Чуфут-Кале перед закатом: очарование древности

Jun 06, 2013 17:24

Наверное, каждый, кто любит Крым, бывал в пещерном городе Чуфут-Кале. Но не каждый знает, как он красив в предзакатных лучах. Здесь нет ни души, и бродить по древним развалинам в этот час особенно приятно. Нет-нет, да и мелькнет в голове мысль: «А может быть там, за тем поворотом, я увижу тень средневекового сурового алана? Или услышу тихий напев караимской песни?..»



Крымские татары дали этому средневековому городищу название «Еврейская крепость» (Чуфут-кале), однако у места и до этого было много других имен. Какое было первым? Возможно, Фуллы - такое название встречалось в 5-6 веках в разных источниках, хотя и без конкретного указания места. А может, Кирк Ор (Кирк Ер), что до нашествия монголов могло иметь значение «круг, огражденное место» (от греческого «киркинос»).

[Spoiler (click to open)]
1. Такую табличку увидит каждый, кто решится познакомиться с городом поближе



2. Часть пещерной Чуфут-Кале со стороны Майрам Дере (Долина Марии)



Кто здесь жил? И когда возник город? Точно вам этого никто не скажет. Но есть масса предположений - научных и не очень.

3. Остатки выдолбленной в скале дороги, что ведет к Южным воротам городища



4. А вот и они сами.



Точно жили здесь еще в неолите. Жили тут и тавры. Однако крепости тогда не было и в помине - племенами были облюбованы пещеры, которые сегодня так красочно пестреют в верхней и нижней частях скалы.

5. Романтичный вид у кого-то был на долину Марии...



6. Комплекс пещер, которые мы видим, когда входим в Южные ворота и поднимаемся к городищу.



7. Это взгляд на вход сверху. Здесь интересный момент: прямо виднеются черные окошки древних пещер, в которых вроде как находился христианский монастырь, впоследствии разрушенный оборонительной стеной. Однако исследователи в этом комплексе не нашли ни одной пещеры, которая могла бы считаться храмом.



8. Время не сильно потрепало пещерные сооружения



9.



Обитали здесь и аланы, кочевые племена скифо-сарматского происхождения. Они были христианами: на территории Чуфут-Кале было найдено и раскопано их кладбище. Византийские власти построили здесь крепость, чтобы эти хулиганы-варвары (в Крым они пришли с готами и гуннами грабить) наконец-то остепенились и оказались полезными союзниками. План Византии сработал - к 10 в здесь образовалось дружественное аланское княжество.

10. Самая древняя оборонительная стена - средняя. Построена в 6 в. Нижние блоки клали руки византийцев. Они более темные и лучше обработаны.



11. Дорога, ведущая к Восточным воротам.



12. Мощная колея, выдолбленная в скале за много веков.



13. А вот и Восточные ворота. Выглядит внушительно, однако специалисты называют их не иначе, как громоздко оформленным въездом в крепость.



14. Вид с наружной стороны.



15. Руины Восточной стены Чуфут-Кале



К сожалению, о жизни аланов здесь известно очень мало. Так мало, что даже нечего и писать. Известно, что аланские правители крепостей были людьми вроде как независимыми, но все же подконтрольными. Примерно как правительство автономной республики: на месте правлю, но отчеты «наверх» посылаю.

16. Вид с неприступной крепости



17. Строили из камня и привозных материалов, дарованных Византией.



Еще известно, что аланы занимались торговлей. Однако внятных археологических следов об их пребывании не осталось. Увы, весь культурный слой городища надо искать внизу, под скалой. И хотя раскопки там велись и даже дали интересные результаты, они носили эпизодический характер.

А вот татары поистине вдохнули в крепость жизнь, хотя Крым поддался им и не сразу. Есть легенда, что завоеватели никак не могли взять крепость, поэтому решили устроить в своем лагере, что размещался в долине ниже, страшный шум. Шум длился три дня и три ночи. Утомленные защитники больше не могли противостоять напору и сдали крепость.

Чуфут-Кале (который назывался еще пока Кирк Ор) татары сделали центром своего наместничества. Место и правда было хорошее - неприступная крепость, готовая для жизни, требующая небольших переделок и достроек. В середине 15 века жители городища (мусульмане, христиане - потомки алан, иудеи-караимы) были объявлены свободными от налогов. И население города стало прибывать.

18. Узкие улочки ведут в бедный район города, где жили нищие караимы.





19. А это центральная улица, вдоль которой располагались дома зажиточных караимов и мусульман, мечети и кенассы.



20. Снова улица



В 16 в ханы со своим народом переехали в долину, построив Бахчисарай (Город-сад). А в городище остались караимы-иудеи (христианам было разрешено покинуть пределы города, что они и сделали), которые продолжали пользоваться свободой от налогов, заводить торговые лавки в Бахчисарае, однако жить им разрешалось только в древнем городе. С этого времени и появляется название Чуфут-Кале, имеющее пренебрежительный оттенок («Жидовский городок»).

21. Слева от центральной дороги - руины мечети



22. Бывшая мечеть - это четырехугольник 14х10 метров, толщина стен - 1,5 м.



23. А вот и опознавательная табличка



24. Чуть ли не единственная фреска, сохранившаяся от мечети.



25. Если пройти дальше по дороге, слева в глаза бросится прекрасно сохранившееся здание. Это мавзолей Джанике, дочери хана Тохтамыша. Заглянув внутрь, можно увидеть мраморный гроб. Если бы можно было зайти (но зайти нельзя), вы бы увидели табличку, на которой написано: "Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш хана". Исследователи считают, что построено здание благодарным Хаджи Гиреем (она поддерживала его при жизни) и по последним архитектурным веяниям тех лет.



Караимы строили в городе кенассы (молитвенные дома), благоустраивали жилища. И все-таки работать днем в Бахчисарае, а на ночь возвращаться в городище было слишком неудобно: им приходилось тратить на дорогу два-три часа. После завоевания Крыма Россией (19 в) караимов освободили от обязательства жить в пределах Чуфут-Кале, и они стали покидать его.

26. Усадьбы караимов и их культовые сооружения тоже неплохо сохранились. Например, усадьба Фирковича (крупного ученого-караима, разработавшего свою научную теорию происхождения караимского народа), построенная в 18 в., и кенасса рядом. Вид из долины



27. Еще часть усадьбы





28. Кенасса снаружи



29. А вот две кенассы, спрятавшиеся за одним забором. Кстати, кенассы - это не просто молельный дом, но и нечто вроде духовного училища. До 19 в. назывались синагогами.



30. Эта кенасса построена в 14 в.



31. А та, что подальше, - в 18.



32. Украшение одной из кенасс, больше характерное для мусульманских воззрений.



Вот и вся прогулка. Надеюсь, вам понравилось.

Кстати, ниже городища, за пределами долины Марии, находится древнее караимское кладбище. Не менее мистическое и интересное с исторической и археологической точки зрения место, чем Чуфут-Кале. Но об этом как-нибудь в следующий раз.



Репортаж, Бахчисарай

Previous post Next post
Up