Владимиру Коркунову, Константину Шавловскому, Вадиму Назарову, Данилу Файзову, Дане Курской, Ольге Балла, Борису Кутенкову, Валерию Шубинскому, Вячеславу Глазырину, Григорию Комлеву, Александру Переверзину, Лизе Хереш, Нине Александровой.
Ольга Балла-Гертман,
литературный критик, редактор
ㅤ
1. За последний год можно наблюдать бум современного поэтического книгоиздания. Запустились новых серии, появляется много дебютных книг. С чем вы это связываете? Как оцениваете?
Предполагаю, что это защитная реакция культуры в целом на нынешние катастрофические обстоятельства: на угрозу тотальной гибели она, как живой организм, отвечает повышенной витальностью. Думаю, это в любом случае хорошо.
2. Какие новые и старые поэтические серии вы бы выделили?
Много лет люблю и ценю серию «Новая поэзия» издательства «Новое литературное обозрение», а также серию издательства «Пальмира» - «Пальмира-поэзия». Из новейших стоит назвать серию культурного проекта «Флаги», а также серию «Neomenia», посвящённую молодой поэзии; книжную серию литературного онлайн-журнала «Poetica», поэтическую серию издательства «Порядок слов» и, отдельным пунктом, серию издательства «Синяя гора» «Спасибо!» - небольшие книжечки, автор каждой из которых выбирает максимум 20-25 наиболее важных для него в каком бы то ни было отношении поэтических текстов и сопровождает каждый небольшим эссе о том, чем именно эти стихи ему важны (у неё тоже начала появляться не бывшая вначале бумажная версия, чему не нарадуюсь). Мне кажется, это очень интересная и плодотворная идея.
3. Какая поэтическая книга, вышедшая за последний год, оказалась для вас наиболее интересной или важной, и почему?
Пожалуй, это двухтомник Виктора Кривулина (если говорить только о поэзии - его первый том) и собрание сочинений Генриха Сапгира. Было очень интересно прочитать этих поэтов подряд и представить себе их работу в целом.
4. Нужна ли бумажная книга в 21 веке?
Обязательно: она лучше противостоит разрушению и забвению. В ситуации, когда нет электричества (а такая ситуация всегда вероятна), поможет только она. Кроме того, электронные носители уже в силу своей сложности гораздо более хрупки и недолговечны, чем простая бумага. В общем, я сторонник того, чтобы у книги было две версии, бумажная и электронная, у каждой - свои незаменимые преимущества, и обе страхуют друг друга от тех самых разрушения и забвения.
А нужна ли поэтическая книга в наше время? И если да - то кому?
Разумеется: поэзия - это многократно ускоренное мышление (оно же и чувство, и воображение), многократно ускоренный и усиленный способ быть человеком, человечествовать. В наше время многообразных катастроф это важнее. чем когда бы то ни было. Будучи собрана в книгу, поэзия образует обозримую единицу такого мышления и чувствования. Тем, кому это важно, поэтическая книга и адресуется.
Как бы вы определили круг этих загадочных людей, интересующихся поэзией?
Вот примерно так, как в ответе на предыдущий вопрос: это такие странные люди, которым почему бы то ни было мало простого разреженного способа быть человеком, они ищут ещё и способов более концентрированных, достигаемых с помощью слова.
5. Каким Вы видите идеальный поэтический сборник?
Он должен быть одновременно разнообразным и цельным, с внятно прослеживаемой внутренней динамикой.
6. Как придумать удачное название для книги? Чем, на Ваш взгляд, удачное название отличается от неудачного?
К чертам удачного названия я бы отнесла одновременно яркость, парадоксальность и точность, - я бы сказала, оно само по себе должно быть своего рода стихотворением, сжатым в одну строчку, а может быть даже, в единственное слово, в какой-то мере жить собственной жизнью, и бросаться в глаза.
7. О чём пишут нынешние дебютанты? Можно ли выделить тенденции - идейные, стилистические, какие-либо другие?
Мне кажется - если попытаться сделать максимальное обобщение, - они ищут неочевидных, нехоженных путей в речи и мышлении.
8. Вышла книга молодого автора. Её прочли. Или почти не заметили. Как книге избежать забвения, находить путь к читателю, оказываться на виду?
Вот этого не знаю. Что-то мне подсказывает, что это не совсем в нашей власти. Текст во всяком случае говорит сам за себя, а способность его услышать либо возникает, либо нет, либо её приходится ждать много лет или даже десятилетий. Ну, хорошо бы ещё, конечно, чтобы понимающие критики квалифицированно высказались, - но это если на что и повлияет, то на распределение мнений внутри литературного сообщества. А на общекультурном уровне оно как-то само делается (ну не рекламой же, которая, куда скорее, только раздражает, а не располагает понимающего читателя к тексту и его автору).
9. Каких поэтических книг не хватает, на Ваш взгляд, сегодня?
Великих - то есть таких, которые одновременно дали бы точное, глубокое видение происходящего сейчас с миром и/или с человеком и открыли перед поэтическим мышлением новые пути.