(
...)
17ur писал:
"Итак, чем изначально является гражданство?
...Во-первых, хороший, необходимый гражданин - не только тот, кто сохраняет порядок, подчиняясь запретам и ограничениям, но и тот, кто активно использует порядок в своих интересах, задействуя заложенные в регламенте условия, благодаря которым эти запреты и ограничения могут быть для этого гражданина сняты или обойдены.
Во-вторых, оба описанных отношения требуют навыка и, вероятно, некоторых талантов как качеств личности: психическая устойчивость и т. п...
Человек не может сохранять порядок, но при этом готов использовать его в своих интересах. Из него получается гражданин подвида "сучья выхухоль" (или "трудолюбивый мигрант" из активных), которая гадит там же, где ест, и прокладывает путь к своему счастью, используя закон не для себя, но против окружающих. Ибо так, при снятом условии сохранения порядка, проще. Разбитые судьбы, засранные души...
Человек может сохранять порядок, но преследовать личные цели с его использованием не способен. Как гражданин он соответствует терминам "терпила" и "лох". Или даже "совок" (но не "быдло", о "быдле" чуть ниже). "Моральное большинство", заботливо воспитываемое любой администрацией, которая в отсутствие противодействия обязательно увлечётся и оное "большинство" потратит в своих целях: на войну или на судьбоносные реформы.
Человек не может сохранять порядок и не способен достигать своих целей с его использованием. Не-е-ет, это даже не криминальный маргинал или маргинальный криминал. Как гражданин, он называется "быдло" - термин захватанный, но за неимением лучшего приемлемый. Материал, которым травят соперников, из которого выжимают прибавочную стоимость, а когда это возможно, то и варят мыло".
Преступники, совки, быдло...
Вернёмся к нашей теме. Очевидно, для Бога все три человеческих качества были равнозначны. Но человек повсюду видит иерархию. Я бы сказал, что в данном случае она следующая, от низшего к высшему - Воля, Порядочность, Талант. Воля - индивидуальное, биологическое качество, если верить
Афанасьеву, она есть даже у комаров. Порядочность проявляется на уровне социума. Талант отвечает за связь с Небом, это воистину божий дар, "божья искра".
Таким образом, следуя логике подобных систем, человек может реализовать себя по своему первому, высшему качеству; по своему второму качеству; или же по тому месту, где у него "дырка". И одним этим люди уже делятся на категории, согласно вышеупомянутому иерархическому принципу.
В самом низу будут люди, самое яркое качество которых заключается в отсутствии определённых качеств.
- Это преступники, люди прежде всего непорядочные.
- Совки, люди, не обладающие волей.
- Быдло, полностью лишённое связи с Небом (см. цитату из 17ur).
Понимаете? Совки - это люди, которые могли бы быть и талантливыми, и порядочными, но по ряду причин они прежде всего безвольны. В традиционном обществе они составляют подавляющее большинство крестьян - именно поэтому крестьяне "
неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени". А быдло - это люди, не сумевшие пойти путём воина, оказавшиеся неталантливыми. У этих людей руки растут из задницы, они портят всё, к чему прикасаются. В традиционном обществе они тоже в основном будут крестьянами (потому что в традиционном обществе большинство населения - крестьяне), но они плохие крестьяне, бедные, неумелые. Во времена рекрутского набора именно их односельчане старались в первую очередь отдать в рекруты.
На втором уровне - люди, реализовавшиеся по своей второй функции.
- Среди непорядочных это люди волевые. Авантюристы, махинаторы, диверсанты... российские бизнесмены девяностых, может быть даже олигархи. В преступном сообществе это будут главари-паханы, подавляющие своей волей рядовых "непорядочных".
- Среди неволевых - порядочные. Классические интеллигенты, рядовые труженики науки, всевозможные врачи и учители. Хранители социальных норм общества, те, кто их поддерживает и старается передать дальше.
- Среди неталантливых - опять же, волевые. Это, как раз, классические кшатрии - в современном обществе это будут военные, чиновники, политики.
Ну и высший уровень, где каждый вдобавок ко второй функции развил свою первую.
- Это талантливые энергичные люди без каких либо тормозов, настоящие демоны.
- Это гении, творцы и изобретатели - ангелы, если хотите.
- И это волевые люди, сделавшие упор на порядочность и поддержание социальных норм - судьи, праведные цари.
Возьмём "Трудно быть богом".
Низший уровень: слуги, стража, разбойники, то есть, массовка.
Второй уровень:
Волевые, но непорядочные - Вага-Колесо, босс местной мафии.
Порядочные, но слабовольные - книжники, местная интеллигенция.
Волевые, но неталантливые - "безмозглый бык", барон Пампа.
Высший уровень:
Демон, талантливый и волевой - Рэба.
Ангел, талантливый и порядочный - по своей сюжетной роли, это Румата. По крайней мере, воля у Руматы отсутствует, это точно. А талант есть - он же Шекспира переводит на ируканский, в конце концов! Ну и за связь с Небом он отвечает в самом буквальном и непосредственном смысле.
Судья, порядочный и волевой - Арата. Это единственный, за кем Румата признаёт право на суд, и единственный, на кого Румата может мысленно надеть царскую корону - "волна крестьянского бунта забросит тебя на Арканарский трон... и ты будешь добр и мудр - единственный добрый и мудрый человек в твоем королевстве".
Здесь нужно сделать оговорку. Для современного человека порядочным будет скорее Пампа, а чокнутый революционер и фанатик Арата в лучшем случае будет волевым (в худшем - волевым и непорядочным, как у Переслегина в "
Детективе по-арканарски"). Но мы же говорим о советской метафизике и советском произведении, значит, нужно принять за чистую монету предложенные характеристики персонажей. Румата положительный персонаж и Арата тоже положительный и порядочный. По крайней мере, из текста следует, что Арата никого никогда не предавал, а его самого предавали, и не раз.
А отсюда следует, что идеальной советской концовкой повести "Трудно быть богом" был бы союз между Руматой, Рэбой и Аратой (!). Допустим, Орден кинул Рэбу, а Рэба и Арата доказали Румате, что ни один из них не причастен к смерти Киры, и так далее. Все трое начинают играть на Арканар, против Ордена и Империи. У Руматы есть ресурсы, у Рэбы - церковные связи и общая хитрожопость, у Араты - проверенные кадры и репутация.
("О", - сказал
makarovslava, "Рэба может стать местным Яном Гусом, или Мартином Лютером! А Арата будем при нём Яном Жижкой!")
В этой ситуации, Арата и Румата реморализуют Рэбу; Рэба и Арата мотивируют Румату; Румата и Рэба расширяют Арате кругозор.
***
И в качестве необязательного довеска, но в моём обычном стиле...
"
В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.
Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира - все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды - гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.
Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами - чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.
А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности".
С одной стороны, вот оно - низшие типы; средние типы; высшие типы. С другой стороны, получается, что если мы не можем создать совершенного человека, то "сильные, талантливые, нравственные" - выберите два из трёх. И чтобы мир утопии мог существовать, на самом-самом высшем уровне помимо ангелов необходимы и демоны - те, кто не связан оковами нравственности, кто способен взглянуть на свой мир со стороны и испытать его на прочность. Без них общество лишиться иммунитета и, в конечном, счёте, стимулов к развитию.
Так что, вот она, идеальная утопия на основе девяти типов людей. "В трижды три круга укладывался этот мир..." Каждый круг Стругацких делится ещё на три, и в каждом случае внешний круг атакует, средний поддерживает систему, внутренний задаёт цели.
В первом круге агрессивной внешней оболочкой будут быдло и гопники. Править будут преступники. Смазывать шестерёнки - совки. Это Россия девяностых, отражённая в массовой культуре; пост-советская Россия, истолкованная как карикатура или антиутопия. При помощи первого круга (инсталлируя его язвы-зародыши, если хотите) наше идеальное общество разлагает и переваривает социумы своих противников. Да, как у Галковского с "криптоколониями".
Во втором круге агрессивной внешней оболочкой являются разведчики-диверсанты и беспринципные бизнесмены, которые легко подчиняют правящих преступников первого круга. Правят там военные и политики. Опорой общества являются приличные порядочные люди, средний класс и интеллигенция. Это идеальный Запад, заграница - опять же, в творчестве тех, кто мечтал туда уехать в первой половине девяностых.
Третий круг - собственно, утопия. Защищают её праведные цари-императоры, способные командовать легионами и выносить приговоры целым мирам. Цели задают ангелы, творцы. Ну а демоны поддерживают систему на плаву.